«Царствование Иоанна IV протекало бурно. Со всей возможной выразительностью ее течение обнажило особенность русской истории, состоящую в том, что ее ход имеет в основе не "баланс интересов" различных сословий, классов, групп, а понимание общего дела, всенародного служения Богу, религиозного долга...
В 1547 году сгорела Москва. Пожар и последовавший за ним всенародный мятеж потрясли юного Иоанна. В бедствиях, обрушившихся на Россию, он увидел мановение десницы Божией, карающей страну и народ за его, царя, грехи и неисправности. Пожар почти совпал по времени с венчанием Иоанна на царство. Церковное Таинство Миропомазания открыло юному монарху глубину мистической связи царя с народом и связанную с этим величину его религиозной ответственности. Иоанн осознал себя "игуменом всея Руси". И это осознание с того момента руководило всеми его личными поступками и государственными начинаниями до самой кончины... Воцарение Грозного стало переломным моментом: в становлении русского народа - как народа-богоносца, русской государственности - как религиозно осмысленной верозащитной структуры, русского самосознания - как осознания богослужебного долга, русского "воцерковленного" мироощущения - как молитвенного чувства промыслительности всего происходящего. Соборность народа и его державность слились воедино, воплотившись в личности Русского Православного Царя. Приняв на себя груз ответственности за народ и державу, юный царь с ревностью приступил к делам государственного, общественного и церковного устроения...
Повелением царским был составлен и введен в действие новый Судебник. С целью всероссийского прославления многочисленных местночтимых святых и упорядочения жизни Церкви Иоанн созвал подряд несколько церковных соборов, к которым самолично составил список вопросов, требовавших соборного решения. В делах царя ближайшее участие принимали его любимцы - иерей Сильвестр и Алексей Адашев, ставшие во главе "Избранной Рады" - узкого круга царских советников, определявших основы внутренней и внешней политики. В 1552 году успешно закончился "крестовый" поход против казанских татар. Были освобождены многие тысячи христианских пленников, взята Казань, обеспечена безопасность восточных рубежей... Тогда же он обрел прозвище "Грозный" - то есть страшный для иноверцев, врагов и ненавистников России...
Счастливое течение событий прервалось в 1553 году тяжелой болезнью молодого царя. Но страшнее телесного недуга оказываются душевные раны, нанесенные теми, кому он верил во всем, как себе. У изголовья умирающего Иоанна бояре спорят между собою, деля власть, не стесняясь тем, что законный царь еще жив. Наперсники царские - Сильвестр и Адашев - из страха ли, или по зависти, отказываются присягать законному наследнику, малолетнему царевичу Дмитрию. В качестве кандидатуры на престол называется двоюродный брат царя - князь Владимир Андреевич. Россия оказывается на грани нового междоусобного кровопролития...
Выздоровление Иоанна, казалось, вернуло силы всей России. В 1556 году русское войско взяло Астрахань, окончательно разрушив надежды татар на восстановление их государственной и военной мощи на Востоке. Взоры царя обратились на Запад. Обеспечив мир на восточной границе, он решил вернуть на Западе древние славянские земли, лишив Ватикан плацдарма для военной и духовной агрессии против Руси. Но здесь его поджидало новое разочарование... "Избранная Рада" воспротивилась планам царя. Вопреки здравому смыслу она настаивала на продолжении войны против татар - на этот раз в Крыму, не желая понимать, что само географическое положение Крыма делало его в те времена неприступной для русских полков крепостью. Сильвестр и Адашев надеялись настоять на своем, но царь на этот раз проявил характер. Он порвал с "Избранной Радой", отправив Адашева в действующую армию, а Сильвестра - в Кирилло-Белозерский монастырь, и начал войну на Западе, получившую впоследствии название Ливонской...
С высылкой предводителей боярской партии интриги не прекратились. В 1560 году при странных обстоятельствах умерла супруга Иоанна - кроткая и нищелюбивая Анастасия. Возникли серьезные опасения, что царицу отравили, боясь ее влияния на царя, приписывая этому влиянию неблагоприятное (для бывших царских любимцев) развитие событий. Кроме того, смерть царицы должна была по замыслу отравителей положить конец и высокому положению при дворе ее братьев, в которых видели опасных конкурентов в борьбе за власть. Произведенное дознание показало, что нити заговора тянутся к опальным вельможам - Адашеву и Сильвестру. И снова Иоанн вопреки очевидности пощадил жизнь заговорщиков. Сильвестр был сослан на Соловки, а Алексей Адашев взят под стражу в Дерпте, где и умер вскоре естественною смертью от горячки, лишив будущих историков возможности лишний раз позлословить о "терроре" и "жестокости царя"...
В 1564 году доверенный друг Иоанна, князь Андрей Курбский, наместник царя в Дерпте, тайно, ночью, оставив жену и девятилетнего сына, ушел к литовцам. Мало того, что он изменил царю, - Курбский предал родину, став во главе литовских отрядов в войне с собственным народом. Подлость всегда ищет оправдания, стараясь изобразить себя стороной пострадавшей, и князь Курбский не постеснялся написать царю письмо, оправдывая свою измену "смятением горести сердечной" и обвиняя Иоанна в "мучительстве"...
Терпеть далее такое положение вещей было нельзя. Оно грозило не царю - под угрозой оказывалось существование России. После долгих и мучительных колебаний Иоанн Грозный принял единственно возможное для христианина решение: вынести дело на всенародный суд... В начале зимы 1564 года Иоанн Васильевич покинул Москву в сопровождении верных ему ближних бояр, дворян и приказных людей "выбором изо всех городов" с женами и детьми... Поездив по окрестным монастырям, побывав у Троицы, царь к Рождеству остановился в Александровской слободе, в 112 верстах от Москвы...
Когда первое оцепенение москвичей прошло, столица буквально взорвалась народными сходками: "Государь нас оставил, - вопил народ. - Мы гибнем. Кто будет нашим защитником в войнах с иноплеменниками? Как могут быть овцы без пастыря?" Духовенство, бояре, сановники, приказные люди, проливая слезы, требовали от митрополита, чтобы он умилостивил Иоанна, никого не жалея и ничего не страшася... Народ сделал свой выбор. Осознанно и недвусмысленно он выразил свободное согласие "сослужить" с царем в деле Божием - для созидания России как "Дома Пресвятой Богородицы", как хранительницы и защитницы спасительных истин Церкви. Царь понял это, 2 февраля торжественно вернулся в Москву и приступил к обустройству страны.
Первым его шагом на этом пути стало учреждение опричнины. Само слово "опричнина" вошло в употребление задолго до Ивана Грозного. Так назывался остаток поместья, достаточный для пропитания вдовы и сирот павшего в бою или умершего на службе воина. Поместье, жаловавшееся великим князем за службу, отходило в казну, опричь (кроме) этого небольшого участка. Иоанн Грозный назвал опричниной города, земли и даже улицы в Москве, которые должны были быть изъяты из привычной схемы административного управления и переходили под личное и безусловное управление царя, обеспечивая материально "опричников" - корпус царских единомышленников, его сослуживцев в деле созидания такой формы государственного устройства, которая наиболее соответствует его религиозному призванию... Опричнина стала в руках царя орудием, которым он просеивал всю русскую жизнь, весь ее порядок и уклад, отделял добрые семена русской православной соборности и державности от плевел еретических мудрствований, чужебесия в нравах и забвения своего религиозного долга.
Даже внешний вид Александровской слободы, ставшей как бы сердцем суровой брани за душу России, свидетельствовал о напряженности и полноте религиозного чувства ее обитателей. В ней все было устроено по типу иноческой обители - палаты, кельи, великолепная крестовая церковь (каждый ее кирпич был запечатлен знамением Честнаго и Животворящего Креста Господня). Ревностно и неукоснительно исполнял царь со своими опричниками весь строгий устав церковный. Как некогда богатырство, опричное служение стало формой церковного послушания - борьбы за воцерковление всей русской жизни, без остатка, до конца. Ни знатности, ни богатства не требовал царь от опричников, требовал лишь верности, говоря: "Ино по грехом моим учинилось, что наши князи и бояре учали изменяти, и мы вас, страдников, приближали, хотячи от вас службы и правды"...
Учреждение опричнины стало переломным моментом царствования Иоанна IV. Опричные полки сыграли заметную роль в отражении набегов Девлет-Гирея в 1571 и 1572 годах, двумя годами раньше с помощью опричников были раскрыты и обезврежены заговоры в Новгороде и Пскове, ставившие своей целью отложение от России под власть Литвы и питавшиеся, вероятно, ересью "жидовствующих", которая пережила все гонения. В 1575 году, как бы подчеркивая, что он является царем "верных", а остальным "земским" еще надлежит стать таковыми, пройдя через опричное служение, Иоанн IV поставил во главе земской части России крещеного татарина - касимовского царя Семена Бекбулатовича...
Был в этом "разделении полномочий" и особый мистический смысл. Даруя Семену титул "великого князя всея Руси", а себя именуя московским князем Иваном Васильевым, царь обличал ничтожество земных титулов и регалий власти перед небесным избранничеством на царское служение, запечатленным в Таинстве Миропомазания. Он утверждал ответственность русского царя перед Богом, отрицая значение человеческих названий. Приучая Русь, что она живет под управлением Божиим, а не человеческим, Иоанн как бы говорил всем: "Как кого ни назови - великим ли князем всея Руси или Иванцом Васильевым, а царь, помазанник Божий, отвечающий за все происходящее здесь - все же я, и никто не в силах это изменить".
Так царствование Грозного царя клонилось к завершению. Неудачи Ливонской войны, лишившие Россию отвоеванных было в Прибалтике земель, компенсировались присоединением бескрайних просторов Сибири в 1579-1584 годах. Дело жизни царя было сделано - Россия окончательно и бесповоротно встала на путь служения, очищенная и обновленная опричниной. В Новгороде и Пскове были искоренены рецидивы жидовствования, Церковь обустроена, народ воцерковлен, долг избранничества - осознан. В 1584 году царь мирно почил, пророчески предсказав свою смерть. В последние часы земной жизни сбылось его давнее желание - митрополит Дионисий постриг государя, и уже не Грозный царь Иоанн, а смиренный инок Иона предстал перед Всевышним Судией, служению Которому посвятил он свою бурную и нелегкую жизнь».
Умер А.Н.Бакулев в Москве в 1967 г. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Являясь в молодые годы большим почитателем философии Гегеля, Самарин пытался примирить ее с Православием, но попытка эта потерпела крах. Зрелые философские взгляды Самарина основывались на представлениях славянофильского учения о Православии как истинном христианстве.
С середины 1840-х гг. Юрий Самарин стал одним из главных деятелей славянофильского движения. В 1849 г. он был заключен в Петропавловскую крепость за «Письма из Риги», распространявшиеся в списках и направленные против немецкого засилья в Прибалтике. «Все здесь дышит ненавистью к нам; ненавистью слабого к сильному, облагодетельстваванного к благодетелю и вместе гордым презрением выжившего из ума учителя к переросшему его ученику – писал Ю.Самарин о Прибалтике. – Здесь все окружение таково, что ежеминутно осознаешь себя как русского и как русский оскорбляешься».
В 1853-56 гг. написал и пустил в обращение в списках записку «О крепостном состоянии и о переходе из него к гражданской свободе» – проект отмены крепостного права в России. В 1859-60 гг. Самарин активно работал в Редакционных комиссиях по выработке крестьянской реформы 1861 г.
В этот день 1894 года скончался изобретатель Павел Николаевич Яблочков. Он родился в 1847 году в обедневшей дворянской семье Саратовской губернии. Образование получил в Саратовской гимназии и Николаевском инженерном училище в Петербурге, окончив его в 1866 по 1-му разряду и получив чин инженер-подпоручика. Служил в Киеве в саперном батальоне. Выйдя в отставку, уехал в Москву, где был назначен начальником службы телеграфа Московской-Курской железной дороги.
В 1873 г. Яблочков открыл мастерскую физических приборов: изобрел сигнальный термометр для регулирования температуры в железнодорожных вагонах; устроил первую в мире установку для освещения железнодорожного пути электрическим прожектором, укрепленным на паровозе. В 1875 году изобрел электрическую свечу – первую модель дуговой лампы. По мнению академика Н.П.Петрова, «свеча Яблочкова дала электротехнике такой же сильный толчок на пути разнообразнейших практических применений электричества, какой паровая машина Уатта дала применениям пара в промышленности». В 1875 году Яблочков уехал в Париж, где сконструировал промышленный образец электрической лампы. Создал систему освещения («русский свет»), продемонстрированную на Всемирной выставке в Париже в 1878 году. В 1879 году изобретатель организовал «Товарищество электрического освещения» и электромеханический завод в Петербурге. Будучи предпринимателем, Яблочков усовершенствовал электрические машины, гальванические элементы и аккумуляторы, участвовал в электротехнических выставках в России и Франции, был активным членом Русского технического общества.
Завтра также день памяти генерал-адъютанта, генерала от кавалерии, активного борца с революционной смутой 1905–1907 гг. Павла Карловича фон Ренненкампфа, замученного 1 апреля 1918 г. большевиками.
Он родился 17 апреля 1854 г. близ Ревеля и происходил из вестфальского дворянского рода, перебравшегося в XVI в. в Прибалтику. Ренненкампф окончил Гельсингфорсское пехотное юнкерское училище и Николаевскую академию Генштаба. Долгое время он служил на офицерских должностях при штабе Варшавского военного округа, а в 1899 г. был назначен начальником штаба войск Забайкальской области.
В звании генерал-майора Ренненкампф в 1900 г. принял участие в подавлении Ихэтуаньского («боксерского») восстания в Китае, в ходе которого был дважды награжден за боевые отличия орденом Св. Георгия (IV и III ст.). Во время Русско-японской войны 1904-1905 гг. командовал Забайкальской казачьей дивизией, особо отличившись при Мукденском сражении. Проявив личное мужество, был ранен в ногу, отмечен золотым оружием с надписью «За храбрость» и орденом св. Станислава 1-й степени с мечами. За боевые отличия был произведен в генерал-лейтенанты и по окончании боевых действий назначен командиром 7-го Сибирского армейского корпуса.
В годы революционной смуты 1905–1907 гг., командуя карательным отрядом, Ренненкампф энергично подавил антиправительственные выступления в Забайкалье, восстановив сообщение Маньчжурской армии с Западной Сибирью. За усмирение восставших генерал получил из рук Императора бриллиантовые украшения к Золотому оружию, а революционеры организовали на него покушение, к счастью безуспешное. В последние дни революции генерал был послан на усмирение Прибалтийских губ. С началом Первой мировой войны Ренненкампф был назначен командующим 1-й армией Северо-Западного фронта. В августе 1914 г. генерал нанес поражение 8-ой германской армии под Гумбинненом в Восточной Пруссии, однако в результате дальнейших неудачных действий был отдан под суд, так как общественное мнение несправедливо обвинило генерала с немецкой фамилией в измене.
Остаток жизни над ним тяготело ложное обвинение в предательстве, что причиняло Ренненкампфу глубокие нравственные страдания - его не раз подвергали оскорблениям на улице и в общественных местах. Между тем, как вспоминала его жена, в Прибалтике Ренненкампфа считали «чересчур русским патриотом» и «страшным русофилом». Его повторно арестовали при Временном правительстве, но никаких фактов измены не нашли. В марте 1918 г. генерал был арестован в Таганроге – на этот раз уже большевиками. Несколько раз ему предлагали перейти на службу к новой власти и занять один из командных постов в Красной армии. Но от сотрудничества с большевиками Ренненкампф категорически отказался. Перед отступлением большевиков из Таганрога в ночь с 31 марта на 1 апреля 1918 г. после издевательств (ему выкололи глаза) Ренненкампф был вывезен за город и расстрелян (по другой версии зарублен). По свидетельству самих же большевиков, генерал вел себя перед расстрелом геройски.
В этот день 1939 года скончался педагог-новатор Антон Семенович Макаренко. Он родился 1 марта 1888 года. В юности учительствовал на Украине. По окончании Полтавского учительского института (1917) заведовал железнодорожным и городским училищами. С 1920 года руководил трудовой колонией для несовершеннолетних правонарушителей. В 1927 году Макаренко организовал детскую трудовую коммуну им.Дзержинского, где работал до 1936 года. В 1936 году возглавлял колонию им. Горького под Киевом. В 1937 году переехал в Москву, где занимается литературной работой.
В труднейших условиях хозяйственной разрухи Макаренко разработал и воплотил систему воспитания педагогически запущенных, социально и нравственно искалеченных детей, жертв войн и социальных бедствий. В основе педагогики Макаренко — теория воспитательного коллектива, формирующего нормы и стиль жизни в детской среде. Макаренко выступал против использования для детей элементов тюремного режима в пользу усиления производственного уклона и общевоспитательных методов. В отношениях с воспитанниками придерживался принципа: «Как можно больше требований к человеку и как можно больше уважения к нему».
В этот день в 1908 г. был утвержден Устав Киевского Клуба русских националистов. Целью Клуба объявлялось «распространение в обществе идей русского национализма, национального самосознания, проведение в жизнь идей мирного политического и культурного развития России, выяснение нужд и потребностей населения края и удовлетворение их легальными путями, борьба с вредными влияниями космополитизма и учениями антирусскими, противогосударственными и противообщественными, главным же образом, борьба с польским натиском и украинофильством и, наконец, объединение людей, исповедующих принципы национально-русской государственности».
Устав предусматривал следующие виды членства: 1) почетные члены, 2) члены-учредители, 3) действительные члены, 4) члены-сотрудники. Можно было стать еще и пожизненным членом, для чего нужно было внести в кассу организации не менее 200 руб. Управлял клубом Совет, состоявший из 18 членов и 2 кандидатов. По именному списку в Клубе на 1909 г. числилось 326, а к 1913 г. уже 738 человек.
Одним из активных деятелей Клуба был видный ученый-психолог, теоретик русского национализма профессор Иван Алексеевич Сикорский (память 14 февраля). Вот что говорил он в своей речи в собрании русских избирателей в 1910 г.: «На Киев смотрит вся Россия. Петербург никогда не имел значения руководителя национальной жизни России. Москва после 1905 г. также утратила нравственный авторитет в глазах национально-русского общества. Значение центра русской национальной жизни начинает переходить к Киеву, и на киевлянах лежит высший долг перед городом и родиной: мы должны укреплять возникшую здесь русскую твердыню. Пора нам сказать: мы - сыны великого народа и здесь в историческом Киеве, хозяева - мы! Городское управление матери городов русских должно быть русским... Мы должны решительно сказать: мы - русские, и Киев - наш... Я, как человек старый, по сравнению с большинством присутствующих здесь, могу сказать одно: Я вас благословляю! Идите смело и дружно и никому не уступайте своего первородства... Надо, чтобы Киев богател, но богател, как национально-русский центр...»
В этот день 19 марта 1814 г. Император Александр I Благословенный торжественно вступил в покоренный русской армией и союзниками Париж.