От автора «Слова о полку…» до Башлачёва

В Доме писателя состоялось обсуждение книги «Десять веков русской литературы»

0
370
Время на чтение 3 минуты
Вчера, 29 марта, в Доме писателя состоялось обсуждение книги Анатолия Юрьевича Козлова «Десять веков русской литературы» (СПб., 2010). По словам самого А.Ю.Козлова, это не столько филологический труд, сколько книга «писателя о писателях», начиная с автора «Слова о полку Игореве» – и заканчивая Александром Башлачёвым.

Концепцию своего исследования А.Ю.Козлов определяет так: «Путь русской литературы – это история высочайших духовных взлётов и разверзающихся перед её создателями бездонных пропастей. И говорить о ней надо как о духовном явлении. О том, каких высочайших духовных пределов достигла русская литература и какие бездны ей удалось обойти. В книге "Десять веков русской литературы" история России и история русской литературы рассматриваются как история православной цивилизации. Если писатель, поэт или учёный, совершивший открытие, утверждает, что не верует в Бога – это лукавство. Человек, использующий Божественный инструмент – вдохновение – и утверждающий, что Бога нет – обманывает либо себя, либо других с корыстной целью».

В отличие от авторов, рассматривающих историю литературы как развитие, прогресс, А.Ю.Козлов использует термин «аккомодация» – то есть приспособление, адаптация «под современное духовное состояние человека». «Уже исходя из книг Священного Писания, которые заканчиваются Апокалипсисом, очевидно, что происходящий технический прогресс – не является развитием человечества. В лучшем случае, он является процессом материального приспособления человечества, сопровождающимся духовным оскудением», - сказал Анатолий Юрьевич в начале презентации.

Как и следовало ожидать, такая концепция не оставила равнодушными писателей, пришедших на презентацию книги. Многие из них успели прочитать труд А.Ю.Козлова, а руководитель секции критики Г.Н.Ионин вернул автору экземпляр, в котором, по его словам, каждая страница теперь отмечена рукописными комментариями. Оппоненты Козлова сходились в том, что книга отличается слабой аргументацией и недостаточным литературоведческим профессионализмом. Некоторые писатели упрекали автора за излишне критичное отношение не только к западноевропейской литературе, но и ко многим произведениям русских писателей. Среди них оказался не только Лев Толстой, но и, например, А.Н.Островский.

Главный редактор издательства «Дума» А.И.Белинский даже счёл нужным вступиться за Катерину – героиню пьесы Островского «Гроза». А.Ю.Козлов, цитируя в своей книге рассказы Катерины о том, как она любила ходить в церковь и как со слезами молилась по ночам, не зная, о чём молится и плачет, потому что у неё «всего довольно», комментирует их так: «Такие истерические состояния, как и состояние религиозного экстаза, Православная Церковь не только не приветствует, но она строжайше предупреждает от впадения в них, как от своего рода кликушества. И потом, у православного верующего не может быть всего довольно. То есть он благодарен Богу за те материальные блага, которые имеет, независимо от их количества, но при этом он понимает всё несовершенство своей духовной жизни, ибо "блаженны нищие духом" – то есть люди, испытывающие постоянный духовный голод. Состояние психической неуравновешенности главной героини не только не имеет никакого отношения к православной вере, но и дискредитирует её и извращает её смысл, уводя во внешнюю атрибутику и приводя к психическим заболеваниям…»

Действительно, интонация этого отрывка немного напоминает тон «Настольной книги атеиста», изданной в 1968 году: «Помимо идеологического вреда, паломничество к "святым" местам наносит физический вред людям. У "святых" мест скапливается порой много больных, зачастую заразными болезнями, людей. Это нередко приводит к распространению инфекционных заболеваний. Бывают случаи, когда после купания в родниковой "святой" воде некоторые больные чувствуют ухудшение здоровья».

  Впрочем, многие писатели благодарили Анатолия Юрьевича за то, что он помог им отбросить привычные стереотипы и взглянуть на историю русской литературы под другим углом. Например, Л.Ф.Московская сказала, что эта книга очень нужна: «Потому что даже в чрезвычайно просвещённой публике нет представления о православной струе, которая всё освящает, оживляет и является сокровенным кодом русской нации и русской литературы. Может быть, даже противоречия этой книги кого-то могут подтолкнуть к осознанию того, на какой удивительной земле он находится и к какой мощной литературе причастен».  

Итоги вечера подвёл профессор Г.Н.Ионин: «Речь в книге идёт не о Православии, а о том, с чем Православие созвучно в нашей духовной культуре, в нашей литературной истории. Какая духовная сила есть в опыте нашей литературы, когда взглянешь на него сквозь призму Православия. Это очень важный для науки, критики, для всей нашей духовной культуры подход. Там, где Анатолий Юрьевич пытается "натянуть" Православие на писателя – там не получается, там есть сбои. Но там, где речь идёт об обнаружении в нашем литературном опыте этой колоссальной жизнеутверждающей духовной правды – там его книга содержит подступы к открытию».

Ольга Надпорожская
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Ольга Сергеевна Надпорожская
Труды отца Николая
Памяти о.Николая Беляева († 12.01.2021)
12.01.2021
«Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас»
О самозванце в сети «Фейсбук»
22.07.2020
«Коль есть любовь, тогда мы все родные»
Новые стихотворения иеромонаха Романа
10.01.2020
Все статьи Ольга Сергеевна Надпорожская
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06