В середине марта было объявлено, что в Минюст уже поступило 68 заявок на регистрацию новых партий. О намерении создать «свои» партии объявили едва ли не все известные политики, не связанные обязательствами по госслужбе: Михаил Прохоров, Олег Митволь, Герман Стерлигов, Евгения Чирикова, Михаил Горбачев и даже скрывающийся от российского правосудия Борис Березовский. Среди подавших заявки в Минюст такие партии как Патриотическая, Монархическая, Партия любителей пива и даже просто Партия любви.
Между тем высказываются опасения, что подобное партстроительство приведет не только к умножению числа безобидных политических клоунов. Некоторые считают, что президентский законопроект стимулирует создание межрегиональных партий по национальному и конфессиональным признакам. Отметим, что за последние дни стало известно о создании как минимум трех националистических партий. 24 марта прошел учредительный съезд Национал-демократической партии, которую создают Владимир Тор и Константин Крылов. О намерении зарегистрировать новую партию заявили и руководители движения «Русские» Александр Белов и Дмитрий Демушкин, возглавлявшие запрещенное впоследствии ДПНИ. О намерении создать партию «Новая сила» заявил и профессор МГИМО Валерий Соловей.
Не исключено и возникновение исламских партий, отмечает издание. О такой вероятности, в частности, заявил начальник отдела образования и науки Духовного управления мусульман Татарстана Валиулла Якупов. Есть вероятность и образования региональных партий с потенциальным сепаратистским уклоном. Так на днях СМИ сообщили о намерении отдельных правозащитников (называлось имя Льва Пономарева) основать на Дальнем Востоке региональную партию прояпонской направленности.
Прокомментировать начавшийся процесс активного партийного строительства и ответить на вопрос: опасно ли для страны образование партий националистически или религиозно окрашенных, корреспондент сайта Regions.ru попросил известных православных священнослужителей.
Настоятель храма святителя Митрофания Воронежского протоиерей Димитрий Смирнов считает, что «когда зарегистрируют восемьсот политических партий, тогда и посмотрим, что из этого получится». «У меня же нет никакой уверенности, что многопартийная демократия вообще способна решать серьезные национальные задачи. Сама идея многопартийности мне очень не близка. Я лично совершенно не заинтересован в ее внедрении. О последствиях, которые она принесет, лучше подробно расспросить тех, кто ее навязывает. Как мне кажется, все это какой-то бизнес на политике. Потому что для реализации всех этих многочисленных политических проектов будут искать и находить спонсоров. К сожалению, у нас очень много людей, для которых партийное строительство – это единственное, на что они способны», - заметил священник.
Священник Андрей Алексеев, клирик храма св. мчц. Параскевы Пятницы в Качалове, убежден, что «к инициативам руководства надо относиться с уважением и вниманием». «Но необходимо также тщательно продумать и все возможные негативные последствия, - добавил он. - По всей видимости, эта инициатива направлена на оздоровление и улучшение политической жизни в стране. Но нет никакой уверенности, что деятельность новообразованных партий будет направлена на служение стране и народу. Какие цели они в действительности перед собой ставят? Здесь и откровенный абсурд, и крайний радикализм. К чему все это может привести? Все это "партийное строительство" вызывает серьезные опасения. Я соглашусь с отцом Димитрием Смирновым, которому наилучшей формой правления представляется выборная монархия. Может быть, сейчас еще нет условий для нее – но, по-моему, нельзя и игнорировать этот путь. В самой идее многопартийности особенно в нашей ситуации я вижу серьезный разрушительный потенциал. Как мне кажется, в ней сокрыта угроза цельности страны и общества. Над этим стоит серьезно задуматься».
Священник Димитрий Арзуманов, настоятель храма св. првд. Иоанна Кронштадтского в Жулебине, не думает, что упрощенная система регистрации партий «позволит выйти в политическое поле каким-то маргиналам», но полагает, что она, «по крайней мере, успокоит тех, кто вечно чем-то недоволен, кого "постоянно зажимают"». «Если люди хотят объединяться в партии – пожалуйста. Ничего плохого я в этом не вижу. По-моему, это вполне естественный процесс. И мешать этому не нужно. Все равно по большей части это будут партии, которые погоды в большой политике не сделают. Хотя исключать появление на политической арене каких-то новых серьезных игроков тоже нельзя. Да и, к сожалению, не всегда и не все "политические клоуны" безобидны – а их у нас предостаточно», - сказал он.
Директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук священник Андрей Постернак, не уверен, что для страны полезна «эта буйная многопартийность». «Опыт показывает, что когда партий очень много, государство не всегда оказывается дееспособным, потому что власть как бы рассредоточивается в большом числе различных политических сил. Третья Республика во Франции потерпела крах именно по этой причине: не было единого блока, определяющего общую стратегию развития страны. В этом смысле более эффективной для управления страной является двухпартийная система или система, в которой небольшое число партий, имеющих возможность блокироваться. А в нашей ситуации многим партиям, не имеющим реального политического влияния, своеобразным "политическим клоунам", регистрация позволит формировать определенным образом общественное мнение, лоббировать какие-то интересы в информационном плане. То есть это такие партии, которые реальной политической власти иметь не будут, но будут активно заниматься определенной агитацией. И, конечно, среди этих многочисленных партий неизбежно возникнут и партии сомнительного толка, которые будут проповедовать и безнравственные вещи, и экстремистские», - считает он.
Что касается партий «религиозно окрашенных», то, считает священник, «они, скорее, будут выражать какие-то конкретные политические интересы, а не интересы тех или иных конфессий. Еще большой вопрос, насколько религиозные убеждения, в частности христианские, вообще совместимы с политической деятельностью». «В целом, как мне представляется, рост числа политических партий неизбежно породит определенную дезорганизацию в общественной жизни. Подозреваю, что появляется новая проблема, которую придется решать с помощью неприятных разбирательств, запретов и ограничений деятельности каких-то партий. Зачем же создавать себе лишние проблемы? Жизнь у нас и так непроста», - заключил пастырь.
Священник Георгий Белодуров, клирик Воскресенского (Трех исповедников) храма Твери отметил, что партия должна отличаться от обычной группы товарищей по интересам: «Само юридическое создание партий должно исключать появление партий а-ля "любители пива" - такая организация не может быть признана политическим образованием с серьезной политической деятельностью. Должны существовать определенные фильтры, которые не будут допускать появления таких партий. В законе должно быть четко сказано, какие организации могут называться партиями, чтобы не было абсурда из разряда "Партии любви". Нужен специальный экспертный совет, который бы такое отсеивал. При создании уставных документов националистических или религиозных партий должны учитываться законы об экстремистской деятельности и о разжигании межнациональной и межконфессиональной розни. К примеру, во многих странах мира существуют христианские партии. Другое дело, что они являются христианскими только номинально, а так я не уверен, что в своей деятельности они пекутся о христианских ценностях, - скорее, они заботятся все же о либерально-буржуазных».
«Для новых партий сложность я вижу в том, что им необходимо иметь представительства в половине регионов страны. И я не думаю, что те правозащитники, которые хотят создать прояпонскую партию, найдут в половине регионов страны сторонников интересов Японии, потому партия, которая защищает интересы другого государства, вызывает большие вопросы. Мы должны заботиться прежде всего об интересах России, именно это дает нам право называться гражданами своей страны», - заключил отец Георгий.