Румынская Церковь, как и Русская, подчёркивает своё апостольское происхождение - на территории обоих Церквей проповедовал апостол Андрей Первозванный. В четвёртом веке благую весть о Христе среди даков (потомков нынешних румын) нес латинский миссионер Никита. На втором, третьем и четвёртом Вселенских Соборах присутствовали епископы, духовно окормлявшие даков.
Накануне турецкого завоевания на территории нынешней Румынии находились две митрополии-Валахская и Молдавская. Обе они были в номинальной зависимости от Константинопольского Патриарха. Парадоксальный факт: когда в 1821 году произошло восстание греков, румыны помогали туркам подавить его. Это объясняется большим недовольством румын произволом фанариотов (так называли греческих владык, по названию квартала в Стамбуле, где находится Константинопольская Патриархия).
Румынское национальное возрождение связано с именем митрополита Костаки, основавшего первую школу с румынским языком обучения. В середине XIX века князь Александр Куза объединяет румынские княжества в одно государство. Многие монастыри при нём были закрыты, а их земли конфискованы. Под давлением светской власти Румынская Церковь одностороннее провозгласила автокефалию. Был учреждён Генеральный Синод, подчинявшийся светской власти. Тогда же были предприняты первые попытки ввести григорианский календарь. Резко против вмешательства светской власти выступил митрополит Филарет. Напряжение достигло наивысшей точки, когда владыка Филарет наложил проклятие на князя.
Каноническая автокефалия Румынской Церкви была провозглашена в 1885 году, а Патриаршество - в 1925 году. Интересная деталь: аналогом наших благочиний в Румынской Церкви являются протопопства. Сразу вспоминается протопоп Аввакум. Если вспомнить стереотипы советской пропаганды о «боярской Румынии», то прямо получается какая-то допетровская Русь…
По количеству храмов Румынская Церковь - на втором месте после Русской. В Румынии около 12 тыс. православных церквей - они имеются почти в каждой, даже самой маленькой, деревне. В Бухаресте в советское время было почти 230 церквей – намного больше, чем в Москве. Крупнейшею обителью в Румынии является Нямецкая Лавра (впервые упоминается в начале XV века). Интересно также, что до начала XVII века богослужебным языком у румын был церковнославянский. В советское время государство оказывало Церкви материальную помощь, священники освобождались от воинской повинности и получали от государства зарплату.
Наши отношения с Румынской Церковью обострились после падения коммунистических режимов в России и в Румынии. Синод Румынской Церкви вдруг заявил, что он никогда не признавал вхождение Молдавской епархии в состав Московского Патриархата (хотя многие документы это опровергают). Молдавия вошла в состав Российской Империи после Русско-турецкой войны 1806-1812 годов. В 1813 году - за 72 года до провозглашения автокефалии Румынской Церкви - была учреждена Бессарабская епархия. В 1918 году после занятия Молдавии румынскими войсками и включения её в состав Румынского королевства, местная епархия была подчинена Румынскому Патриархату. Патриарх Тихон в своём послании в этом же году назвал этот акт неправомерным.
В Молдавии я побывал в бытность там правящим архиереем митрополита Серапиона (конец 1980-х годов). Повод для посещения - работа в местном архиве с материалами о старце Паисии Величковском, о котором я писал кандидатскую работу в духовных школах. Жил у писателя Ф.Чащина - автора «Белой Криницы» - не совсем удачного произведения о старообрядцах. В его библиотеке было несколько ценных документов, связанных с иноками Павлом и Алимпием – знаменитыми искателями архиерея для восстановления трехчинной иерархии у старообрядцев. Посетил единственный тогда действующей женский монастырь в республике в селе Жабки (сейчас в Молдавии 32 монастыря и 8 скитов). Больше всего запомнилось общение с о. Петром Бубурузом, некогда секретарем Кишиневской епархии, а ныне одним из главных деятелей так называемой Бессарабской митрополии. На приходе у него немного читал по-молдавски. Общаясь с ним, я сначала не сориентировался, стал говорить об опасных тенденциях к автокефалии. А он вспыхнул: «Вам, получается, можно быть автокефальными, почему же другим нельзя?!»
В 1920-е годы Румынская Православная Церковь перешла на новый календарный стиль. На праздники по этому календарю народ стали загонять насильно, при этом прибегали даже к помощи конной жандармерии. Эта календарная реформа все-таки привела к расколу в Церкви: тех, кто не принял новый стиль, стали называть старостильниками, других, соответственно, - новостильниками. Священники даже по внешнему виду отличаются друг от друга: многие новостильники не носят бороды, бреются, встречаются некоторые даже с сигаретой в зубах.
Правление Чаушеску вспоминается в народе без особого раздражения. Скорее всего, раздражение сегодня вызывает демократическое правительство. Тогда были какие-то стеснения, но открытых гонений на Церковь не было. Интересно, что на могиле Чаушеску свечей было больше, чем на братском захоронении жертв революции 1989 года.
Румыния сейчас активно движется в сторону Запада, она вступила в НАТО, открывала свое воздушное пространство для натовских самолетов, которые отсюда бомбили Сербию. В Румынию приезжал папа Римский. Румынский Патриархат следует во всем за Константинополем, который проводит реформистскую экуменистическую политику.
В Румынии проживает около 100 тысяч липован - так называют там местных старообрядцев. В целом их жизнь здесь протекала спокойно. Были, однако, некоторые сложности перед войной, когда румынский диктатор Антонеску оказывал давление, угрожал старообрядческому митрополиту Тихону, требуя принятия нового календаря. Митрополит категорически не соглашался, за что попал в лагерь. Правителю Румынии он предсказал поражение в войне. Когда это поражение стало очевидным, Антонеску выпустил владыку Тихона из заключения. Когда советские войска вступили на территорию Румынии, то имели место эксцессы с местными русскими, которых принимали за власовцев.
С румынами у липован сложились вполне нормальные отношения. Как и румынское духовенство (но только новостильное), духовные лица старообрядцев на государственном жаловании. Переходы румын в старообрядчество достаточно редки - во многом из-за языкового барьера. В основном эти переходы бывают при смешанных браках. Кстати, с румынами пришлось дважды плотно соприкоснуться во время моего приезда в позапрошлом году. Посетил я их большой монастырь – Владимирешти, километрах в двадцати от Галаца. Этот женский монастырь возник в 30-е годы прошлого столетия в степи. Было видение монахине Веронике с повелением основать там монастырь. На месте видения был установлен деревянный крест, замененный впоследствии мраморным.
В правление коммунистов этот крест пытались сорвать. Сейчас над ним устроена сень, где находится престол. В большие праздники перед этой сенью на монастырской площади молится народ за литургией. В монастыре два храма – Успенский и в честь Живоносного Источника. Насельниц обители около 150. Кроме храмов посетил монастырский музей, трапезную, гостиную, иконописную мастерскую. На кладбище ряд могил с крестами пустые, в них только предполагаются захоронения, но на крестах уже надписаны имена еще живых насельниц обители…
Надо сказать, что монахини оказали мне очень теплый прием, надавали подарков, много задавали вопросов на сугубо духовные темы. Не преминул сказать им о древнем благочестии, двуперстии, каноничности старого календаря.
В 1956 году монастырь закрыли. Некоторые монахини попали в заключение. Проводившая для нас экскурсию монахиня Даниэла, которой исполнилось 80 лет, рассказывала о своих тюремных мытарствах, как принуждали нарушать пост, работать в праздники и т. п.
Вновь монастырь открылся в 1990 году. Интересная деталь: насельниц монастыря, умерших после его закрытия, стараются перезахоронить на монастырском кладбище.
Еще несколько деталей. Перед входом в храм висят два била – деревянное и металлическое. В деревянное бьют молотком до службы, в металлическое – в процессе службы, например, при пении «Честнейшую Херувим».
Кафизмы на вечерних службах не читают под тем предлогом, что читается Неусыпающая Псалтырь. Везде порядок, идеальная чистота, ухоженные виноградники, цветники.
Я подумал: «Хорошие вы люди, добрые, гостеприимные, трудолюбивые. Но, к сожалению, новостильники. Ну, какой бес толкнул Вас на это отступление?!»
Странно, насилием ввели новый календарь в 1924 году, конные жандармы сгоняли жителей сел на службы по новому стилю, отказали Патриарху Алексию I в его предложении (в 1945 году) вернуться на старый канонический календарь. Раскол у них произошел на почве календаря. И вот, с одной стороны, давление мировой масонской закулисы, угодничество перед Западом, а с другой - значительный раскол в собственной стране, рана на церковном теле. Ну что важнее - первое или второе – уврачевание раскола? Нет, упорствуют: и к двуперстию надо бы возвращаться, и иконы писать с благословляющей в двуперстии десницей Спасителя. Видел в монастыре древнюю византийскую икону Спаса с двуперстным благословением, а рядом иконы новописанные, позднейшие с растопыренными пальцами. Где логика?! Есть ведь ориентир древний – так следуйте ему! Нет, закоснели в эклектике. Благословение толком взять не могут – всё норовят только руку священнику поцеловать. Пропел в обоих храмах величание, молился по-старому в трапезной – монахиням понравилось. Пять часов не отпускали – все расспрашивали и расспрашивали. Я на это не рассчитывал, оделся легко – обострился остеохондроз. Ну, ничего, главное, чтобы что-то из посеянного дало бы свои всходы, а затем, будем надеяться, и плоды..
Был на приеме у галацкого архиепископа Кассиана. В середине XVII века в Галаце несколько лет жил Патриарх Афанасий, мощи которого («Афанасий сидящий») находятся в Благовещенском соборе Харькова. Этот церковный деятель призывал Патриарха Никона воздерживаться от поспешных обрядовых реформ. Ранее архиепископская резиденция находилась в Измаиле. Говорил архиепископ много и громко, при этом активно жестикулировал, напоминая своим темпераментом итальянца. Впечатление осталось приятное – приветливый и обходительный владыка говорил, как он счастлив, что в его епархии живут липоване, и даже находится их центр. «Вы строго храните каноны и устав, что является для нас примером»,- сказал он и продолжил: «Мы любим Русскую Церковь и хорошо к ней относимся. Я был на интронизации Патриарха Кирилла». Интересовался, сколько приходов старого обряда в РПЦ. Приглашал на конференцию, посвященную исихазму (я писал кандидатскую работу в Духовной академии на тему: «Преподобный Паисий Величковский как продолжатель исихатской традиции»). Расставаясь, попросил архиепископа походатайствовать перед гражданскими властями о материальной помощи старообрядческому приходу в связи с ремонтными работами.
В величественном Никольском соборе, находящемся рядом с архиепископской резиденцией, пропел величание апостолу Андрею Первозванному (в соборе есть его икона с двуперстием) и свт. Николе. Обратила на себя внимание современная фреска, изображающая принесение в Галац главы апостола Андрея. Вспомнил, как в Ногинске (Богородске) Московской области в городском соборе при его настоятеле архимандрите Андриане (Старине) изобразили перенесение мощей прп. Серафима Саровского. На этой картине было много узнаваемых лиц современных архиереев и священников. Собор в Галаце построен в 1906 году, ктитором его был сам король. Престол храма после его реставрации в 2000 году освящали Патриархи Константинопольский Варфоломей и Румынский Феоктист.
Старообрядческий священник Феодор рассказал, как на литургии на Рожество Христово архиепископ Кассиан в полном облачении неожиданно вошел в алтарь старообрядческого храма и стал усердно приветствовать его, стоящего у престола. Затем он по-русски поздравил народ «с праздником», что поначалу липован как-то дезориентировало («наш владыка приехал»). У отца Феодора это посещение новообрядческого архиерея в таком формате и без предупреждения оставило в душе неприятный осадок…
Спрашиваю у сопровождающего нас в собор игумена: «Много ли в Румынии старостильников»? Нехотя отвечает: «Нет, немного». Я: «Насколько твердо Румынская Церковь придерживается нового календаря?» Он, слегка взволновано: «Я человек маленький, знаю свое послушание, подобные вопросы – не мой уровень, их нужно задавать начальству». Я почувствовал, что затронул больное место…
На обратном пути слушал подаренную архиепископом Кассианом кассету с записью чтения великого канона Андрея Критского. Хорошая дикция, чтение художественное и вдохновенное. Невольно сравнивал с тем, как читали канон покойный Патриарх Пимен, старообрядцы-безпоповцы. Сравнение было не в пользу румын… У них уже нет ектеньи об оглашенных, вечером, как правило, их церкви на замке, службы значительно сокращаются. Нередко в румынских храмах венчание совершают в субботу вечером и даже в посты. На западной стороне их храмов, там, где у нас изображают Страшный Суд, изображают Патриарха и правящего епископа, а также правителя страны и ктитора.
Игумен Кирилл (Сахаров), настоятель храма свт. Николы на Берсеневке
4. Ответ на 2., М.Яблоков:
3. иг. Кирилл: "В величественном Никольском соборе, находящемся рядом с архиепископской резиденцией, пропел величание апостолу Андрею Первозванному (в соборе есть его икона с двуперстием) и свт. Николе."
2. Re: Православие потомков древних даков
1. Игумен Кирилл (Сахаров) о Румынской Православной Церкви …