«Своим действием они совершили страшный грех против своих собратьев»

Диакон Владимир Василик об исполнении в Белоруссии смертного приговора в отношении террористов

0
1439
Время на чтение 6 минут

Как сообщалось, осужденные за теракты в Минске и Витебске Дмитрий Коновалов и Владислав Ковалев были казнены. Перед этим президент Белоруссии Александр Лукашенко отказал в праве на помилование обоим приговоренным террористам «в связи с исключительной опасностью и тяжестью последствий для общества от совершенных преступлений». Между тем, «правозащитная общественность» в Белоруссии и других странах, ранее требовавшая отмены приговора, подвергла резкой критике власти Белоруссии за приведение приговора в исполнение.  

Прокомментировать это событие и общественную реакцию на него мы попросили кандидата филологических наук, доцента СПбГУ диакона Владимира Василика.


Вынесение и исполнение смертного приговора является страшным, но абсолютно необходимым актом законной государственной власти Белоруссии. Конечно, расстрелянных и их родственников жаль, но гораздо более жаль тех, кого они умертвили страшной смертью, разорвали их в клочья. Ещё более, чем усопших, жалко живых, которые будут подвергаться таким же, если не более страшным, опасностям, если власть Белоруссии не защитит их жизнь всеми способами, в том числе неотвратимостью исполнения долженствующего наказания.

Что же касается родственников казненных, то, с одной стороны, их, конечно, жаль, но, с другой стороны, возникает вопрос, как они могли воспитать потенциальных террористов и убийц? В древних обществах родственников и родителей таких государственных преступников также ждало наказание. Каково же христианское отношение к смертной казни? Спаситель нам говорит: «Не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф. 5:17). И ещё сказано в Библии: «Кто прольёт кровь человеческую, того кровь прольётся рукою человека: ибо человек создан по образу Божию» (Быт.9:6). Заповедь Десятисловия гласит: «Не убий». Кто же убьет, тот подлежит суду.

Могут указать на закон милосердия и всепрощения, принесенный Христом. Это так, но в этой ситуации прощать имеют право только убиенные этими террористами, возможно, ещё их родные, но никак не слезливые борзописцы и лицемерные политики, которые горазды прощать за чужой счет. Это во-первых. Во-вторых, и в Новом Завете мы видим страшные и суровые слова, говорящие о неотвратимом наказании за грех убийства. Иоанн Богослов говорит в своем послании: «Ибо возмездие за грех есть смерть» (Рим. 6:23). Апостол Павел в Послании говорит: «Если отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия наказывается смертью, то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен и Духа благодати оскорбляет?» (Евр.28:29).

Эти убийцы совершили грех против своих соотечественников и единоверцев. Среди убитых, без сомнения, были крещеные люди, как, может быть, и сами эти молодые люди, хотя мы ничего не знаем о том, обращались ли они с просьбой об исповеди перед казнью. Не слышали мы и о том, чтобы Белорусский Экзархат выступил бы с какими-либо ходатайствами об их помиловании. Но, так или иначе, своим действием они совершили страшный грех против своих собратьев. Таким образом, они распинали Сына Божия и ругались Ему.

Далее, святой апостол Павел говорит: «Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое» (Рим.13.3:4).

В Православии существовало противоречивое отношение к смертной казни. Святые отцы выступали и за её отмену, и против этого. Стоит напомнить один житийный случай, когда к знаменитому египетскому авве Сануте (это V век, еще до Халкидонского Собора) пришел грешник, который убил ради грабежа и ничего не нашел на убитом. В раскаянии он пришел к авве. Авва сказал ему: «В селении ты увидишь разбойников, пристань к ним. Если тебя спросят, разбойничал ли ты с ними, то скажи "да", тогда тебя казнят, и милосердие Божие сойдет на твою душу».

Есть ещё более разительный случай, описываемый в 166-м рассказе «Луга духовного». К авве Зосиме пришел разбойник и умолил его соделать монахом, затем через 9 лет суровой покаянной монашеской жизни он вернулся к нему и попросил вернуть ему мирские одежды и забрать монашеские. На вопрос аввы: «Почему, чадо?», он ответил, что девять лет он живет в суровом подвиге и знает, что благость Божия оставила ему множество грехов. Но каждый день и каждый час он видит отрока, который спрашивает: «За что ты меня убил?» Он видит его в трапезной, видит на Евхаристии, и ни единого часа он не дает ему покоя. Поэтому он желает быть казненным, чтобы умереть за отрока, убиенного им. Одел он мирские одежды, был узнан, схвачен и обезглавлен.

В социальной доктрине Русской Православной Церкви отмечается, что Церковь неоднозначно относится к проблеме смертной казни, потому что смертная казнь - это не только устрашение, но и предупреждение преступления. Во-первых, это наглядный пример того, что так поступать нельзя, а, во-вторых, это прекращение удовольствия для грешника. Он уже не может насладиться ни алкоголем, ни наркотиком, он уже не погуляет на те грязные деньги, которые добыл убийством или иным преступлением. И это для грешника, который не верит в жизнь будущего века, страшнее всего. И, напротив, смертная казнь очень многих обращала к покаянию.

Удивительно покаяние, которое испытал перед казнью Кондратий Федорович Рылеев. Стоит почитать его предсмертное письмо, исполненное глубокой веры и духовного достоинства, чтобы понять, насколько покаяние может преобразить человека.

В связи с приведением приговора в исполнение начался новый виток информационноый войны против Белоруссии и ее президента. В этой войне — две информационные бомбы: первое — то, что «диктатор» Лукашенко довел страну до того, что людям не осталось иного выхода, кроме террора. Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно. Бомбы в нашем неспокойном и беззащитном мире сейчас рвутся везде: и в явно неблагополучных Афганистане и Ираке, и в вполне благосытных США, Великобритании, Франции и Испании. Получается, что «кровавый диктатор» Джордж Буш-младший довел бедных американцев до того, что они не могли не взорвать «башни-близнецы», а ужасно свирепые и беспощадные британские премьер-министры и испанские короли, сравнимые по жестокости лишь с Гитлером и Пол-Потом вместе взятыми не могут не провоцировать несчастных ольстерских повстанцев и баскских сепаратистов на акты отчаяния.

И потом, Белоруссия на общем тревожном фоне до прошлого апреля была оазисом благополучия: ни организованная преступность, ни терроризм ей не угрожали, во многом — благодаря трудам А.Г.Лукашенко и его команды. До какого отчаяния довел Лукашенко страну, если белорусских гастарбайтеров, в отличие от украинских и молдавских, мы практически не видим в России, если зарплаты, на которые можно жить, выплачиваются регулярно, если в стране полностью сохранена социальная система эпохи Советского Союза — бесплатное здравооохранение, бесплатное высшее образование, многодетным семьям платятся серьезные пособия и предоставляются квартиры? И самое главное. А.Г.Лукашенко не дал развалить государственный сектор, лишить сотни тысяч людей работы и будущего, он не допустил расцвета безбработицы, коррупции, наркомании, проституции — всего того, от чего погибают Россия и Украина. И это называется довести народ до отчаяния?

Если кого А.Г.Лукашенко и довел до отчаяния, так некоторых российских олигархов, отчаявшихся оттяпать очередной жирный кусок собственности, да определенных западных политиков, которым он мешает развалить и погубить еще одну страну.

И вторая «информационная бомба»: казненные — невиновны, их прихватили как стрелочников». Дело их дутое, нужное режиму, чтобы оправдаться перед своим народом. Хочется призвать тех, кто бросается такими обвинениями: господа, факты на бочку. Если они у вас есть — предъявите их, в любом суде, хоть в Страсбургском. Нет — сядьте и засохните. А фактов нет. Много шуму из ничего: много болтовни и ни одного стоящего факта, свидетельствующего об алиби расстрелянных.

Белорусская правоохранительная система на порядок чище и свободнее от коррупции чем российская, к тому же она находится под особым прицелом прессы. И создавать дутое дело в белорусском контексте, значит, работать против собственного государства и собственного президента. И если белорусские осужденные невиновны, значит невинными овечками являются и осужденные у нас чеченские террористы, и абсолютно все заключенные на базе Гуантанамо.

Для меня абсолютна непонятна та истерия, которая идет в СМИ по поводу этой казни. Это напоминает мне события 1881 года, когда после убийства Александра II, ума, чести и совести старой России, либеральная публика бросилась спасать его убийц, отъявленных мерзавцев и кровопроливцев. Лев Толстой и Владимир Соловьев проливали слезы, чтобы спасти тех, кто разорвал на куски Царя-Освободителя. Есть у нас любители быть добренькими за чужой счет, которые не понимают, что этим совершают самоубийство. Точно так же либеральная интеллигенция в конце XIX - начале XX веков оправдывала террористов, вплоть до того, что им предоставляли фальшивые паспорта. А после 1917 года многие из них побежали в эмиграцию, либо побрели по этапу или на расстрел.

Мы не должны повторять прежних ошибок. Мы должны поддержать Александра Григорьевича Лукашенко, которому это решение далось очень тяжело, как он сам сказал в интервью Сергею Доренко. Стоит вспомнить слова: «Прославим роковое бремя, которое в слезах народный вождь берет». Обязанность утверждать смертный приговор, обязанность меча, оправданная святым апостолом Павлом, - есть одна из самых тяжелых нош достойного президента Белоруссии.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

61. Ответ на 54., диакон Владимир Василик:

Среди этих епископов был Михаил, первый митрополит киевский, прославленный в лике святых.

Возможно, св. Митрополит Киевский Михаил имел отдельное суждение или потом изменил свои взгляды, но я уже понял, что некоторые современные священнослужители подражают не Жизнодавцу Христу, а человекоубийце, надеюсь, это временно, по мере обожения эти кровожадные мысли должны исчезнуть.
Токарев / 02.04.2012, 09:25

60. Ответ на 57-59., диакон Владимир Василик:

1. Назовите хоть один такой случай в Белоруссии.

Я не брался и не берусь судить, уважаемого мною, Лукашенко,но лишь выразил свое мнение о праве принимать решения о смертной казни. Вы способны выделять основную мысль из текста или Вы передергиваете сознательно? 2.Скажите, а почему св.апостол Павел признавал право меча Jus gladii у ЯЗЫЧЕСКОГО КЕСАРЯ и его чиновников?

Вы имеете ввиду цитату:«Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое» (Рим.13.3:4)? на фронте "язык",которого ты приволок - противник, и с ним вопрос ясен, а здесь бандит. Даже если и взял ты его, надо еще доказать, что он бандит, а то он пошлет тебя куда подальше и всё. Простите, а если ВСЕ ДОКАЗАНО?

Я то прощу. Но дерзну напомнить, что и про 36 "чикатил" всё было доказано, и про Веру Засулич тоже... "А СУДЬИ КТО"? У них 11% признаваемых статистических ошибок, но реально то больше в разЫ!!! Один добрый пастырь мне сказал, что если сомневашься, но выбрать надо, то выбрери сторону любви. Вы то какую точку зрения отстаиваете? Мерять кривыми весами и на основании их показаий лишать жизни? Окстись, отче! Надо отпускать, только потому что БАНДИТ?Как бы НАШ? Социально близкий?

Батюшка, батюшка... Ничего более не скажу Вам.
Алекс / 27.03.2012, 15:44

59. Алексу

Спросите у любого ветерана Великой Отечественной, или афганской или чеченской войны, чего достойны эти двое. Думаю, в ответах разночтений не будет.

58. Алексу

Воин нарушая заповедь "не убий",знает, что и его могут убить. А разве милиционера - не могут?

57. Re: «Своим действием они совершили страшный грех против своих собратьев»

на фронте "язык",которого ты приволок - противник, и с ним вопрос ясен, а здесь бандит. Даже если и взял ты его, надо еще доказать, что он бандит, а то он пошлет тебя куда подальше и всё. Простите, а если ВСЕ ДОКАЗАНО? Надо отпускать, только потому что БАНДИТ? Как бы НАШ? Социально близкий?

56. Алексу

Очень уважаю Батьку. В принципе, я не против смертной казни, а как раз "за". Но только в том случае, если принимать это решение будет православный Самодержец, стоящий над юридическим законом и вольный казнить или миловать даже в том случае, если закон безсилен. Скажите, а почему св.апостол Павел признавал право меча Jus gladii у ЯЗЫЧЕСКОГО КЕСАРЯ и его чиновников?

55. Алексу

наше же время, когда суды стали инструментами в рейдерских захватах,орудиями в сведении счетов - я против. Против категорически. Да и как я уже писал, если по совести - нет у их на то права. Назовите хоть один такой случай в Белоруссии.

54. Токареву

Среди этих епископов был Михаил, первый митрополит киевский, прославленный в лике святых.

53. Ответ на 41., Чемоданов:

Противники смертной казин считают себя мудрее древних правителей, которые вели куда более правелную жизнь, чем критики смертной казни, но, пи этом, не позволяли отменять оную в пределах своих государств.Был случай, когда один русский князь (жаль, забыл, кто именно), руководствуясь примерно такими же мотивами, что и Алекс с Токаревым, отменил смертную казнь. В результате получил взрывной рост преступности. После чего архиереи Божии вынуждены были бить челом ему о возвращении смертной казни как наказания отъявленным преступникам.Итак, господа Алекс и Токарев, вы мудрее ли и святее ли тех архиереев?

Умножались от того разбои в земле Русской, так что наконец епископы должны были прийти к Владимиру и спросить его: «Для чего не казнишь злодеев?» Смиренно отвечал Владимир: «Боюсь греха»,— но они сказали князю: «Ты поставлен от Бога на казнь злым, а добрым на милование; ты должен казнить разбойников, но испытав прежде вину их»,— и князь повиновался совету святительскому. Так вот - Князь Владимир, который не хотел казнить разбойников, оказался Святым, а те , кто его принуждали казнить - про тех история умалчивает, но если бы эти епископы оказались святыми - мы бы про это знали.
Токарев / 23.03.2012, 11:30

52. Ответ на 46., Лия1:

Поэтому и встречается с папой римским, только не с племянником был на встрече, а с сыном.

Согласен.
Токарев / 23.03.2012, 10:41
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протодиакон Владимир Владимирович Василик
Курс на создание «государства в государстве»?
О попытках ввести многожёнство и завозить мигрантов из Пакистана
23.12.2024
Мне стыдно за моего Президента
О нравственных вопросах на Прямой линии Владимира Путина
21.12.2024
Это вопрос о судьбах России и русской души
Размышления о причинах Раскола
18.12.2024
«Крымский» сценарий в Сирии
России нужно создать Латакийскую республику, тем самым защитив христиан и алавитов
14.12.2024
Надо спасать христиан Сирии
О ситуации в стране после ухода Асада
10.12.2024
Все статьи Протодиакон Владимир Владимирович Василик
Последние комментарии
Нотр-Дам перестала быть христианской церковью?
Новый комментарий от Александр Волков
30.12.2024 20:44
Ладушки – нескладушки
Новый комментарий от Агафон
30.12.2024 20:37
Новый год встречает нас своею неопределённостью
Новый комментарий от Vladislav
30.12.2024 19:57
Золотой клинок Империи и «сабля Мазепы»
Новый комментарий от Анатолий Степанов
30.12.2024 19:51
Может ли еще Индия стать православною?
Новый комментарий от JG
30.12.2024 19:31
Рождённые в СССР
Новый комментарий от Vladislav
30.12.2024 19:23
Борьба с Антихристом и Его Антицерковью
Новый комментарий от Владимир Николаев
30.12.2024 16:22