Злостных наркоманов предполагается наказывать ограничением свободы или принудительными работами на срок до двух лет. При этом суд сможет назначать принудительное лечение и реабилитацию наркоманов, привлекающихся как по уголовной, так и по административной статье. В настоящее время российское законодательство предусматривает только административную ответственность за употребление наркотиков в виде штрафа от четырех до пяти тысяч рублей или ареста на срок до 15 суток.
В свою очередь депутат Госдумы Татьяна Яковлева предлагает «не отправлять наркомана в места лишения свободы, а попробовать его вылечить». Кроме того она приводит в пример зарубежный опыт. По ее словам, в Италии, если человека за употребление наркотиков приговаривают к трем годам лишения свободы, ему предлагается выбор: сесть в тюрьму или провести год в реабилитационном центре. Там он проходит довольно жесткую реабилитацию, но все беспрекословно выполняет, если что-то не будет делать - тут же отправится в тюрьму. Эти центры бесплатные, их финансирует общественный фонд, куда поступают деньги, конфискованные у наркоторговцев и наркобаронов. «Мне кажется, что аналогичную схему следует ввести и в России», - полагает парламентарий.
Между тем в отношении наркоторговцев наказание она наоборот предлагает ужесточить. Как считает Яковлева, их «не то, что на свободу по условно-досрочному отпускать нельзя, их надо оформить за решетку пожизненно как особо опасных для общества».
В связи с этим, корреспондент издания попросил православных священнослужителей ответить на следующие вопросы: Как вы относитесь к разработанному ФСКН законопроекту? Следует ли ужесточать наказание в отношении наркоманов или лучше бороться превентивными методами?
Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая Чудотворца в Пыжах считает, что «ссылки на западное законодательство здесь неуместны». «На Западе употребление наркотиков давно уже стало нормой, как, впрочем, и гомосексуализм, и другие грехи и пороки. Почему мы на это должны ориентироваться? Разве мы не понимаем, что против русского народа, как говорил еще покойный Патриарх Алексий, идет самая настоящая война? И массовая наркомания, и массовый алкоголизм, т.е. фактически спаивание народа – это ее проявления. Вместо того, чтобы создать в обществе атмосферу неприятия наркомании, она фактически пропагандируется и навязывается. И не от хорошей жизни, а от безрадостной, от отчаяния и безысходности молодежь тянется к наркотикам. Я считаю, что резко ужесточить наказания надо в отношении распространителей наркотиков и организаторов наркоторговли. Это организованная преступность, ведущая войну против России», - подчеркнул священник.
Главный редактор журнала «Наследник», протоиерей Максим Первозванский полагает, что ситуация радикально не поменяется, пока государство не озаботится радикальным сокращением наркотрафика. «Безусловно, наркоманы – это больные люди, которые не властны над своей волей. А в ситуации, когда полиция может беспредельничать, подбрасывать наркотики и фабриковать уголовные дела, принятие такого законопроекта я не одобряю. Да, наркоманов необходимо принудительно лечить, но также надо заниматься социальной адаптацией и реабилитацией, потому что вернуть наркомана к здоровому образу жизни очень тяжело», - заметил он. «Принципиальным моментом здесь является не ужесточение наказания для наркоманов и низовых наркоторговцев, - считает священник, - а радикальное решение проблемы: надо думать, как привлечь к ответственности тех, кто распространяет наркотики в крупном масштабе. И если государство не озаботится этим вопросом, то предложенный законопроект ничего не даст».
«Решения есть, но на самом высоком политическом уровне, а это в воле Президента и взвешенной международной государственной политики. Те же талибы до вторжения в Афганистан войск НАТО, добиваясь международного признания, резко сократили посевы наркотиков. А мы пока продолжаем поддерживать усилия натовцев, хотя для нашей страны это присутствие обернулось многомиллионными потерями юношей и девушек из-за увеличенного в разы наркотрафика», - отметил отец Максим.
Игумен Сергий (Рыбко), настоятель храма Сошествия Святаго Духа на апостолов на Лазаревском кладбище полагает, что против наркомании лучше бороться превентивными методами. «Другое дело, насколько они будут эффективны, - заметил он. - При их малоэффективности правоохранительные органы тоже, конечно, имеют право предпринимать какие-то шаги. Но все-таки все люди очень разные. И наркоманы – это в основном люди, попавшие в беду, а не какие-то злодеи. Их надо не наказывать, не карать, а лечить. Но как это делать, чтобы, с одной стороны, это было гуманно, а с другой – эффективно? Это уже, наверное, дело специалистов. Карать, в первую, очередь надо распространителей. И карать очень сурово и жестко. А то совсем их уже распустили», - заключил священник.
Священник Игорь Шумилов, настоятель Воскресенской церкви д. Васильевское Рузского района заметил, что ему хочется согласиться с Татьяной Яковлевой и с итальянцами: «Когда человек употребляет наркотики, это очень быстро становится не только его "личным делом". В этот водоворот греха начинают втягиваться и окружающие. Наркоман обычно становится и распространителем наркотиков. Я за то, чтобы лечить наркоманов, в том числе и принудительно. Возможно, вопрос о госпитализации для лечения должна решать компетентная врачебная комиссия».
Священник Георгий Белодуров, клирик Воскресенского (Трех исповедников) храма Твери, отметил, что проблема употребления наркотиков создает целый социальный слой, в который вовлекаются новые и новые люди. «Понятно, что наркомана надо лечить, более того, есть наркоманы, которые согласны и хотят избавиться от этого греха, - но есть ведь и те, кто не хочет лечиться. В СССР для алкоголиков существовали лечебно-трудовые профилактории, которые с одной стороны были местом лечения, а с другой стороны имели вид места отбывания наказания – эдакий симбиоз. Думаю, что тех наркоманов, которые не хотят бросать употребление наркотиков, особенно тяжелых, надо отправлять в подобные места, где сочетается лечение и труд. Хотелось бы, конечно, чтобы мак опять, как когда-то, выращивали для приготовления булочек, а коноплю – для изготовления веревок. Сейчас, увы, это невозможно», - заключил он.