Мне приходилось читать основные произведения В.Г.Распутина – такие как «Живи и помни», «Прощание с Матерой», «Пожар» и другие. Помню, как в конце 80-х годов, побывав в Иркутске, я с большим трепетом посетил Иркутское отделение Союза писателей – здесь работает Распутин!
Интересно, что, по словам председателя СП В.Н.Ганичева, повесть Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана» в Китае признана лучшей книгой, переведенной на китайский язык. Там она была издана миллионным тиражом. Близкий друг юбиляра известный русский писатель В.Н.Крупин поведал, что Распутин крестился в 1980 году в Ельце и что его духовным отцом был настоятель Вознесенского собора в Ельце архимандрит Нектарий. Главный редактор журнала «Наш современник» С.Ю.Куняев вспоминал, что в молодые годы Распутин больше всех молчал, что в нем совершенно не было артистизма. Распутин – целостная личность, ему свойственны простота, нелюбовь к почестям и славе, глубокая сосредоточенность.
Во время вечера у меня были сложности – трудно было сосредоточиться на слушании выступающих. Виновница этого – большое фото Распутина, находившееся в центре зала. Это фото постоянно притягивало мое внимание – таким глубоким, трогательным и родным был изображен на ней Валентин Григорьевич. Похожее сильное впечатление на меня произвели икона и скульптура Царя-Мученика Николая II в Международном Славянском фонде письменности и культуры и фотография Патриарха Пимена, которая висит в ризнице нашего храма. Хорошо сказал М.Ножкин: «Мы говорим Распутин, а подразумеваем Россию и наоборот». Имя Распутина у нас ассоциируется с такими понятиями как Волга, Сибирь, Байкал. Распутин – человек с позицией, но без позы. Он глубок и чист как Байкал. Его фамилия напоминает весеннюю распутицу – как она смывает грязь, так и Распутин своими произведениями. Он тихо говорит, а слышно на полсвета.
На вечере исполнялись любимые песни юбиляра: «В поле ветер» (о трех русских полях – Куликовом, Бородино и Прохорово) и «В горнице моей» (на стихи Н. Рубцова). Группа артистов МХАТа показала сцену из произведения Распутина «Деньги для Марии». Хоровая капелла из Петербурга исполнила несколько произведений. В начале их выступления показалось мне чрезмерно академичными и суховатыми, но как только они перешли к исполнению русских народных песен, то стали такими естественными и родными, как и чествуемый юбиляр.
Да, еще хотел пару слов сказать о книге В.Г.Распутина «Эти 20 убийственных лет», которая продавалась в лавке СП. Книга содержит в себе беседы известного публициста В.Кожемяко со знаменитым писателем. Запомнились в ней такие строки В.Г.Распутина: «это двадцатилетие по насыщенности и трагичности событий вместило в себя столько, что хватило бы на целый век; все меньше пахнет русским духом, духом культурного человека, все меньше Россия похожа на себя; то, что делается сегодня в образовании и культуре, - это все равно, что сдирать кожу с человека». Интересны наблюдения В. Кожемяко о Распутине: «Человек, по натуре сдержанный, отнюдь не склонный к раскрытию души нараспашку, он говорил ровным голосом и находился в постоянной сосредоточенности, из которой, казалось, вывести его на нечто постороннее никакой силой невозможно. Да, он был до предела сосредоточен. Не одним лишь разумом, а и чувством. И преобладала в нем – доходило до меня почти физически – великая, всепоглощающая, неизбывная боль. Боль за Россию. За то, что с нею и в ней происходит. За ее сегодняшний и завтрашний день».
Игумен Кирилл (Сахаров), настоятель храма свт. Николы на Берсеневке