Ранее «Новый Регион» приводил общие положения «декларации о чистых руках» госслужащих. Чиновники будут обязаны предоставлять сведения о том, какие средства были потрачены ими, а также членами их семьи (супруги и несовершеннолетние дети) на приобретение недвижимости, ценных бумаг (акций) и транспортных средств. До 1 августа антикоррупционные нормы должны быть распространены и на сотрудников внебюджетных фондов – Пенсионного, социального и медицинского страхования. Данные об источниках доходов с чиновника могут быть потребованы, если сумма одноразовой сделки, совершенной им или членами его семьи, превышает трехгодовой суммарный доход всех членов семьи по основному месту службы и работы. До 1 октября чиновников обяжут сообщать о подарках, полученных ими в связи с их должностным положением. Однако эти положения оформлены таким образом, что практически нивелируется собственно антикоррупционная составляющая законодательного акта. Проверять информацию о расходах будут сами чиновники: те же органы, что сейчас получают отчеты о доходах.
Самое главное, что «вкралось» в «антикоррупционый» акт – это отсутствие обратной связи с заявителями. То есть, авторы запросов могут не узнать, что ответили заподозренные в избыточном потреблении чиновники. Сведения о крупных сделках и их обоснования, следует из текста законопроекта, относятся к информации ограниченного доступа и могут быть отнесены к гостайне. Лица, виновные в их разглашении, несут предусмотренную законом ответственность, отмечает газета «Ведомости».
Планка «доход госчиновника за три года» позволяет многим деятелям не декларировать достаточно крупные сделки. В качестве примера газета приводит доход семьи зампреда правительства Владислава Суркова, чья жена имеет собственный бизнес. Официальный доход семьи Суркова в 2010 году составил 89,8 миллиона рублей, из которых самому «отцу постъельцинской демократии» принадлежит лишь 4,6 млн. В 2009 году семья заработала 62,8 млн, а сам Сурков – 6,3 млн; декларации за 2011 год еще не публиковались. То есть Сурков может позволить себе покупку как минимум на 5 миллионов долларов, не привлекая к себе внимания надзорных органов.
Кроме того, чиновники, уличенные в том, что тратят больше официально задекларированного дохода, не будут привлечены к уголовной ответственности. Это – следствие либерализации уголовного законодательства, которое, наряду с популистской антикоррупционной кампанией, стало одним из основных достижений последнего Президента, отмечает «Новый Регион».
Россия ратифицировала Конвенцию ООН против коррупции, статья 20 которой рекомендует признавать уголовно наказуемым незаконное обогащение, т. е. значительное увеличение активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать. Но, напомнил Президент Медведев, в России действует презумпция невиновности, которая не позволяет применять к чиновникам меры уголовно-правового характера до тех пор, пока преступление не доказано. В остальных случаях можно говорить об «обогащении неизвестного происхождения» (новая формулировка, введенная свежим законопроектом). Это может стать основанием для увольнения с государственной службы и для конфискации имущества сомнительного происхождения в доход государства.
Мы попросили прокомментировать антикоррупционный план Дмитрия Медведева д. э. н., профессора МГИМО Валентина Катасонова.
Довольно странно, что Медведев опять вернулся к этой теме. Во-первых, потому что он очередной раз напомнил нам, что основной пункт своей президентской программы, который он сразу озвучил в момент своего вступления в должность, он за четыре года так и не выполнил. Стоит большой вопрос относительно способности Медведева заниматься подобного рода масштабности задачами.
Во-вторых, странно и то, что он озвучивает эту задачу накануне того, как во власть вступит следующий Президент. Возможно, Медведев будет какое-то время при этом премьер-министром. Меня это настораживает, потому что формулировать для себя такие сложные задачи, которые он не смог решить за предыдущие четыре года, может означать, что он либо не будет на этой должности, либо будет совсем не долго. А, значит, это задача для кого-то другого или просто попытка пропиарить себя ещё раз.
То, что кажется в программе существенного, на самом деле есть охота за воробьями. Крупные вопросы опять остались за кадром. Это, прежде всего, вопрос о том, как поступать с теми участниками коррупционных сделок, которые происходили в 90-е годы, потому что самая крупная коррупционная сделка - это наша приватизация. Безусловно, что за любой сделкой стоял чиновник, бенефициар, который получал эти активы, и все это полностью подпадает под определение «коррупция». Сразу возникает простой вопрос: а есть ли срок данности по коррупционным преступлениям? Я как-то не увидел информации о том, что кто-то поднимал вопрос о сроке давности. А это, я считаю, вопрос ключевой, потому что приватизация - это масштабная коррупционная операция.
Второй вопрос. Трудно даже сказать, кто получает больше денег в результате коррупционной сделки, - чиновник или тот, кто дает взятку, получая взамен очень серьезные финансовые ресурсы, активы, возможности, которые в основном уходят за пределы Российской Федерации. То, что здесь остается, - это просто крохи. Поэтому вне поля наших «борцов с коррупцией» остаются те самые сотни миллиардов долларов, которые являются результатом коррупционных сделок.
Запад нас поругивает за коррупцию, но, с другой стороны, они заинтересованы в этой коррупции. С политической точки зрения они заинтересованы потому, что все наши политические деятели подкупаются, а с экономической точки зрения потому, что эти финансы находятся в западных банках, и в какое-то время Запад просто наложит лапу на все эти активы в виде средств на счетах, ценных бумаг, недвижимости и так далее. То есть запущена некая программа, которая действует в интересах Запада.
Поэтому, чтобы бороться с коррупцией масштабно, необходимо введение ограничений и запретов на международное движение капиталов, валютные операции. Об этом тоже ни слова не сказано. Кроме того, тут бы надо было подключить такую меру, как контроль за трансграничным перемещением наших чиновников, потому что чиновник пользуется полученными от коррупции средствами, выезжая за границу, и в какой-то момент он может туда уехать с концами. Туда также мотаются его родственники, многие уже просто осели там и фактически пользуются наворованным. Необходимые меры, связанные с перемещением чиновников и членов их семей, а также ближайших родственников, к сожалению, также не затрагивались. Кроме того, меня расстраивает, что за четыре года было множество уголовных дел, которые были очевидны, но почему-то были положены «под сукно».
Кстати, как-то я на РНЛ давал информацию, в которой ссылался на доклад рабочей группы по борьбе с коррупцией в высших эшелонах власти. Этот доклад был подготовлен неким В.М.Кузнецовым, я не знаю, кто он такой, но единственная реакция наших властей состояла в заявлении министра внутренних дел о том, что этот Кузнецов - человек нечистоплотный, что он возглавляет какую-то мафиозную структуру. Может, это и так, я не спорю, но сам по себе этот доклад очень интересен. Интересен не только фактами. Я как экономист внимательно изучил этот документ и вижу, что все эти факты требуют серьезного прокурорского расследования. Самое интересное, что в докладе, который был адресован Медведеву, Путину, Миронову, а копия его была послана также в ООН, есть ссылки на конкретные дела, которые находятся в прокуратуре. Но никакой реакции со стороны власти так и не было. А там как раз приведены факты коррупционных сделок, которые заканчивались выводом крупных средств на сотни миллиардов долларов за пределы Российской Федерации.
Поэтому хотелось бы, чтобы власти, прежде чем заняться новыми делами, ответили внятно по тем делам, которые уже были начаты, а также по коррупционным сделкам 1990-х годов.
5. Реплика на ком №4
4. 4. Тверитянин: "изобличил себя как рьяного "либерала-ястреба"..."
3. Очередная бредово-тусовочная "идея"...
2. Это охота за журавлём, однако.
1. Охота за воробьями