Понятно, что задолго до нашего голосования заокеанские спецслужбы начали соответствующую деятельность, используя средства пропаганды и агентов влияния. Развернулась небывалая по масштабу кампания разжигания в нашем обществе ненависти к существующей власти, которая, якобы, ущемляет свободу, и по нагнетанию страха, что если президентом станет Путин, он вообще закрутит гайки. Программой-максимум был срыв наших выборов и «оранжевая революция». Эти мечты были развеяны шестьюдесятью четырьмя процентами Путина, и американским политикам, которые всегда были прагматиками, теперь придётся вырабатывать стратегию извлечения выгоды из стабильности российского государства, а долларовая подпитка провокаторов и крикунов прекратится. Но провокаторы и крикуны разбередили больное место в душе русского интеллигента – его смутную тоску по той высшей ценности, которую он обозначает сладким словом «свобода» – русский интеллигент, услышав на митингах это слово, возбудился и возненавидел свою власть, отнимающую у него эту ценность.
Категория свободы слишком важна и слишком хорошо эксплицирована богословской и философской мыслью, чтобы обходиться смутным о ней представлением. Давайте же поставим здесь всё на свои места.
Свобода присуща человеку по той причине, что он создан по образу и подобию Бога, а Бог абсолютно свободен. У нас свобода, конечно, не абсолютна. Но если бы её вообще в нас не было, то не могло бы быть и богоподобия. Наша свобода условна и ограничена, и претендовать на неограниченную свободу – значит равнять себя с Богом, а это кончается очень плохо, что показала трагедия Адама и Евы. Они получили от Творца ограниченную свободу, ибо им было запрещено вкушать некий плод, а они захотели «стать как боги», т.е. абсолютно свободными, вкусили плод и за это жестоко поплатились. Тем не менее, доступная человеку мера свободы очень велика, и её обретение максимально приближает его к Богу. Но как нё обрести? «Если пребудете в слове Моём, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин 8,32), - сказал Христос уверовавшим в Него иудеям. Слово Христа – это Евангелие, его заповеди, притчи и все другие наставления. Люди, которые строили свою жизнь по Евангелию, познавали истину и становились свободными, даже если сидели в темнице. Настоящая полноценная жизнь – следование Христу, указывающему путь к освобождающей человека истине, поэтому Им сказано: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин 14,6).
Русская интеллигенция (я говорю о специфической социальной группе, характерной для России, а вовсе не обо всех образованных и вежливых и благожелательно относящихся к окружающим людям) давно отпала от Христа и поэтому утратила тонкость различения понятий, выражающих истину. В результате она путает главную трактовку слова «свобода», характеризующее внутренне состояние человека, с вульгарной трактовкой, относящейся к состоянию внешнему, смешивает свободу духа, со свободой тела и с политической свободой. А политическую свободу понимает как неподчинение власти, а это так плохо, что хуже некуда. Неподчинение власти категорически осуждается Христианским учением (Рим 13), поскольку разрушает государство, а государство, наряду с семьёй, есть величайшая ценность, данная нам от Бога: оно обеспечивает нам безопасность и предсказуемость существования. Русский интеллигент, живя в тепле и сытости, в налаженном ритме чередования работы, отдыха и развлечений, думает, что это дано ему как воздух и всегда с ним пребудет, а к этому всему хорошо бы добавить ещё и отсутствие власти, ограничивающей его свободу. И ему невдомёк, что если не будет власти, то не будет и всего остального – отключится телефон, остановится городской транспорт, закроется место его работы и однажды средь бела дня его дверь взломают грабители и убьют его топором. Именно этим грозила нам провоцируемая врагами России «оранжевая революция». Господа русские интеллигенты, задумайтесь об этом!
В Эдемском саду нашим прародителям дозволялось всё, кроме одной мелочи: вкушения некоторого плода. По своей гордыне они не захотели мириться даже с этим ничтожным ограничением, и лишились всего. Неужели мы повторим это безумие снова: ведь те политические ограничения, которые существуют в нашем нынешнем государстве, необременительны – теперь почти всё у нас дозволено, не то, что раньше. Мало нам такой свободы? Не лишиться бы её вовсе.
Виктор Николаевич Тростников, математик, философ и богослов
7. 5. Иван: "в устах такого матерого дипломата это - высокая похвала"
6. Re: Свободолюбие или себялюбие?
5. Re: Свободолюбие или себялюбие?
4. Свобода или произвол?
3. Re: Свободолюбие или себялюбие?
2. Re: Свободолюбие или себялюбие?
1. Re: Свободолюбие или себялюбие?