В 1728-1729 гг. находясь на послушании в Киево-Печерской лавре, о. Арсений был направлен с проповеднической миссией в Тобольск. В 1733 г. он совершил путешествие по Сибири, затем, находясь в Соловецком монастыре, обращал в Православие старообрядцев, в 1734 1737 участвовал в Камчатской экспедиции C.П.Крашенинникова.
Вернувшись в столицу Империи, о.Арсений был назначен законоучителем Сухопутного шляхетского кадетского корпуса и гимназии при Академии наук. В это же время он проявил себя как горячий поборник чистоты Православия, требовал вмешательства государственной власти в борьбу с раскольниками и еретиками, выступал за применения смертной казни в отношении еретиков и иудеев, совращающих православных в свою веру. В 1741 г. о.Арсений стал митрополитом Сибирским, а в 1742 г. митрополитом Ростовским и Ярославским, с назначением членом Св. Синода.
Являясь сторонником возвращения к допетровским порядкам, митрополит резко выступал против церковного реформирования, начавшегося с царствования Императора Петра I, требовал удаления светских лиц из Св. Синода, подал Государыне Императрице Елизавете Петровне записку с проектом восстановления патриаршества. Митрополит также выступил против сторонников секуляризации монастырских земель в 1763 г. совершив чин отлучения их от Церкви.
За свои резкие выступления против инициатив светских властей митрополит Арсений был лишен архиерейства и сослан в Ферапонтов, а затем Николо-Карельский монастырь. В 1767 г. по доносу он был обвинен в том, что выражал сомнения в правах Императрицы Екатерины II Алексеевны на Престол (владыка выражал свое сочувствие Великому Князю Павлу Петровичу будущему Императору Павлу I), был лишен монашеского звания и пожизненно заключен в Ревельскую крепость. Содержался под охраной солдат, не знавших русского языка в камере с замурованной дверью, где и умер под прозвищем «Андрея Враля».
«Почти вся жизнь Арсения представляет нам непрерывную борьбу то с духовною и светскою властью, то с раскольниками и вольнодумцами, то с личными его врагами и гонителями. В его поступках обличается его твердый до упорства, прямой до упрямства характер, который не поддается власти и не уступает силе, когда действия их несогласны с его убеждениями и правилами. Его личных убеждений не поколебали ни царский гнев, ни восстание на него собратий, ни лишение святительского сана, ни истома в мрачной и душной тюрьме… ни угрожавшая ему смертная казнь. Обрекши себя на жертву за право собственности духовенства, Арсений действовал не тайно, не ухищренно, но прямо, открыто, писал и говорил смело с самоотвержением, потому что смотрел на дело свое как на дело Божие, за которое стоять и жертвовать собою вменял себе в священную обязанность… Народ, сострадая о нем, как о несчастном пастыре, почитал его правдивым, благочестивым, ревностным поборником Православия», - писал о владыке профессор И.М.Снегирев. В 2000 г. митрополит Арсений был посмертно восстановлен в сане (как снятом по политическим мотивам) и прославлен Русской Православной Церковью как «ревностный святитель Церкви, принявший мученическую смерть за Христа и Его Церковь, почитаемый народом Божиим за смиренное перенесение скорбей и нестяжательность».
Сегодня мы также вспоминаем артиллерийского офицера, инженера-изобретателя Федора Аполлоновича Пироцкого (1845-1898). Он родился 17 февраля 1845 г. в семье военных врачей в Полтавской губернии, потомственный казак. Федор Аполлонович закончил Константиновский Кадетский Корпус и Михайловскую Военную Артиллерийскую Академию в 1866 г. и проходил службу в артиллерийских войсках в Киеве. Здесь он подружился со знаменитым электротехником Павлом Николаевичем Яблочковым. В 1871 г. Пироцкий возвратился в Санкт-Петербург. В 1874 г. он начинает проводить эксперименты на Волковском поле в Санкт-Петербурге и в 1875 г. на участке Сестрорецкой железной дороге запускает вагоны на электрической тяге. Пироцкий первым в России изобрел трамвай на электрической тяге. В 1880 г. он модернизирует городские двухэтажные трамваи на конной тяге, переводя их на электрическую тягу. У него не было денег для продолжения своих экспериментов, но его электрическим трамваем заинтересовались во всем мире, в частности в Германии. В 1881 году братья фон Сименс открывают в Берлине первую постоянную электрическую трамвайную линию. В Российской империи электрический трамвай появился только в 1892 году. Пироцкий проложил первый подземный электрический кабель в Санкт-Петербурге для передачи электроэнергии от пушечного литейного завода к Артиллерийской Школе в 1881 г. Он так же был автором проекта централизованной подземной городской электросети, предложил новую конструкцию доменных и пекарных печей. В 1888 г. он ушел в отставку в звании полковника. В 1898 году Ф.А.Пироцкий умер в нищете. Чтобы оплатить похороны, была заложена его мебель.
Также сегодня мы вспоминаем известного государственного деятеля, графа Сергея Юльевича Витте (1849-1915). Он родился 17 июня 1849 г. в Тифлисе в семье крупного чиновника. Окончил в 1870 г. физико-математический факультет Новороссийского университета в Одессе и назначен начальником движения Одесской железной дороги. Около 20 лет работал в частных железнодорожных обществах. В 1889 г. Витте назначен директором департамента железных дорог министерства финансов, в феврале 1892 г. министром путей сообщений, а в августе 1892 г. министром финансов. По инициативе Витте осуществлены крупные экономические мероприятия: была введена винная монополия (1894); развернуто железнодорожное строительство (90-е гг.); осуществлена денежная реформа (1897), согласно которой было введено золотое обращение и установлен свободный обмен кредитного рубля на золото. При участии Витте подписано соглашение о строительстве Китайско-Восточной железной дороги на территории Маньчжурии. В августе 1903 Витте получил отставку с поста министра финансов с назначением на пост председателя Комитета министров. Он возглавлял делегацию, подписавшую Портсмутский мирный договор 1905 г. с Японией, за что получил графский титул. С октября 1905 г. по апрель 1906 г. Витте возглавлял Совет Министров. В апреле 1906 г. Витте получил отставку. Последние годы жизни провел в Петербурге и за границей. Оставаясь членом Государственного совета, Витте принимал участие в работе Комитета финансов, председателем которого был до самой смерти. Скончался в 1915 г.
В этот день 1982 года скончался летчик, Герой Советского Союза Николай Петрович Каманин. Он родился 18 октября 1908 г. в г. Меленки, ныне Владимирской области в семье рабочего. В 1928 г. окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, в 1929 - Борисоглебскую военную авиационную школу летчиков. Служил в строевых частях ВВС. В феврале 1934 г. старший лейтенант Каманин был назначен командиром смешанного отряда самолетов для спасения экипажа и пассажиров парохода «Челюскин». Пилот в сложных метеоусловиях совершил групповой перелет Олюторка - Ванкарем протяженностью около 2500 км, и в девяти полетах на льдину вывез из ледового лагеря 34 полярника. За мужество и героизм, проявленные при спасении челюскинцев, Каманину Николаю Петровичу в 1934 г. присвоено звание Героя Советского Союза № 2 с вручением ордена Ленина. В 1938 г. Каманин окончил Военно-воздушную инженерную академию имени Н.Е.Жуковского, участвовал в советско-финской войне 1939-1940 гг. В 1940 г. полковник Каманин был назначен заместителем командующего ВВС Среднеазиатского военного округа. Занимался формированием и подготовкой авиационных соединений для фронта. С июля 1942 г. Каманин воевал на фронтах Великой Отечественной войны. Командовал 292-й штурмовой авиационной дивизией на Калининском фронте, был командиром авиационных корпусов (1-й и 2-й Украинские фронты). Соединения под его командованием участвовали в Великолукской, Белгородско-Харьковской, Киевской, Корсуньско-Шевченковской, Львовско-Сандомирской, Будапештской и Венской операциях; освобождали от гитлеровских захватчиков Украину, Польшу, Румынию, Венгрию и Чехословакию. В 1943 г. Каманину присвоено звание генерал-майор, а в 1945 г. - генерал лейтенант авиации.
После войны продолжал командовать корпусом, затем работал в Главном Управлении ГВФ, в 1951-1955 гг. был заместителем председателя ДОСААФ по авиации. В 1956 г. Каманин окончил Военную академию Генштаба. В 1956-1958 гг. он командовал воздушной армией, с 1958 г. был заместителем начальника Главного штаба ВВС по боевой подготовке. С 1960 г. Николай Петрович занимал должность помощника Главнокомандующего ВВС по космосу, активно участвовал в отборе и подготовке первых советских космонавтов, был начальником отряда космонавтов. В 1972 г. Николай Петрович ушел в отставку. Среди его наград 3 ордена Ленина, орден Октябрьской Революции, 2 ордена Красного Знамени и другие отечественные и зарубежные ордена и медали. Генерал-полковник Н.П.Каманин умер в 1982 г. в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище. Именем Каманина названы улицы в Москве и во многих других городах. Также в Москве на Поклонной горе установлен бюст летчика.