Как ни странно, при всенародной любви к батюшке Серафиму мы до сих пор не имеем такого простого издания, как летопись, в которой день за днем воспроизводятся события его святой жизни.
Нужна ли такая летопись святого? С какой любовью и дотошностью светские исследователи изучают жизнь Пушкина, Лермонтова, Достоевского. Существуют не только их жизнеописания, но и «Летописи жизни»: описание жизни наших культурных светил по годам, месяцам, дням, даже часам. Ибо их жизнь драгоценна для русского народа, нашей культуры, самосознания. Без Пушкина, Достоевского мы не полны, мы слабы, легко можем исчезнуть с карты мира! А что же тогда говорить о наших святых: Преподобном Сергии Радонежском, Батюшке Серафиме, Святителе Алексии и других! К сожалению, мы еще не в полной мере осознали, что являемся хранителями великих святынь, великих духовных сокровищ! Хранителями, как ни печально, небрежными. Мы похожи на человека, который несет за плечами мешок с сокровищами, но мешок этот - дырявый. Разве не достоин Батюшка Серафим того, чтобы мы его жизнь знали подробно, чтобы увидели его житие не в ярких только эпизодах, но во всей полноте? Разве Батюшка Серафим менее важен для нас, чем Пушкин, Гоголь?
Конечно, важнейшие эпизоды его жития известны многим (чудесное детство, падение с «колокольни», стояние 1000 дней и ночей на камне, кормление медведя, пророчества о судьбе России и пр. и пр.). Однако никто не попытался выстроить сколько-нибудь точную в хронологическом отношении «таблицу» его жизни. А ведь преподобный жил в определенном историческом времени, участвовал в процессе становления русской духовности, русской культуры и истории, откликался на важнейшие церковные и государственные события, встречался и с именитыми, и с простыми людьми. Таких встреч были тысячи и тысячи. Очень важно хотя бы начать такую работу - и выстроить известные на сегодняшний день события его биографии в один последовательный хронологический ряд. Такое хронологически точное выстраивание событий очень многое проясняет не только в жизни преподобного, но и в жизни многих людей, самой его эпохи. Открываются многие драгоценные «мелочи» его жития. В итоге образ преподобного Серафима предстает перед нами с большей ясностью, рельефностью, исторической конкретностью. Логика его святой жизни становится яснее, а пример его жития - поучительнее.
Отмечая факты его жизни, автор старался ссылаться прежде всего на первые жития преподобного Серафима - 1841, 1849 и 1863 гг., которые сами впоследствии послужили основой «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря» священномученика Серафима (Чичагова) и других авторитетных изданий. Поскольку «Летопись» архимандрита Серафима (Чичагова) является до сих пор наиболее полным источником сведений о преподобном Серафиме, вобравшем в себя многие эпизоды из первых письменных источников, а также выписки из так называемых «тетрадей» Дивеевского монастыря, ссылки на «Летопись» оказались крайне необходимыми. Однако во многих случаях, для уяснения деталей того или иного события, проводятся параллели с различными источниками.
Тщательное вглядывание в жизнь Преподобного с опорой на документы (а в книге каждый факт жизни батюшки дан со ссылкой на верные источники, на документы) выявило много нового по сравнению с традиционными житиями старца Серафима. Пришлось собрать рассеянные по различным источникам упоминания событий, людей, окружавших батюшку Серафима. Нужно учесть, что батюшка жил в одинокой келье, стараясь избегнуть излишнего общения с людьми, даже и с монахами. Но мир и его заботы поручила ему Матерь Божия, когда повелела открыть затвор и принимать людей. И мир вошел в келью старца Серафима, но не полонил его. Напротив, он в своей пустынной келье изменял мир вокруг себя: «Спасись сам - и вокруг тебя спасутся тысячи!». Люди приносили батюшке не только свои личные заботы. Вернее сказать, эти личные заботы были тесно связаны с жизнью всей России, а иногда и всего мира.
И преподобный Серафим обо многом был прекрасно осведомлен. Тем более, что среди его посетителей были не только окрестные жители, крестьяне, мещане, помещики. В 1825 году его посетил Великий Князь Михаил Павлович, проезжавший из Петербурга в Пензу и Тамбов, посещали и другие высокопоставленные лица. Вообще жизнь батюшки Серафима оказалась тесно связанной с судьбой Царствующей семьи Романовых. Батюшка переживал все общенародные радости и горести своего времени. Когда началась Отечественная война 1812 года, в Арзамас потянулись беженцы из Москвы, в Саров и келью старца проникали тревожные слухи. Вместе с другими монахами и со всем народом он возносил свои молитвы к Богу за Царя и Отечество. И вместе с другими насельниками Саровской пустыни получил медаль в память о победе над Наполеоном. К нему среди других посетителей приходили часто и офицеры, отправлявшиеся в действующую армию, брали у него благословение. Потом некоторые заезжали к нему благодарить за молитвы, рассказывали о том, что видели. Вот почему в книге присутствуют иллюстрации, напоминающие о битве при Ватерлоо, портреты светских людей, исторических деятелей и т.д. Как известно, отзывался батюшка и о таких событиях, как декабристское восстание. Он говорил о декабризме как об учении, проникнутом антихристианским духом. Он по-своему держал руку на пульсе России.
Ни в одном житии не упомянуто о тайных учениках батюшки Серафима, а они были. Например, не известный нам юноша, послушник Александр, прожил в пустынной келье рядом с преподобным Серафимом восемь лет. Семь лет прожил вместе с ними в пустыни и будущий Архимандрит Иона, в схиме Петр, подвизавшийся впоследствии в Киевских монастырях и основавший в Киеве Свято-Троицкий монастырь. Много и других новых имен тех, кого можно назвать учениками Преподобного, тех, кто прошел жизнь с его благословением, советами, кто основывал монастыри при его духовной поддержке, встречается в книге. Много нового обнаружит читатель и о семье преподобного Серафима, о его курской родне.
Поскольку жизнь отца Серафима неразрывно связана с историей Саровского и Дивеевского монастырей, автор посчитал необходимым включить важнейшие даты из их истории в предлагаемую «Летопись».
Автор не вводит в текст общие места, зачастую присутствующие в житиях. Текст по возможности лаконично представляет житие преподобного Серафима в хронологической последовательности и в тщательно подобранных из различных источников подробностях, зачастую ускользающих от внимания. Основа данной «Летописи» - сравнение между собой различных источников и, в спорных случаях, фиксирование различных точек зрения и фактов. В итоге читатель откроет для себя много новых имен и событий из жизни преподобного Серафима.
Цена книги 160 руб. без учета почтовых расходов. Для ее приобретения можно обращаться к автору по адресу vimelnik@rambler.ru. Книгу также можно приобрести в магазине Сретенского монастыря в Москве.
Об авторе: Владимир Иванович Мельник - доктор филологических наук, профессор, член-корреспондент Академии Наук Республики Татарстан, член Союза Писателей России, член Императорского Православного Палестинского общества, лауреат премии И.А.Гончарова Союза Писателей России. Автор 15 книг, среди которых: «Птенцы гнезда Серафимова. Мотовилов и Мантуров», «Первый мученик Царственного Дома (Сергей Александрович Романов)», «Праведники Симбирской Епархии», «И.А.Гончаров и Православие», «Поэзия Н.А.Некрасова в свете христианского идеала» и др.