Кураев как церковноСурков

Извлечет ли о. Андрей урок из истории с поддержкой «панк-феминисток»?

Андрей Кураев 
0
2717
Время на чтение 3 минуты
Эмоции в связи с отвратительной выходкой т.н. «панк-феминисток» в Храме Христа Спасителя понемногу спадают. Но вот, за последние дни попались на глаза несколько реплик, на мой взгляд, достаточно показательных для того, чтобы обратить внимание.

«...если оппозицию составляют прожжённые циники, атеисты, агностики и прочие оппоненты «РПЦ», то необходимо помнить, что вера всё-таки имеет важное значение для народа, как бы ни гоготали над этим. И если вера поругаема, а в храме пляшут б...и с агитационными песенками, то сторонники антиклерикального дебоша стремительно теряют очки...» (С.Стиллавин).

«Вообще, говорить о том, что на Болотной есть элементы христианской демократии теперь затруднительно, хотя о. Андрей благородно пытается этот факт замаскировать. Оппозицию реально ударили под ватерлинию, в хипстерский антиклерикализм. Я думал, им хватит ума быстро, четко и внятно размазать провокаторов по стенке, но видимо удар был слишком рассчитаный и точный - по реально самому слабому месту... Мне в этой связи очень печальна позиция Кураева. Он - довольно заметная фигура среди людей, сочувствующих Болотной. И, займи он более жесткую позицию, с разъяснением, что такие вещи поддерживать нельзя, то многие бы отстроились по нему». (Е.Холмогоров).


Как видим, во всём происшедшем можно выделить несколько смысловых планов: саму провокационную выходку, причины, заказчиков таковой, реакцию православных, реакцию в обществе, явно-неявную поддержку либеральных СМИ и т.н. элиты. Можно, наконец, удариться в фарс и канючить: «Поможите люди добрие! Они сами не местнии. Они люди бэженци в трудной жизненной ситуации». Но интересно, что даже у «креативщиков» первым побуждением оказывается реакция против антиклерикализма. Люди, не слишком, так скажем, ортодоксальные и ангажированные идеями охранительства, а где-то симпатизирующие оппозиции, признают, что ситуация с шабашем в Храме Христа Спасителя «зашкалила», и на данном фоне пора перестать дискутировать нюансы. Зато о. А.Кураев в очередной раз демонстрирует, что миссионерство и светская аудитория для него не столь интересны. Популярность, заработанная на лекциях и интервью, обращается в основном внутрь Церкви, где о. Андрей пытается выполнять роль технолога, возвестителя идеологических мод, эдакого «церковноСуркова». Церковь, а не кто-то иной интересует медиа-старца в качестве подопечной. Ставимый грандиозный эксперимент - это эксперимент по её перевоспитанию. Ради этого сплетается хитроумная паутина дидактики, православные проходят через многочисленные провокации и «шоковую терапию» - миссия яйца, самозабвенно учащего курицу, произвольно на себя подъятая и тем более благородная, что прецедентов сего в истории не было.

Идентичность о. Андрея двоится. То ли он свой среди чужих, то ли чужой среди своих. То ли от Церкви идёт возвещать истину миру, то ли от мира несёт какие-то ультраважные откровения Церкви. Снуёт челноком в обе стороны, создавая условия для компромисса. С чьей стороны и за чей счёт? К Церкви неприменимы понятия демократии, в ней действуют свои, более строгие правила. Но даже и по-мирски, существует позиция большинства, есть мнение людей, более опытных и сведущих. Для человека, считающего себя человеком Церкви, всё это - не последнего значения вещи! Нельзя бесконечно, в различных ситуациях заимствовать тезисы исключительно из своей головы. Нельзя в высказывании диаметрально противоположных суждений находить образ сильной и убедительной миссии к внешним. Нельзя постоянно разыгрывать Д’Артаньяна и муссировать свою суперособую позицию, в образе Валерьиничны с плакатом: «Вы все дураки и не лечитесь. Одна я умная, в белом пальто стою красивая». Звание церковнослужителя, чада Русской Православной Церкви или паче чаяния неофициального её голоса, участника всяческих ответственных начинаний на высоком уровне должно тоже кое-чего стоить и к чему-то обязывать.

Церковь наделяет авторитетом своих проповедников не для вящего удовольствия и делания собственных политических ставок. Если не так, поприще странствующего проповедника, наподобие Григория Сковороды или Глеба Якунина, всегда открыто. Творить своё вдохновенное импрессионистское прочтение в таком положении гораздо удобней! Нет ничего отвлекающего от личных способностей и талантов, как и неподобающей спекуляции на церковном авторитете. За какой-то чертой растождествление становится настолько глубоким, что лучше уже говорить от себя и только от себя, как человеку в штатском - не вводя никого в заблуждение рясой, каноническим благообразным видом, иллюзией принадлежности к православной преемственности и учению.

Хотелось, чтобы в данном примере (провокации в Храме Христа Спасителя), в первый раз с ясностью поставившем о. Андрея под единодушную соборную критику, какие-то грани заново открылись. С легкостью списываемое на невежество, отсталость, предубежденность или ангажированность оппонентов и покрываемое возгласами одобрения от круга поклонников, не перекрывает да и не может перекрыть возмущения самодеятельной, двусмысленной, иногда же ренегатской позицией. Если церковность для о. Андрея - не пустой звук, репутация скандальной фигуры, возмутителя спокойствия, средоточия пререканий должна всё же быть утомительна и неприятна.

Андрей Рогозянский, писатель
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

43. Re: Кураев как церковноСурков

Опять Кураев виноват? http://comandante1.livejournal.com/203801.html#comments
Сергий Агапов / 08.04.2012, 13:42

42. Швецов 37

На Ученом совете этого кощунника, предателя веры, мерзавца и еретика (к тому же еще и сексуально озабоченного) взгрели хорошо. Наконец-то, отмашку получили от начальства. Есть сведения, полученные от самих членов Совета. Это они для внешнего пользования просто изложили мягко. Так что колокол звонит по вам, Швецов. За нами - миллионы. А забанил вас Рогозянский правильно.
В.Семенко / 22.03.2012, 00:46

41. Ответ на 40., свщ Алексий Бачурин:

Отец протодьякон активно готовит наше очень близкое будущее - наша проблема в том, что мы не строим ковчега, поэтому выжить во время этого катастрофического будущего у нас шансов нет.

Поясните насчёт ковчега. Искренне недоумеваю. Всегда думал, что публика, приходящая (?) в Церковь на дамблдорах и анекдотцах, оказывается как раз в максимально неустойчивом положении. Я не представляю... если не будет атмосферы расслабленности, то о чём они будут говорить. Как будут выглядеть лекции о. протодиакона в аудитории, где каждый второй потерял работу и едва сводит концы с концами. Какой в этом случае можно выдумать "креатив". Об эльфах, которые актуальны тем, что кушают нектар цветов? По-моему, депрессия всем обеспечена. Самоограничения, дисциплины, терпения никто не отменял. Если не брать блажных 00-х и соответствующий бум возможностей, то консервативный тип куда более адаптирован, в т. ч. относительно социальных условий.
А. Рогозянский / 21.03.2012, 06:51

40. Ответ на 34., А. Рогозянский :

Отец протодьякон не отходил ни в какое прошлое. Он активно готовит наше очень близкое будущее - наша проблема в том, что мы не строим ковчега, поэтому выжить во время этого катастрофического будущего у нас шансов нет. Очень возможно. Проигрыш о. А. Кураевым данной партии не означает, что всё становится хорошо. Я, собственно, не утверждал обратного. Тем не менее, с Кураевым отходит в прошлое, я надеюсь, период романтического авантюризма и совсем уж безответственных экспериментов. Образ "железного протодиакона" тоже. Нельзя не заметить разницы между тем, что и, главное, КАК говорит митр. Иларион в последнем интервью Богослову.ру и в своем выступлении в Госдуме и его более ранними выступлениями, в той же НГ, например.Что же до ощущения катастрофы, то оно нарастает не первый год и вызвано, на мой взгляд, общим разбалансированным состоянием современности. Необходимо уметь и готовиться принять всё, включая и катастрофы. Предыдущие поколения встретились с катастрофами и выживали в них. Почему не мы?

39. Re: Кураев как церковноСурков

Почему-то не вижу свой позавчерашний коммент. Ну ладно, скажу, что согласен с последними комментариями уважаемого А.Рогозянского, особенно насчет "единодушия".
Иван / 14.03.2012, 15:57

38. Ответ на 37., С. Швецов:

Ренегатство - это когда, например, с г-ном Бунтманом на "Эхе Москвы" перемывают кости церковным фарисеям. Также в данном примере словосочетание "погромные мечтания паствы" я бы квалифицировал как очень некрасивый ход - попытку продать по сходной цене братьев по вере любителям говорить о погромах. В остальном, самодеятельность, пренебрежение мнением большинства, ответственностью, которую накладывают церковные должности и звания, вынесение на суд внешних разногласий внутри Церкви - всё это было отмечено как в заявлении Учёного совета МДА, так и у меня. PS: Вам бан, Швецов, отдыхайте.
А. Рогозянский / 14.03.2012, 12:22

37. Ответ на 36., А. Рогозянский:

///Читайте, Швецов, решение по о. А. Кураеву учёного совета МДА/// О, по Кураеву ученым советом какое-то решение принято? г-н Рогозянский, у Вас галлюцинации? Вот сам о.Андрей у себя в блоге пишет: "Совет не призывал меня к тому, чтобы я какие-то свои слова брал назад, и не регламентировал то, что я буду говорить в будущем. Так что это нельзя считать разбором личного дела, и с самого начала было ясно, что никто не ставит вопрос о каких-то административных мерах в отношении меня". Вы какую-то особую реальность тут творить пытаетесь? Ученый совет МДА высказывал что-то вроде Вашего "Идентичность о. Андрея двоится. То ли он свой среди чужих, то ли чужой среди своих. То ли от Церкви идёт возвещать истину миру, то ли от мира несёт какие-то ультраважные откровения Церкви. Снуёт челноком в обе стороны, создавая условия для компромисса" -?? Есть там что-то про "самодеятельную, двусмысленную, иногда же ренегатскую позицию"? Это у Кураева ренегатская? Вы значения русских слов, вообще говоря, понимаете, г-н писатель? Или Вы просто старались как можно больше гадостей в свой текст понапихать? Вот что сказано ученым советом МДА: «Профессорско-преподавательская корпорация Московской духовной академии едина во мнении, что акция феминисток в Храме Христа Спасителя 21 февраля 2012 года является кощунством и попранием чувств верующих христиан. Не призывая к самосуду и мщению, не можем согласиться с первоначальной поспешной оценкой протодиакона Андрея Кураева этой возмутительной акции как нормальной и допустимой. Принимая во внимание истинные намерения протодиакона Андрея Кураева по предотвращению возможной крайне агрессивной реакции, братски напоминаем ему, что звание профессора Московской духовной академии налагает высокую ответственность за форму и содержание публичных высказываний, поскольку по ним судят и об учебном заведении, и о всей Церкви». http://www.bogoslov.ru/text/2486536/index.html Вы это называете решением? Единодушной соборной критикой? Не выдавайте желаемое за действительное. Уж будьте так любезны, покажите мне, слепенькому, где у Вас с ученым советом совпадения? В чем? В оценке панк-молебна? Под последней статьей о.Василика закрыт форум. Для всех. А Вы обрадовались, думали - лично меня забанили? Ходатайствовать перед редакцией хотите? Наздоровье. РНЛ, как-никак, единственное место, где Вы можете себе такое позволить, хотя и здесь без особой надежды на успех. Кто Вас слушать-то будет? Дерзайте.
С. Швецов / 13.03.2012, 06:28

36. Ответ на 35., С. Швецов:

Когда ваши статьи будут стоить большего, чем ку-ку или гав-гав, будут и комментарии соответствующие. К несчастью то, что можно бы покомментировать, дорогая редакция комментировать не дает (последнюю статью о.Василика, например). А комментировать ваш эммм... поток сознания... Партии вам какие-то мерещатся проигранные, перемены в митр. Иларионе... Вам бы, г-н Рогозянский, фантазии свои унять. Хотя бы в пост.

Не в тот день затеялся. Читайте, Швецов, решение по о. А. Кураеву учёного совета МДА. Затем внимательно (!) перечитывайте содержание публикации. Отмечаете сходство позиции, вплоть до формулировок (кто-то тут смеялся над словом «единодушная». Ладно, тогда пускай будет «единогласная»). После чего собираете свои расшатанные стёбом и фраеризмом умственные способности и делаете вывод, кто из нас прав и у кого стало быть эммм.. фантазии. И идёте гулять, дорогой друг, с моих веток, подобру-поздорову. Иначе кончится Ваш разгуляй насовсем, а не только под статьями о. Василика. Будет Вам бан - постный-препостный… Обещаюсь похлопотать перед Дорогой редакцией, с особым усердием.
А. Рогозянский / 12.03.2012, 22:02

35. Ответ на 33., А. Рогозянский:

Когда ваши статьи будут стоить большего, чем ку-ку или гав-гав, будут и комментарии соответствующие. К несчастью то, что можно бы покомментировать, дорогая редакция комментировать не дает (последнюю статью о.Василика, например). А комментировать ваш эммм... поток сознания... Партии вам какие-то мерещатся проигранные, перемены в митр. Иларионе... Вам бы, г-н Рогозянский, фантазии свои унять. Хотя бы в пост.
С. Швецов / 12.03.2012, 14:36

34. Ответ на 32., Сергий Агапов:

Очень возможно. Проигрыш о. А. Кураевым данной партии не означает, что всё становится хорошо. Я, собственно, не утверждал обратного. Тем не менее, с Кураевым отходит в прошлое, я надеюсь, период романтического авантюризма и совсем уж безответственных экспериментов. Образ "железного протодиакона" тоже. Нельзя не заметить разницы между тем, что и, главное, КАК говорит митр. Иларион в последнем интервью Богослову.ру и в своем выступлении в Госдуме и его более ранними выступлениями, в той же НГ, например. Что же до ощущения катастрофы, то оно нарастает не первый год и вызвано, на мой взгляд, общим разбалансированным состоянием современности. Необходимо уметь и готовиться принять всё, включая и катастрофы. Предыдущие поколения встретились с катастрофами и выживали в них. Почему не мы?
А. Рогозянский / 12.03.2012, 11:07
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Брониславович Рогозянский
Преображение Господне и наше
6/19 августа - праздник Фаворского света
18.08.2024
Духовное завещание отца Василия Ермакова
3 февраля - 17 лет со дня преставления прославленного петербургского пастыря
03.02.2024
Стоящий на границе двух заветов
7 июля - Рождество св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
07.07.2023
Все статьи Андрей Брониславович Рогозянский
Андрей Кураев
Все статьи темы
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06