Наказание за кощунственную акцию в храме Христа Спасителя должно быть жестким и обезопасить общество от повторения подобных инцидентов, считает глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин. «Прекрасно, что правоохранительные органы всерьез отнеслись к расследованию преступления, совершенного в храме Христа Спасителя. Симптоматично, что одна из участниц группы уже сказала, что они не могут исполнить очередное свое "произведение", то есть пресечены следующие правонарушения», - заявил священник в интервью порталу «Интерфакс-Религия», комментируя арест трех участниц феминистской панк-группы "Pussy Riot", устроивших «перформанс» у входа в алтарь храма Христа Спасителя. В настоящее время возбуждено уголовное дело по статье «хулиганство», предусматривающее максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет.
Священник выразил надежду на то, что следствие и суд дадут этому преступлению «максимально справедливую оценку». Он убежден, что имело место не просто хулиганство, а оскорбление чувств верующих, разжигание ненависти по отношению к ним, осквернение священного места, и «это очевидно для каждого, кто прочтет опубликованный в Интернете текст выступления этих особ». В качестве примера собеседник агентства привел цитату из песни: «все прихожане ползут на поклон», объявление в ней главы несуществующего КГБ главным святым верующих, а также пляски на амвоне, «куда без особого благословения не должны подниматься миряне».
Как считает отец Всеволод Чаплин, оценка этого преступления должна быть такой, «чтобы ни у кого в будущем и мысли даже не было сделать что-то подобное. И если не действует разум и уважение к чувствам других, пусть действует хотя бы страх, если без него эти люди не способны ничего понять». «Конечно, на первый раз можно проявить милосердие. Сажать в тюрьму, наверное, не надо, но должна быть обеспечена неотвратимость наказания, и оно должно быть серьезным. Более того, нужно ужесточать требования закона, касающиеся таких случаев», - убежден отец Всеволод.
По словам священника, закон защищает человека, захоронения, государственные символы, а для верующих людей символы, связанные с их верой, святыней, «не менее важны, чем их собственная жизнь и достоинство, символы государства или захоронения, поэтому и защищаться святыни должны не менее решительно, чем все перечисленное, - должно защищаться все, что предельно дорого людям». «И если закон защищает ценности гуманистического мировоззрения, человеческую личность, ее честь и достоинство, могилы, символы государства, то нельзя принижать ценности, связанные с религиозным мировоззрением, - храмы, священные имена, предметы и книги. Мировоззрения у нас равны, и не может быть такого, чтобы ценности, связанные с одним мировоззрением, защищались Уголовным кодексом, а попрание ценностей, связанных с другим, наказывалось только ничтожным штрафом, равным стоимости двух или трех бизнес-ланчей», - заявил священник.
Отец Всеволод указал на то, что сейчас некоторые люди, плохо знающие Евангелие, «призывают чуть ли не примириться с организаторами и участницами этой акции». Таким он посоветовал прочитать Священное Писание еще раз, «если давно этого не делали», заявив, что Христос осуждает на вечные муки грешников, которые не раскаиваются, людей, не имеющих истинной веры, тех, кто посягает на ближних, и единственное, что может спасти человека от вечной Божьей кары, - «покаяние и изменение жизни». «Для тех, кто совершил упомянутый грех, кара Божья неизбежна. Бог не прощает их и не простит, как не прощает и не простит Церковь до того, как будет произнесено покаяние, признание в том, что совершена ошибка и совершен грех, будет принято ясное решение не возвращаться к этому греху в будущем и изменить свою греховную жизнь, в том числе отказаться от пропаганды идей, радикально расходящихся с Евангелием и церковной традицией», - сказал священник.
Священник признался, что «очень бы хотел, чтобы такое покаяние было принесено, чтобы оно было искренним, чтобы эти люди не лишили себя вечной жизни». Отец Всеволод заявил, что Бог ведет человека к покаянию разными путями: кого-то – наказаниями и болезнями, кого-то – радостью и неожиданным прозрением. Но сам человек должен «не просто идти, а бежать к покаянию», потому что у любого человека времени «так немного». «Именно за покаянием следует прощение. Прощает Господь – прощает и Церковь. Государство же должно исполнять свою работу по защите людей от вызывающей духовной и псевдокультурной агрессии. Но если простит Господь, найдутся пути к тому, чтобы смягчило свою позицию и государство», - подытожил протоиерей Всеволод Чаплин.