«Мы будем помогать мусульманам в создании шариатских судов в Москве и других городах», - объявил Хасавов. По его версии, шариатские суды будут иметь статус третейских.
Дагир Хасавов сообщил, что побывал в республиках Северного Кавказа, где обсудил с местной общественностью вопросы создания и функционирования шариатских судов, центра «Мусульманский союз» и другие актуальные проблемы защиты прав мусульман в России. Местные представители исламского духовенства поддержали его идею и выразили готовность содействовать учреждению там филиалов «Мусульманского союза».
Как доказательство необходимости введения в РФ шариатского судопроизводства Хасавов отмечает, что такие суды уже де-факто действуют в северокавказских республиках. «Пробыв несколько дней в Дагестане, Чечне и Ингушетии, после продолжительных бесед с руководством муфтиятов и отдельными имамами я убедился, что фактически шариатские суды действуют там повсеместно, рассматривая значимые спорные вопросы мусульман: примирение врагов, в том числе кровных, бытовые споры, вопросы, связанные с возможностью видеть женщиной своих детей после развода с мужем, примирение после похищения невесты и так далее» – цитирует адвоката «Росбалт».
Правда, адвокат тут же противоречит своим утверждениям об эффективности религиозных судов: «Имамы устали от лжи, с ними не считаются, они чувствуют себя неудобно перед прихожанами».
Еще одним аргументом защитника прав мусульман стали «исторические традиции Имперской России». По версии Хасавова, в период реформ Петра I два сословия – купечество и духовенство – получали определенную автономию в своих судебных делах. Сейчас современные купцы – предприниматели – имеют свою судебную систему (арбитраж), утверждает адвокат. А духовенство обделили. Правда, адвокат ничего не упомянул ни о не-мусульманском духовенстве, ни о статусе РФ как светского государства.
Все тезисы российского защитника прав мусульман оказались как под копирку списаны с утверждений его европейских коллег, которые добиваются введения шариатских судов в различных странах ЕС.
«Тысячи норвежцев уже живут по законам шариата, и отказ в их легализации лишь обостряет проблему, прежде всего в сфере семейных отношений», – объявляла ранее норвежский социолог Лена Ларсен в ходе «пост-брейвиковский» кампании по упрочению прав мусульман в этой стране. Точно также, как и российский адвокат, руководитель Объединения судов Норвегии Тур Ландбах и многочисленные скандинавские правозащитники утверждают, что это необходимо, поскольку, что в части районов шариатские суды де-факто уже существуют и многие «новые норвежцы» живут по исламским законам.
Ландбах, как и его коллега в РФ, предложил включить шариатские суды в систему норвежского судопроизводства. Эти идеи горячо поддерживают юристы, представляющие мусульманские общины в стране.
В начале февраля с аналогичной идеей выступал и крупный немецкий чиновник. Министр юстиции федеральной земли Рейнланд-Пфальц Йохен Хартлофф предложил разрешить мусульманским мигрантам отправлять дела судебные по своим религиозным нормам, а в качестве аналогии привел «автономное» функционирование арбитражных судов для предпринимателей. Исламские нормы, по мнению министра, можно применять в спорах, касающихся денег, семейных отношений или наследства. Хартлоффу вторит уполномоченный по вопросам интеграции мигрантов Михаэль Фризер: «ничто не мешает мигрантам в Германии искать пути решения конфликтов по своим судебным нормам... это будет способствовать интеграции приезжих».
В России сторонники религиозного судопроизводства попытались для продвижения этой идеи использовать модные предвыборные мотивы. В середине декабря прошлого года представители ингушской оппозиции объявили, что будут защищать свое избирательное право при помощи религиозного суда: несогласные с итогами выборов в Госдуму хотят привлечь фальсификаторов голосования к ответственности по законам шариата.
Впрочем, в современной России есть и примеры того, как существующие государственные институты справляются с проблемами религиозных меньшинств без помощи шариатских судов.