«У Христианства есть "конкуренты" – это бесы»

Православные священнослужители о причинах медленного воцерковления современного общества

0
718
Время на чтение 6 минут
За последние шестнадцать лет доля граждан России, посещающих храм (мечеть, синагогу) возросла с 57 до 71%, сообщает Regions.ru. Минимум раз в месяц в церковь ходят 7% опрошенных, время от времени – 30%, редко – 34%. Выше среднего доля посещающих храм не реже раза в месяц среди людей пенсионного возраста и жителей обеих столиц (11%), ниже – среди молодежи и селян (5%). Среди называющих себя православными доля тех, кто вообще посещает храм, составляет 83%. При этом 11% неверующих сообщили, что редко или время от времени ходят в церковь.

Самый соблюдаемый ритуал при посещении храма – ставить свечи: так делают 81% приходящих в церковь, причем его соблюдают практически в равной степени как те, кто ходит в церковь редко, так и те, кто делает это регулярно (80-82%). Кроме того, ритуал ставить свечи в равной степени соблюдают как православные (86%), так и респонденты, которые не считают себя верующими (81%). Значительная часть прихожан (38%) просто разговаривает с Богом, 31% читают молитвы, 27% прикладываются к святыням. 33% подают милостыню, 29% жертвуют деньги на нужды храма. В меньшинстве (9%) – те, кто приходит в церковь, чтобы освятить вещи. 11% приходящих в храм сообщили, что обычно просто наблюдают за происходящим.

В связи с этими социологическими данными издание обратилось к православным священнослужителям со следующими вопросами: Как бы вы прокомментировали эти данные? Почему, на ваш взгляд, рост числа приходящих в храмы не приводит к нравственному оздоровлению общества? Как вы объяснили бы, что в храмах мало молодежи – при том, что нынешняя молодежь выросла уже после эпохи богоборчества?

Настоятель храма святителя Митрофания Воронежского протоиерей Димитрий Смирнов отметил, что сейчас молодежи в храмах несоизмеримо больше, чем при советской власти, «но, конечно, хотелось бы, чтобы было больше». «Сейчас все-таки очень много соблазнов, в частности интернет. Вообще воцерковление молодежи это большая проблема. Оно не может быть массовым. Восприятие Христианства – это все-таки очень индивидуальная вещь. Религиозное чувство, если оно есть, по-разному может проявляться. Вхождение в Христианство это труд. А у Церкви не так много возможностей помогать в этом людям с помощью, например, радио или телевидения. Но все-таки статистика показывает положительную динамику. Потихоньку процесс все-таки идет. И то, что в больших городах верующих в процентах больше, это тоже о многом говорит. У образованных людей тяга к Церкви, к духовной жизни все-таки больше», - сказал отец Димитрий.

Главный редактор журнала «Наследник» протоиерей Максим Первозванский в свою очередь отметил, что нравственное воспитание не дает быстрых результатов: «Сложно утверждать, становится ли нравственное состояние общества хуже или лучше. Одна из главных задач Церкви – нравственное воспитание – это долгосрочная задача, которая не решается в один момент. Как правило, люди, которые ходят в церковь с серьезными намерениями, испытывают шоковое состояние от понимания того, что не могут справиться с обуревающими страстями – злобой, завистью и прочими грехами. Поэтому люди или начинают бороться со своими проблемами, или, к сожалению, могут махнуть рукой, оставаясь в числе "захожан". Но, тем не менее, значительная часть людей начинает серьезнее относиться к своей вере, и встает на путь очищения».

«Что касается молодежи, то за последние 15 лет ее количество в церкви значительно возросло. Если для пожилых людей храм выполняет функцию некоего клуба, куда можно прийти и пообщаться, то молодым людям приходится прикладывать значительные усилия, чтобы найти время для посещения церкви: молодежь более ориентирована на карьеру, необходимо совмещать учебу и работу. Но при этом, я могу сказать совершенно точно, к нам приходит все больше молодых людей. Другой вопрос в том, что у жителей спальных районов крупных городов зачастую почти и нет возможности посетить храм, поскольку существующее количество церквей и их вместимость не позволяют сегодня принять всех желающих», - заключил он.

Протоиерей Александр Кузин, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине, подчеркнул, что прирост количества прихожан «не всегда означает качество, поскольку вера – это постоянный и сознательный выбор». «На мой взгляд, повода для беспокойства по поводу количества прихожан у Церкви нет. Почему больше людей пожилого возраста? Потому что чем старше человек становится, тем больше он задумывается о необходимости решения своих жизненных проблем, сообразуясь с мнением Церкви. Конечно, мы заинтересованы, чтобы молодежи было больше: у нас есть специальные программы для привлечения молодых людей. Но необходимо действительно "созреть", чтобы приходить в храм. В молодости многие клюют на приманки общества потребления, но со временем они поймут бессмысленность этих приманок. Хотя, кстати, бывает, что молодежь приходит к религии раньше своих родителей», - сказал он. «Серьезной проблемой, связанной с ухудшением нравственной ситуации, несмотря на рост прихожан, я бы назвал рост поколений, у которых все меньше остается связей с прошлым. Люди, воспитанные в советский период, даже не исповедующие Христианство, все равно владели православными традициями – этикой, нравственностью. Сегодня же мосты с нашим прошлым, с нашей народной культурой утеряны. Необходимо их восстанавливать, чтобы наша вера была не поверхностной, а произрастала на плодородной почве», - подчеркнул пастырь.

Игумен Сергий (Рыбко), настоятель храма Сошествия Святаго Духа на апостолов на Лазаревском кладбище, выразил мнение, что поскольку «у нас несколько поколений воспитывалось в идеологии "Если Бога нет, то все позволено", воспитывалось вне веры, в религиозном невежестве», то теперь не приходится удивляться плачевному духовно-нравственному состоянию общества. «Не так-то просто человеку развратному и распущенному стать целомудренным и нравственным. На исправление нужно время. Человек вначале должен осознать, что Бог есть и есть ответственность за свои поступки. Может и несколько лет пройти, а может и вся жизнь, чтобы это понять. Но, только поняв это, человек начинает внутренне трудиться и исправляться. В каком возрасте это произойдет, когда станет заметно – кто знает? Но есть и другие обстоятельства. Например, многие молодые люди и хотят ходить в храм, но у них просто нет физической возможности, потому что надо не только учиться, но и зарабатывать на учебу, надо помогать семье, родителям. Я знаю множество таких примеров. Вообще процесс духовного возрождения не может быть быстрым. Приписки, как при советской власти, здесь не помогут. Это процесс на долгие десятилетия», - заключил отец Сергий.

Главный редактор официального сайта Ставропольской и Невинномысской епархии, преподователь Ставропольской духовной семинарии, клирик храма целителя Пантелеимона в Ставрополе священник Антоний Скрынников считает, что не совсем корректно утверждать, что в обществе совсем не происходит духовного оздоровления: «Буквально вчера глава департамента здравоохранения Москвы Леонид Печатников заявил, что в столице количество абортов снизилось на 7% по сравнению с 2010 годом. Я всегда призывал осторожно относиться к всевозможным социологическим опросам. Во-первых, православные зачастую любят себя успокаивать, смотря на статистические данные о количестве верующих в стране. Во-вторых, я сам по образованию преподаватель социологии и имею представление, как непрофессионально зачастую проводятся "полевые исследования". Мне часто приходится общаться с молодежью, читать лекции в светских учебных заведениях. Я общаюсь с ними, и потом многих вижу в храмах. В городских храмах, например в Ставрополе, довольно большой процент молодых прихожан».

Священник Георгий Белодуров, клирик Воскресенского (Трех исповедников) храма Твери, отметил, что «чаще всего люди относятся к вере, как к какому-то шаманству». «Конечно, для многих посещение храма и глубокая вера, которая преобразует душу и сердце человека, становятся неким императивом и помогают справляться с проблемами. Но зачастую люди приходят ради какой-то "коллективной явки" – мол, сейчас свечку поставим, попросим, что надо, а дальше будем ждать результата и хоть "трава не расти ". Такая поверхностная вера не способна повлиять на нравственность», - подчеркнул он. «Что касается молодежи, то у Христианства есть "конкуренты" – это бесы, которые также ведут свою миссионерскую службу, ведут молодых людей по пути соблазнов красивой и легкой жизни, которая превратилась уже в предмет поклонения. К сожалению, мы не всегда выигрываем в этом миссионерском поединке. Нам противостоит дух потребления и самолюбия. Но, безусловно, есть и те, кто пробивает этот заслон своим талантом, упорством и желанием быть честным перед собой и другими», - заключил пастырь.

Иерей Валерий Буланников, клирик храма свт. Николая в Отрадном, в свою очередь отметил, что есть храмы, где молодежи как раз довольно много. «Здесь многое зависит от прихода», - сказал он. «Но никакая статистика не сможет объективно отразить процесс воцерковления. Как правило, это очень долгий процесс. И не год, и не два. А ведь нашу молодежь в 90-е фактически бросили на произвол судьбы. Какое это было время? Тогда боролись за выживание. И вот сейчас эти люди выросли. Но все равно процент хоть и медленно, но растет. Это вполне естественно. Самое главное, что есть качественный рост. Здесь много особенностей и социального, и возрастного характера. Большое значение имеет собственно нравственное состояние общества в целом. Оно действительно ужасное: когда становится возможным кощунство в храме Христа Спасителя – это самое настоящее беснование. Государство, конечно, должно уделять больше внимания нравственному воспитанию подрастающего поколения. Надеюсь, что и введение курса религиозной культуры в школах будет этому способствовать», - заключил отец Валерий.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06