Жизнь и деятельность Братства Н.Н.Неплюева представляет для нас сегодня особый интерес, тем более важный для изучения, что сам Н.Н.Неплюев долгое время был «фигурой умолчания», а опыт его Братства, представляющего собой редкое явление по сочетанию нравственно-производственных функций, до сих пор замалчивается, так как мало вписывается в официально навязываемые систему ценностей и образ жизни. Важен он в первую очередь тем, что это была драматическая попытка на деле разрешить главный вопрос русских религиозных мыслителей - как мирным путем и реальными делами приблизить наш мир к высшим христианским ценностям и перевести эти ценности в план практической этики.
Рассказывая об опыте Братства, Николай Владимирович Сомин выделил в первую очередь то, что оно явилось синтезом трех кажущихся несовместимых идей. Во-первых, оно представляло собой полноценное традиционное православие (храм, священник, посты и таинства). Во-вторых, будучи Трудовым, оно вело громадное хозяйство на основе новейших требований тогдашней агрокультуры. В-третьих, оно жило по высшим христианским канонам, беря за образец апостольскую Иерусалимскую общину, описанную в Деяниях апостолов: все хозяйство было общим, и, несмотря на различия в профессии и способностях, все братчики получали строго поровну.
Основная доля прибыли общины шла в развитие хозяйства и социальную инфраструктуру. Братчики жили в общих домах, имели общую трапезу, содержали детей в общих детских садах, имели братскую больницу, библиотеку и др. Личные же средства членов Братства помещались на счета в банках, так что на руки выдавалась относительно небольшая сумма на одежду и личные расходы. Принцип существования как единой семьи, спаянной узами любви, общей жизни и общего хозяйства, выдерживался очень строго и не допускал проявления индивидуализма и обособления. Благодаря этому в общине был достигнут очень высокий уровень нравственности и культуры. Братчики, среди которых было много поэтов и певцов, устраивали театральные постановки, музыкальные вечера, публичные чтения. В советское время выходцы из Братства стали известными учеными, конструкторами, музыкантами и художниками.
Особо Н.В.Сомин остановился на личности самого Николая Николаевича Неплюева (1851-1908 гг.), который, будучи богатым помещиком и аристократом, являлся в то же время истинным христианином, обладавшим настолько огромным даром любви к людям, что был не только главой Братства, но и его духовным центром. Показательно в этом отношении, что и рождение Братства было связано не с произвольным решением Н.Н.Неплюева, а с желанием первых выпускников основанной им сельскохозяйственной школы не расставаться с своим учителем и организовать совместное хозяйство. Постепенно маленькое Братство расширялось, обрастало новыми делами, пока не сформировалось в крупную общину, уникальный опыт которой заинтересовал и других. Только после того, как Братство уже существовало фактически, оно оформило свой правовой статус, получив в 1894 г. указом императора Александра III права юридического лица. Благодаря тому, что в нём укрепилась настоящая «дисциплина любви», оно успешно пережило попытку совершить в нем «буржуазный переворот» и просуществовало вплоть до 1929 г., когда было разрушено во время кампании коллективизации.
Доклад Н.В.Сомина вызвал оживленное обсуждение, в ходе которого Николай Владимирович ответил на многочисленные вопросы. Было поднято много интересных и вопросов. После этого дополнительное сообщение по теме доклада сделал Геннадий Михайлович Москалёв, сконцентрировавший свое внимание на самой личности Н.Н.Неплюева, оставившего после себя также богатое теоретическое наследие. Приняв на себя нравственную вину своих предков-дворян перед народом, он кардинально переосмыслил идею служения русского помещика, посвятив свою жизнь просвещению и благосостоянию крестьянства. Его взгляды, в основе которых лежало обоснование идеи мирного, эволюционного движения России от капитализма (к которому он относился отрицательно) к христианскому обществу, были оформлены в стройную религиозно-философскую систему, представленную в целой серии книг и статей. Эта цельность взглядов Неплюева, предполагавшая стройность организации жизни, встречала непонимание и со стороны светских властей, и со стороны интеллигенции, и со стороны официальной богословской критики (в частности обер-прокурора Синода К.П.Победоносцева). Но некоторые иерархи полностью разделяли его взгляды, называя его «человеком Божьим», несущим подвиг духовного епископа.
Последовавшие затем краткие выступления участников выявили крайнюю актуальность и востребованность в наши дни опыта Братства Н.Н.Неплюева. Председатель Русского экономического общества имени С.Ф.Шарапова В.Ю.Катасонов особое внимание обратил на то, что успех и прочность Братства были обусловлены тем, что его коллектив формировался за счет молодежи. Молодежи, которая в течение нескольких лет обучалась и воспитывалась в школе Братства. Опыт Н.Н.Неплюева лишний раз показывает нам, что самое главное в деле возрождения Россия - работа с молодежью, сбережение и воспитание молодежи.
Было решено, что на следующей встрече участники заслушают продолжение доклада Н.В.Сомина.
После обсуждения доклада на заседании был обсужден и единогласно принят Регламент, регулирующий организационную сторону заседаний общества, с которым вскоре смогут ознакомиться все его участники.
Следующее заседание Русского экономического общества им. С.Ф.Шарапова состоится предположительно 8-го марта с.г. Приглашаются все лица, заинтересованные в осбуждении путей возрождения экономики и духовности России.
Общество продолжает формировать план работы на 2012 год. Принимаются заявки на выступления. Просьба посылать их по адресу: perepravaorg@mail.ru.