Прообраз христианской экономики

Состоялось второе заседание Русского экономического общества имени С.Ф.Шарапова

0
110
Время на чтение 4 минуты
23 февраля в Духовно-просветительском центре «Переправа» при Донском монастыре состоялось второе заседание Русского экономического общества имени С.Ф.Шарапова, на котором была рассмотрена крайне актуальная тема, посвященная путям возрождения экономики, духовности и самоорганизации нашего народа. Присутствовавшие заслушали доклад Николая Владимировича Сомина «Крестовоздвиженское Трудовое Братство Н.Н.Неплюева, как прообраз христианской экономики», рассказывающий об уникальном в истории России опыте общины, основанной на евангельских этических началах - веры, любви и труда, сообщил нам председатель РЭО им С.Ф.Шарапова профессор В.Ю.Катасонов.

Жизнь и деятельность Братства Н.Н.Неплюева представляет для нас сегодня особый интерес, тем более важный для изучения, что сам Н.Н.Неплюев долгое время был «фигурой умолчания», а опыт его Братства, представляющего собой редкое явление по сочетанию нравственно-производственных функций, до сих пор замалчивается, так как мало вписывается в официально навязываемые систему ценностей и образ жизни. Важен он в первую очередь тем, что это была драматическая попытка на деле разрешить главный вопрос русских религиозных мыслителей - как мирным путем и реальными делами приблизить наш мир к высшим христианским ценностям и перевести эти ценности в план практической этики.

Рассказывая об опыте Братства, Николай Владимирович Сомин выделил в первую очередь то, что оно явилось синтезом трех кажущихся несовместимых идей. Во-первых, оно представляло собой полноценное традиционное православие (храм, священник, посты и таинства). Во-вторых, будучи Трудовым, оно вело громадное хозяйство на основе новейших требований тогдашней агрокультуры. В-третьих, оно жило по высшим христианским канонам, беря за образец апостольскую Иерусалимскую общину, описанную в Деяниях апостолов: все хозяйство было общим, и, несмотря на различия в профессии и способностях, все братчики получали строго поровну.

Основная доля прибыли общины шла в развитие хозяйства и социальную инфраструктуру. Братчики жили в общих домах, имели общую трапезу, содержали детей в общих детских садах, имели братскую больницу, библиотеку и др. Личные же средства членов Братства помещались на счета в банках, так что на руки выдавалась относительно небольшая сумма на одежду и личные расходы. Принцип существования как единой семьи, спаянной узами любви, общей жизни и общего хозяйства, выдерживался очень строго и не допускал проявления индивидуализма и обособления. Благодаря этому в общине был достигнут очень высокий уровень нравственности и культуры. Братчики, среди которых было много поэтов и певцов, устраивали театральные постановки, музыкальные вечера, публичные чтения. В советское время выходцы из Братства стали известными учеными, конструкторами, музыкантами и художниками.

Особо Н.В.Сомин остановился на личности самого Николая Николаевича Неплюева (1851-1908 гг.), который, будучи богатым помещиком и аристократом, являлся в то же время истинным христианином, обладавшим настолько огромным даром любви к людям, что был не только главой Братства, но и его духовным центром. Показательно в этом отношении, что и рождение Братства было связано не с произвольным решением Н.Н.Неплюева, а с желанием первых выпускников основанной им сельскохозяйственной школы не расставаться с своим учителем и организовать совместное хозяйство. Постепенно маленькое Братство расширялось, обрастало новыми делами, пока не сформировалось в крупную общину, уникальный опыт которой заинтересовал и других. Только после того, как Братство уже существовало фактически, оно оформило свой правовой статус, получив в 1894 г. указом императора Александра III права юридического лица. Благодаря тому, что в нём укрепилась настоящая «дисциплина любви», оно успешно пережило попытку совершить в нем «буржуазный переворот» и просуществовало вплоть до 1929 г., когда было разрушено во время кампании коллективизации.

Н.Н.НеплюевДоклад Н.В.Сомина вызвал оживленное обсуждение, в ходе которого Николай Владимирович ответил на многочисленные вопросы. Было поднято много интересных и вопросов. После этого дополнительное сообщение по теме доклада сделал Геннадий Михайлович Москалёв, сконцентрировавший свое внимание на самой личности Н.Н.Неплюева, оставившего после себя также богатое теоретическое наследие. Приняв на себя нравственную вину своих предков-дворян перед народом, он кардинально переосмыслил идею служения русского помещика, посвятив свою жизнь просвещению и благосостоянию крестьянства. Его взгляды, в основе которых лежало обоснование идеи мирного, эволюционного движения России от капитализма (к которому он относился отрицательно) к христианскому обществу, были оформлены в стройную религиозно-философскую систему, представленную в целой серии книг и статей. Эта цельность взглядов Неплюева, предполагавшая стройность организации жизни, встречала непонимание и со стороны светских властей, и со стороны интеллигенции, и со стороны официальной богословской критики (в частности обер-прокурора Синода К.П.Победоносцева). Но некоторые иерархи полностью разделяли его взгляды, называя его «человеком Божьим», несущим подвиг духовного епископа.

Последовавшие затем краткие выступления участников выявили крайнюю актуальность и востребованность в наши дни опыта Братства Н.Н.Неплюева. Председатель Русского экономического общества имени С.Ф.Шарапова В.Ю.Катасонов особое внимание обратил на то, что успех и прочность Братства были обусловлены тем, что его коллектив формировался за счет молодежи. Молодежи, которая в течение нескольких лет обучалась и воспитывалась в школе Братства. Опыт Н.Н.Неплюева лишний раз показывает нам, что самое главное в деле возрождения Россия - работа с молодежью, сбережение и воспитание молодежи.

Было решено, что на следующей встрече участники заслушают продолжение доклада Н.В.Сомина.

После обсуждения доклада на заседании был обсужден и единогласно принят Регламент, регулирующий организационную сторону заседаний общества, с которым вскоре смогут ознакомиться все его участники.

Следующее заседание Русского экономического общества им. С.Ф.Шарапова состоится предположительно 8-го марта с.г. Приглашаются все лица, заинтересованные в осбуждении путей возрождения экономики и духовности России.

Общество продолжает формировать план работы на 2012 год. Принимаются заявки на выступления. Просьба посылать их по адресу: perepravaorg@mail.ru.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06