Последний день Сырной седмицы – Прощёное воскресенье. Ещё этот день имеет удивительно доброе русское название – Целовальник или Прощёный день.
В этот день происходило, как принято говорить, «заговенье» перед началом Великого Поста: все близкие люди просили друг у друга прощения за все причиненные за год неприятности и обиды, кроме того, вечером в Прощёное воскресенье поминали усопших. Именно в этот день в православных храмах на вечернем богослужении совершается удивительный по своей красоте и христианскому содержанию «чин прощения», когда настоятель храма публично, с амвона, просит прощения у других клириков и прихожан прощения. Затем и все верующие, кланяясь друг другу, просят прощения и в ответ на эту просьбу произносят: «Бог простит». Это главное условие вступление в Великий Пост – примирение с ближними своими, с окружающими тебя людьми.
В своих письмах известнейший подвижник Русской Православной Церкви игумен Никон (Воробьев), пишет: «В наступившие дни святого Поста приведи себя в порядок, примирись с людьми и с Богом. Сокрушайся и плачь о своем недостоинстве и гибели своей, тогда получишь прощение и обретешь надежду спасения. Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит, а без этого никакие жертвы и милостыни не помогут тебе».
Начало этой традиции положил Сам Иисус Христос своими словами, звучащими в Евангелии от Матфея: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6: 14-15). Это также есть и неизменное Евангельское чтение в Прощённое, последнее воскресенье перед Великим постом.
Великий Пост является важнейшим и самым древним из многодневных постов. Великий Пост напоминает нам о сорокадневном посте Спасителя в пустыне. Именно Великий Пост вводит нас в Страстную седмицу и затем к радостям Праздника праздников Светлого Христова Воскресения. В этом году, начало Великого Поста приходится на 27 февраля, а продлится Пост до 14 апреля. 15 апреля 2012 года весь Православный мир будет встречать Праздник Праздников – Светлую Пасху Христову!
Каждого из нас ждёт встреча с Богом, его Страшный Суд. И часто ли мы задумываемся, а что будет с нами потом?! Как мы предстанем пред Великим Судией?! Какова будет посмертная и она же вечная учесть нашей бессмертной души: будем ли пребывать со Спасителем в Царствии Божием или гореть в геене огненной с падшими и бесами?!
Великий Пост, Святая Четыредесятница, есть Богом определенная «десятина» каждого года (по приблизительному подсчету 36 дней, не считая воскресных дней), которую мы, отрешаясь на это время от житейских развлечений и всевозможных увеселений, должны посвятить на служение Богу, а вернее, на спасение именно своей души.
Пост установлен для всех: и монахов, и священников, и мирян. Следует всегда помнить, Пост не является повинностью или наказанием. Это личная воля и решение каждого из нас. Но, повторюсь, что Пост следует понимать как уникальное спасительное средство, своего рода лечение и лекарство для каждой человеческой души.
«Пост не отталкивает от себя ни женщин, ни стариков, ни юношей, ни даже малых детей, - говорит святитель Иоанн Златоуст, - но всем открывает двери, всех принимает, чтобы всех спасти».
Принято считать, что большинство людей уже не сомневаются в благотворном влиянии Поста на душу и тело человека. Пост, правда, как диету, рекомендуют даже светские врачи, отмечая благотворное воздействие на организм временного отказа от животных белков и жиров. Однако смысл поста совсем не в том, чтобы похудеть или телесно подлечиться. Например, святитель Феофан Затворник называет пост «курсом спасительного врачевания душ, баней для омытия всего ветхого, невзрачного, грязноватого».
Действительно, очистится ли наша душа, если мы не съедим, скажем, мясную котлету? Или, может быть, мы сразу попадем в Царство Небесное только за то, что вообще не едим скоромного? Едва ли. Слишком уж просто и легко далось бы тогда то, ради чего Спаситель принял страшную смерть на Голгофе.
Другая крайность – чрезмерный пост, который дерзают брать на себя неподготовленные к такому подвигу христиане. Говоря об этом, святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси, пишет: «Нерассудительные люди ревнуют посту и трудам святых с неправильным разумением и намерением и думают, что они проходят добродетель. Диавол же, стерегущий их как свою добычу, ввергает в них семя радостного мнения о себе, от которого зарождается и воспитывается внутренний фарисей и предает таковых совершенной гордыне».
Опасность подобного поста, согласно преподобному авве Дорофею, состоит в следующем: «Кто постится по тщеславию или считая, что он совершает добродетель, тот постится неразумно и потому начинает после укорять брата своего, считая себя кем-то значительным. А кто разумно постится, тот не думает, что он разумно совершает доброе дело, и не хочет, чтобы его хвалили, как постника». Сам Спаситель велел совершать добродетели втайне и скрывать пост от окружающих (Мф. 6: 16-18).
И действительно, «можно ли назвать постом только соблюдение одних правил о невкушении скоромного в постные дни? - ставит риторический вопрос святитель Игнатий (Брянчанинов), - будет ли пост постом, если, кроме некоторого изменения в составе пищи, мы не будем думать ни о покаянии, ни о воздержании, ни об очищении сердца через усиленную молитву?»
Великий Пост – это прежде всего духовное упражнение, молитва, это возможность сораспяться со Христом и в этом смысле - наша малая жертва Богу. «Жертва Богу – дух сокрушенный» (Пс. 50: 19). Суть поста не в том, чтобы отказаться от некоторых видов пищи или развлечений, и даже от насущных дел (как понимают жертву католики, иудаисты, язычники), а в том, чтобы отказаться от того, что всецело поглощает нас и удаляет от Бога. В этом смысле и говорит преподобный Исаия Отшельник: «Душевный пост состоит в отвержении попечений». Пост – это время служения Богу молитвой и покаянием.
«Многие христиане... считают грехом съесть, даже по немощи телесной, в постный день что-либо скоромное и без зазрения совести презирают и осуждают ближнего, например знакомых, обижают или обманывают, обвешивают, обмеривают, предаются плотской нечистоте, - пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский. - О, лицемерие, лицемерие! О, непонимание духа Христова, духа веры христианской! Не внутренней ли чистоты, не кротости ли и смирения требует от нас прежде всего Господь Бог наш?»
Подвиг поста ни во что вменяется Господом, если мы, как выражается святитель Василий Великий, «не вкушаем мяса, но поедаем брата своего», т.е. не соблюдаем Господних заповедей о любви, милосердии, самоотверженном служении ближним, словом, всего того, что спросится с нас в день Страшного суда (Мф. 25: 31-46).
От чрезмерного поста могут также появиться раздражительность, озлобленность вместо чувства любви, что также свидетельствует о неправильности его прохождения. У каждого своя мера поста: у монахов одна, у мирян может быть другая. У беременных и кормящих женщин, у престарелых и больных, а также у детей, с благословения духовника, пост может быть значительно ослаблен.
Друзья, давайте соединим пост внешний с постом внутренним, руководствуясь смиренномудрием. Очищая тело воздержанием, очистим и душу покаянной молитвой для обретения добродетелей и любви к ближним. Вот это и будет истинный пост, приятный Богу, а значит, и для нас спасительный!
«Великий Пост – это время радости, время, когда мы можем ожить, когда мы отряхиваем с себя все, что в нас обветшало и омертвело, - для того, чтобы обрести способность жить, - жить со всей глубиной и интенсивностью, к которым мы призваны», - говорит нам эти замечательные слова приснопамятный митрополит Сурожский Антоний
Цель поста – искоренение пагубных проявлений души и стяжание добродетелей, чему способствуют молитва и частое посещение богослужений в храме.
Смысл поста – в совершенствовании любви к Богу и ближним, потому как именно на любви основывается всякая добродетель.
Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин говорит, что мы «не полагаем надежды на один пост, но, сохраняя его, хотим достигнуть чрез него чистоты сердечной и апостольской любви». Ничто – пост, ничто – подвижничество при отсутствии любви, потому как написано: Бог есть любовь (1 Ин. 4: 8).
Хотелось бы закончить эти рассуждения словами из Святого Евангелия: «Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцем твоим, Который в тайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6:14-18).
Альберт Битюцкий, публицист и общественный деятель (Хабаровск)