Игорь Фроянов: Революционных событий можно было бы избежать

Известный историк о причинах и последствиях Февральской революции 1917 года

0
5703
Время на чтение 6 минут
В феврале 2012 года исполняется 95 лет Февральской революции 1917 года. «Каковы причины Февральской революции? Кто ее организовал? Была ли она неизбежна?» - на эти и другие вопросы отвечает в интервью «Русской народной линии» известный русский историк, профессор Санкт-Петербургского государственного университета, доктор исторических наук Игорь Яковлевич Фроянов.

Причины Февральской революции

Глубинные причины Февральской революции были в недовольстве своим положением основной массы народонаселения России – крестьянства. Крестьяне требовали землю, передать ее тем, кто трудится на ней, и это требование крестьян не было удовлетворено властью, защищающей интересы дворянства. Почва, на которой сформировалось недовольство крестьян своим положением, стала постепенно накаляться с петровского времени. Петр уравнял крестьян с холопами, т.е. рабами. Крестьяне, превращаясь в «крещеную собственность» дворян, продолжали работать на помещиков, обеспечивая их материальное благополучие, тогда как дворянство на протяжении XVIII века получало всякого рода льготы и привилегии, как сейчас выражаются, преференции. В результате творилась вопиющая несправедливость, которую русский народ воспринимал всегда болезненно.

В конце концов, указом Петра III от 18 февраля 1762 года дворяне были освобождены от обязательной службы. Тем самым было устранено основание, на котором зиждились отношения крестьянства с классом помещиков. «По требованию исторической логики или общественной справедливости,– замечал В.О.Ключевский,– на другой день, 19 февраля, должна была последовать отмена крепостного права: она и последовала на другой день, только спустя 99 лет. Такой законодательной аномалией завершился юридически несообразный процесс в государственном положении дворянства: по мере облегчения служебных обязательств сословия расширялись его владельческие права, на этих обязанностях основанные». Вместе с тем «законодательная аномалия», о которой говорил наш прославленный историк, распахнула двери социальной ненависти, потрясшей Россию в начале XX века тремя революциями, бывшими по своей сути, по своей природе крестьянскими.

Таким образом, глубинные основания, на которых росло недовольство крестьянства, закладывались на протяжении, по крайней мере, полутора столетий. Это недовольство приобрело особую остроту в исторических условиях первых десятилетий XX века. Я имею в виду реформаторскую деятельность Столыпина, прежде всего, его крестьянскую реформу, и войну, в которую ввязалась Россия по недальновидности государя и правительства. Столыпин приступил к разрушению крестьянской общины, которая, по моему убеждению, не исчерпала еще своего исторического ресурса. Большинство крестьян было против уничтожения общины. Поэтому ее ликвидация шла очень медленно, нередко с применением насильственных мер – русского крестьянина, гнули, что называется, через колено. Это реформирование, нацеленное на разрушение общины, и война, предельно обострившая социальные противоречия, сильно накалили деревню, породив в ней революционные настроения. Русскому народу было непонятно, за чьи интересы приходится воевать, оставляя на полях сражении миллионы и миллионы солдат. Ради того, чтобы присоединить Константинополь и водрузить крест над Софией? Это было большинству народа просто не уразуметь. К тому же текущая война в народном сознании выглядела часто не столько оборонительной, сколько наступательной. Но завоевательные, наступательные войны не были сродни русским людям, которые воевали во все времена, обороняясь главным образом от нападающих врагов. Это вызывало психологию неприятия текущей войны и усиливало общественное раздражение ее затяжным характером.

Еще одна причина, сделавшая возможной Февральскую революцию, – разложение верхов и вырождение чиновничье-бюрократической организации власти. Достаточно сказать, что масонство проникло в императорскую фамилию, а либеральными настроениями, вышедшими из недр того же масонства, были охвачены многие высшие сановники. Есть, впрочем, одна существенная деталь, о которой надо сказать особо. В современной литературе широкое распространение получила мысль о “кризисе царизма” (самодержавия) в России конца XIX – XX вв. как формы государственного правления. Мысль эта в корне ошибочна – в ней смешан, как говорится, «Божий дар с яичницей». Да, кризис был, но не самой идеи самодержавной власти, хотя вера в царя была отчасти поколеблена событиями начала XX века, а чиновничье-бюрократического аппарата, образовавшего глухую стену между Государем и Народом. Русский Царь, Помазанник Божий оставался в народном сознании сакральной личностью, стоящей на страже порядка, закона и справедливости. О том, насколько исторически цепким в психологии масс, несмотря на секуляризацию общественной жизни, являлось подобное представление, со всей очевидностью показывает сталинская эпоха с ее “культом личности”. Слепое доверие к носителям высшей власти, граничащее с безрассудством, не иссякло у нас и по сей день. Отсюда сейчас многие наши беды…

Итак, к началу XX века в различных слоях российского общества (особенно среди крестьянства) сложилась критическая, так сказать, масса недовольства. Однако социального взрыва можно было еще избежать. И лишь столыпинские “преобразования” в русской деревне и война сделали этот взрыв неотвратимым. Нужны были только “поджигатели”. А в них недостатка не было. На почве народного недовольства свой “танец” совершали либеральные и революционные деятели. Они умело использовали это недовольство, как это часто бывало раньше во время революций в других европейских странах: не идти наперекор истории против объективного хода событий, а встать во главе их повести в нужном направлении – вот испытанная международными организациями тактика, которая была осуществлена либеральными и революционными силами в 1917 году.

Организаторы Февральской революции

Накануне Февраля 1917 года сложилась довольно сложная ситуация, да и сама Февральская революция была явлением достаточно сложным. Представители разных политических течений и сил ставили пред собой разные цели. Безусловно, существовал, верхушечный заговор генералитета, направленный лично против Государя Николая II. Генералы стремились к замене Самодержца конституционно ограниченным монархом на манер западных монархий. Это нередко у нас забывается. Иными словами, забывается то, что генералитет выступил против Самодержавия в России, выступил за уничтожение самодержавной формы правления, порвав с национальной политической традицией.

Планы генералов во многом перекликались и совпадали с планами либералов - таких, как, например, Милюков. Кадет Милюков и его сторонники, многие из которых являлись масонами, выступали также за учреждение конституционной монархии. Представители других политических течений, тоже связанных с масонством, были ориентированы на уничтожение монархии вообще и на учреждение республики. Я имею в виду, прежде всего, Керенского. Его принадлежность к масонству не вызывает никаких сомнений. Следовательно, разными политическими силами ставились разные цели в плане политической перестройки в России. В результате столкновения и взаимодействия различных политических сил и произошел февральский переворот 1917-го года.

Последствия Февральской революции

Эта революция породила анархию, с которой новая власть справиться не смогла, да, похоже, и не хотела. Но любопытно вот что. Когда Ленин узнал о том, что в Петрограде произошла революция, он оценил это таким образом, что началась мировая революция. То есть он вписывал Февральскую революцию в мировую, о которой мечтали большевики. Ленин приехал в Петроград уже с определенным планом, который заключался в «углублении революции», перерастании ее из буржуазной в социалистическую. Тезис об «углублении революции» был весьма популярным в самых разных политических кругах: от Родзянко до Ленина. Об углублении революции в России рассуждал даже известный Яков Шифф. О чем это говорит? Это говорит о том, что идея «углубления революции» в России была изобретением некой надмировой организации, остающейся до сих пор в тени, под покровом тайны. Поэтому отделять Февраль от Октября, конечно же, нельзя. В определенном отношении это два этапа на одном и том же пути.

Если внимательно всматриваться в деятельность Керенского, начиная с лета 1917 года и по октябрь, то станет ясно, что он подыгрывал большевикам и вел дело к передаче им власти. С этой точки зрения, Февраль как бы был предтечей Октября. И смена Февраля Октябрем – главный итог Февральской революции

Неизбежна ли была Февральская революция?

Верхушка господствующего класса и Императорский Двор, как я уже замечал, по существу разложились. Они не были на уровне выдвигаемых жизнью задач. И, естественно, справиться с возникшей ситуацией они не могли. На верху власти не оказалось людей большого политического масштаба, которые могли бы укротить разбушевавшуюся стихию. Революционные события, приведшие к Февралю, в значительной степени обуславливались слабостью царской власти в России.

Что касается конкретных революционных событий, то, мне кажется, что они не были фатальными. Можно было бы их и избежать. Но для этого нужно было своевременно решать крестьянскую проблему. Государю нужно было ясно и определенно стать на сторону крестьянства. В свое время государство наделило дворянство землей и крестьянами, и оно было вправе изменить ситуацию, передав землю непосредственно производителям – крестьянам. Царь на это не соглашался и постоянно говорил о неприкосновенности дворянской собственности. У государства не хватило решимости привлечь на свою сторону крестьянство, передав ему землю.

Вторая проблема – война, которая чрезвычайно обострила обстановку в стране. Не нужно было в нее ввязываться, и такая возможность была. Здравые политики предупреждали царя о катастрофических последствиях войны для России. Мы по недомыслию ввязались в войну, которую планировали на Западе, чтобы сокрушить Россию. Сокрушение России являлось частью общего масонского проекта по уничтожению «тронов и алтарей» в Европе. Цель вековых недругов наших была достигнута – историческая Россия пала.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

13. Мой комментарий пропал в недрах Линии. Повторяю.

Классический анализ в лучших марксистских традициях. Царь - карлик, Премьер-министр - пигмей, верхи не могли, низы не хотели (или - наоборот). Сверху мо моде времени присыпано мелкотертым "якобом-шифом", но, впрочем, "революция" - вполне крестьянская и народная... жалко, что не обошлось без Февраля, - слава Богу (а кому же еще?) - вовремя подоспели большевики и исправили положение... Вы, товарищ Фроянов, говорят, друг Бойко-Великого? Впрочем, кто кому сегодня еще не друг! Господи, спаси нас от друзей, а с врагами тогда мы сами справимся!

12. 10.Товарищу Доброжелательному.

Ув.Товарищ Доброжелательный. Ленин не есть апологет П.Столыпина. Все действия правительства Ленин рассматривал с позиций с.д. идеологии-всякое движение в сторону капитализма приближает революцию. Капитализм-это не самоцель. Это прежде всего метод ведения хозяйства. Либеральный. Столыпин проводил либеральные реформы,не только в сельском,но в промышленности-в целях ее модернизации,в целях ускорения темпов индустриализации России. Ленин этот путь развития нещадно критиковал-как безусловно неподходящий,поскольку темпы таковы,что каких-то результатов возможно ожидать лет эдак через сто,может быть. Столыпинские реформы никуда не проваливались-просто были свернуты к 1909 году. Все,кроме земельной. Земельная реформа шла своим чередом и была отменена декретом Временного Правительства- в июле 1917года. Почему об этом приходится говорить-да потому что Ленин никуда от марксизма не отступал. Никогда. Чтобы по этому поводу не говорили "товарищи" из II или IV интернационала-безусловно почитающие себя "ортодоксальными марксистами". Капитализм-как метод управления хозяйством,привнося в жизнь общества дух наживы, создавал духовные, прежде всего, предпосылки для возникновения революционной ситуации. О чем много и подробно писала "правая" пресса и говорили "правые". И оказались,к сожалению правы,а вот Ленин,следуя единственно верному учению и его методологии-ошибся,посчитав "столыпинскую реакцию"-историческим феноменом,отодвигавшим революцию на неопределенно долгий срок-в безконечность.
Писарь / 26.02.2012, 12:22

11. Re: Игорь Фроянов: Революционных событий можно было бы избежать

Уважаемые господа, простите грешную, но автор озаглавил статью: «Революционных событий можно было бы избежать». И отвечая (по теме) на этот вопрос – можно предположить, что да, конечно можно было бы «избежать». - Как П.А.Столыпин вывел страну из революции 1905-07 гг., так не допустил бы он втягивания России в Войну, а уж тем более беспорядков в Петрограде и свержения Монархии. «Революционных событий», по выражению И.Я.Фроянова, можно было бы избежать, если бы не был убит П.А.Столыпин, поэтому заявление, что "Столыпин - отец русской революции" – чушь, и напрасно С.Г. Кара-Мурза отягощает им свою совесть.

10. Ответ на 8., Писарь:

Речь не обо мне-о Марксе и Россия никак не была "капиталистической" страной.Тем более- по критериям классического марксизма.

А я утверждал обратное? Смысл, вкладываемый вами в понятие "аграрной революции" ясен. Он совпадает с тем, что я написал в предыдущем комментарии. Вы не согласны со взглядом на действия Ленина, а так понимаю. По вашему, он выступал за реформу Столыпина. Т.е. за прохождение страной капиталистического этапа. Но посмотрите, что было дальше. Большевики захватывают власть и начинают строить социализм. Тогда как капитализм в России ещё не построен! Реформа Столыпина провалилась ещё до революции. Где здесь ортодоксальный марксизм?

9. Re: Игорь Фроянов: Революционных событий можно было бы избежать

Постепенно мы разберемся в 1917-м. Причины многослойны и разного характера, в том числе и провиденческого (Предсказание монаха Авеля, повергшее Государя Николая ІІ-го в апатию). Но главное, не нужно впадать в "русские крайности" - или виноваты жидомасоны, или выродившиеся благородные, или экономическое недовольство угнетаемых, или мистический ход Истории - необходимость Жертвы, или предательство Русской Православной Церкви, или человеконенавистник дьявол - война против Православия. Несомненно, кроме дьявола и масонов - его солдат, все хотели как лучше, чувствуя, что назревают перемены. Наверное, ВСЕ перечисленные факторы играли свою роль. В какой пропорции, знает только Бог. Он всё и попустил. Но Бог зла и (социальных) болезней не творит. А как лечили в далекие времена неизлечимо больного? Его раздевали и хлестали батогами до изнеможения. Сегодняшнему обывателю это покажется дикостью. Но это был мудрый способ активировать иммунитет больного. Хотя риск был большой, что больной после порки скончается. Ну, значит и был он не жилец. Вот и мы получили колоссальную порку. Но выжили и стали сильнее (в 45-м). За что порку? Грех и болезнь, конечно, иллюзия и туман, потому что не имеют субстанции. Но они постоянное историческое заблуждение, сопровождающее смертного Адама, вкушающего от Древа Познания зла. Вплоть до Страшного Суда. Нам передают грех из рода в род ментально и даже в генах. Может весь народ одновременно покаяться, т.е. изгнать из своего сознания мертвого Адама и одеться полностью в Христа? Ветхозаветные иудеи каялись целыми городами и отводили беды. Но этот народ был религиозно гомогенным, прогнанным через 40-летнюю пустыню генетического "поста". А нам хотя бы 10% истинно православных (не обрядоверцев) - как считает Воробьевский - и "Новый Февраль" точно избежали бы. Величайшие Пророки призывали иудейский народ к покаянию (к святой жизни) и были за это убиваемы. У нас таких духовных Вождей, исполненных истинной Силой Святого Духа не видится. Потому Путин приглядывается, прислушивается и пытается понять дальнейший путь России. А "патриоты" в это время фантазируют о "монархии" и ссорятся. А Вечный Вопрос тем временем висит над Россией: "Что делать?". И согласия нет!
Адриан Роум / 25.02.2012, 23:07

8. 7.Товарищу Доброжелательному.

Ув.Доброжелательный Товарищ. Речь не обо мне-о Марксе и Россия никак не была "капиталистической" страной. Тем более- по критериям классического марксизма. На необходимость аграрной революции Маркс указывает в работах, посвященных революции в Германии. А требование марксизма всегда одно-"больше капитализма"- именно в этом свете и нужно рассматривать суть "марксистской" аграрной революции,неизбежно ведущей к революции пролетарской-уничтожение крестьянской общины. Ленин, кстати, именно по этой причине положительно отзывался о столыпинской реформе-разорявшей крестьянскую общину,тем создавая "пролетариат". Одновременно критикуя Столыпина за половинчатость-сохранение помещичьего землевадения. Но Столыпин,согласитесь,не макрсист,и не на Маркса смотрел-на Бисмарка.
Писарь / 25.02.2012, 22:18

7. Ответ на 6., Писарь:

Ленин от "максистских догм" не отходил,те кто его в этом обвиняют-не читали Маркса или читали-но невнимательно. А Маркс, между тем- прямо говорит,касаясь ситуации в России,о необходимости аграрной революции,как безусловного условия победы революции в России,в целом. Другое дело,что аграрную революцию в России,начали не большевики- П.А.Столыпин-глядя на Германию,на опыт Бисмарка.

Что вы понимаете под аграрной революцией? Ортодоксальный марксизм предполагал прежде социалистической революции обязательное прохождение обществом капиталистического пути. Россия в этом ключе рассматривалась как страна с докапиталистическим укладом. Тогда как на деле Россия была в принципе некапиталистической страной. Её цивилизационная особенность не вписывалась в евроцентристское мышление марксистов. Это понял Ленин и поддержал крестьянство в борьбе с насильным построением капитализма, начатое Столыпиным. Большевистский проект с этого момента предполагал отсутствие капиталистического этапа в развитии нашей страны.

6. 3.Товарищ Доброжелательный.

Доброжелательному Товарищу. Ленин от "максистских догм" не отходил,те кто его в этом обвиняют-не читали Маркса или читали-но невнимательно. А Маркс, между тем- прямо говорит,касаясь ситуации в России,о необходимости аграрной революции,как безусловного условия победы революции в России,в целом. Другое дело,что аграрную революцию в России,начали не большевики- П.А.Столыпин-глядя на Германию,на опыт Бисмарка. "Но то что немцу-хорошо,русскому-смерть". В остальном позиция И.Фроянова вызывает недуомение. История не знает сослагательного наклонения и всегда реализуется в единственно возможном для себя варианте. Однако-всегда жизнеспособном. Иными словами-не было и не могло быть путей,где-бы открывались возможности избежать февральской революции. Другое дело что февральская революция могла развиваться иначе,в иных исторических обстоятельствах-но всегда,и это главное- с не менее разрушительными последствиями. Что безусловно подтверждают-не столь давние события 1991года. Предъявлять претензии Царю, в том, что Гоударь-де подался давлению и не стремился-не хотел или не мог, противостоять втягиванию России в войну-прежде всего-погрешать против исторической истины. Погрешать против логики развития событий-равно обвинять Сталина в том,что-де не воспрепятствовал нападению Гитлера на СССР.
Писарь / 25.02.2012, 18:51

5. революЦИОНные события

Происки иностранных держав против величия нашего Отечества были поддержаны внутри Российской Империи различными неполноправными меньшинствами. Прежде всего, теми русскими подданными, которые были иудеям по вероисповеданию и (или) принадлежали к еврейской народности. Составляя в начале XX века чуть больше 4% от всего населения империи, но поддерживаемые иностранными иноверцами и соплеменниками, они дали, по разным подсчетам, от 60 до 80% деятелей так называемого «революционного движения» по свержению Самодержавия. Разумеется, «политика самодержавной власти, опасавшейся господства евреев и не допускавшей их к рычагам управления экономикой, не позволяла еврейскому финансовому капиталу иметь господствующие позиции в Российской Империи. <…> При этом еврейская мировая буржуазия вовсе не собиралась думать о благе и процветании России, ее интересовали лишь свои собственные интересы, а эти интересы как раз и предполагали крушение Царской власти, как главного гаранта могущества России». [Мультатули П.В. ««Строго посещает Господь нас гневом своим…» Император Николай II и революция 1905-1907 г.г.». – СПб., 2003- с.164]

4. К сожалению

В очередной раз историческая наука заявляет о себе, как концептуально-поучительное рацио, которое не способно на высшее иррациональное прозрение, на внебытийную интуицию. Наверное, это неизбежно: раскладывание всего и вся по полочкам и стеллажам, по ячейкам и папкам с соответствующими бирочками... Этакий музей угасших времён. К сожалению, многим историкам неведомо знание или понятие о подлинных силах, коими движима история народов во все века, силы, с которыми не властны справиться ни герои, ни мудрецы, ни даже богопомазанные цари. Государь Николай II это пример чистейшего и честнейшего явления царской власти - ни кого ни в чём не понуждающей к преданности и послушанию. Он словно говорил своим правлением: я ваш наследный и законный царь-отец, а вы мои дети; я верю в вашу преданность и порядочность и никого не неволю быть мои верноподданным, я буду вашим защитником и благодетелем до тех пор, пока вы будете мне верны - как дети своему отцу. Дети сами отказались от отца, любящего и верного им даже до смерти. На государе-мученике нет ни малейшей вины за то, что стряслось с Россией, ибо не всё зависело от него самого, но многое, слишком многое, было предрешено...
Максим Яковлев / 25.02.2012, 10:39
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игорь Яковлевич Фроянов
Государь Иоанн Грозный как символ Русского Царства
О научно-исторической конференции «470-летие Помазания на Царство Благоверного Великого Князя Иоанна Васильевича Грозного. Начало Русского Царства» (29 января, Москва)
05.02.2017
Все статьи Игорь Яковлевич Фроянов
Последние комментарии
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
23.11.2024 03:01
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от Андрей Садовский
23.11.2024 02:15
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Vladislav
23.11.2024 01:05
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от учитель
22.11.2024 23:46
Судьи между Сциллой и Харибдой
Новый комментарий от Рабочий
22.11.2024 18:50
О поездке в Белоруссию и обстановке на её
Новый комментарий от Владимир С.М.
22.11.2024 18:00