Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Православная Церковь «всея Африки»

24.02.2012


Игумен Кирилл (Сахаров) о Православии на «черном континенте» …

Основатель этого древнего Патриархата – св. апостол и евангелист Марк. Когда произносишь по старопечатному служебнику молитву «Спаси Боже люди Своя», то обращаешь внимание, что среди перечисляемых святых – Афанасий и Кирилл Александрийские (в другом месте они именуются «Александрские»). Среди особо почитаемых святых Александрийской Церкви – преп. Антоний Великий. В нашем храме имеется икона Преподобного со значительной частицей его святых мощей. Это один из наших лучших образов. Титул Александрийского Патриарха, пожалуй, самый пространный. Здесь и «отец отцов», «пастырь пастырей» и «архиерей архиереев». И даже «тринадцатый апостол» и «судия вселенной» (чуть не написал с большой буквы слово «судия», прости Господи).

Всего в Африке около 6 млн. православных. Имеется 3 монастыря и несколько сот храмов, разбросанных по Африканскому континенту, особенно в Уганде и Кении. В этих странах соответственно около полутора и около миллиона верующих. В Кении около 300 православных приходов. На это небольшое, по российским меркам, количество храмов, приходится значительное количество архиереев (как правило, они носят титул митрополитов). Необычно, но приятно видеть среди священников и даже архиереев, служащих в Африке, наряду с «бледнолицыми» - чернокожих – поистине Православие универсально, оно для всех. Кто-то мне рассказал такую забавную историю: как-то в глухой африканский православный приход попал их бледнолицый единоверец. Смущенные необычного вида человеком «дети природы» боязливо жались к друг другу, смотря на пришельца со смешенным чувством страха и любопытством. Их более просвещенный пастырь, видя такую реакцию своих посомых, сказал: «не бойтесь, чада мои, наш гость только по внешности белый, но душа его такая же черная, как у нас».

Особо почитается в Александрии место, где, по преданию, жило Святое Семейство.

В VII веке Северная Африка была завоевана арабами – мусульманами. К этому времени православных в Египте было раз в 20 меньше, чем коптов – монофизитов. Ислам в настоящее время является государственной религией Египта. Мусульман здесь более 80%. Православные на 5 месте – по количеству они уступают даже протестантам и очень значительно коптам. Во всех перипетиях в положении православных в Северной Африке (например, в связи с греческим восстанием 1821 года – александрийский Патриарх тогда был отправлен в ссылку) Россия неизменно оказывала им поддержку. С этой целью и было открыто подворье Александрийской Церкви в Российской Империи (сначала оно было в Одессе, а теперь располагается в центре Москвы в прекрасном храме Всех Святых на Кулишках).

Помню, когда в конце 80-х годов я анализировал отчеты епархиальных архиереев, одним из самых запоминающихся был отчет Одесской митрополии, где наряду с «сухомятиной», общими словами, был «оживляж», касающийся недоумений александрийского представителя по поводу наших длинных уставных служб (он настаивал, чтобы на всенощной после Евангелия хор сразу пел «Величит душа моя Господа»), что в свою очередь вызывало смущение у его славянских собратий. Интересно, что ряд настоятелей подворья, например Патриарх Никанор (вторая половина XIX века) становились главами Александрийской Церкви. Будущий патриарх Никанор был настоятелем подворья 17 лет. Нынешний Патриарх Феодор также был одно время настоятелем подворья. Его одухотворенность и любвеобилие производят очень благоприятное впечатление на всех, кто с ним соприкасается (мне приходилось с ним общаться в Даниловом монастыре). Очень приятное впечатление производит и нынешний представитель Александрийского Патриархата митрополит Афанасий – большой знаток византийского пения. Побывав на престольном празднике храма, на меня большое впечатление произвело пение митрополитом богослужебных текстов византийским распевом. Оба они очень любят Россию, что вызывает к ним ответную любовь.

Вспоминаю посещение Грузии в 80-е годы. Тогда туда приезжал александрийский Патриарх Николай VI. Запомнился непосредственный и эмоциональный стиль патриаршего служения. Вспоминаю также приезд в Данилов монастырь летом 1986 года митрополита Тита из Александрийского Патриархата. Разница богослужебной практики бросалась в глаза – было заметно, что у александрийцев все упрощено, например, чин архиерейской встречи. Был даже налет некой игривости, выражавшейся, в частности, в том, что после омовения рук владыка Тит ловким движением пальцев брызнул в глаза иподиакону, чем вызвал у него веселый смех. Впрочем евхаристический канон прошел не без драматизма, когда александрийский иерарх во время пения «Тебе поем» сразу приступил к благословению Даров на Престоле, а наместник монастыря параллельно взволнованно призывал Духа Святаго (в новостильных Церквях, как правило, отсутствует этот момент, он опущен).

Игумен Кирилл (Сахаров), настоятель храма святителя Николы на Берсеневке


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев - 3

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

3. Zaharia : Ответ на 1., Анастасия Грачева:
2012-02-25 в 14:12

Как я смогла убедиться, не многие у нас знают о православии на "черном континенте". Стоя в очереди за святой водой в праздник Крещения, я видела, какую бурю негодования вызвало появление в церкви чернокожего мужчины. Рядом стоящие женщины высказывались, что "таким как он" вообще к храму подходить нельзя. Разве так можно? Возможно он православный, а может, только интересуется, и этот интерес, впоследствии, приведет его к нашей вере? Получается, если у него другой цвет кожи, то путь к православию ему заказан?... У нас, по крайней мере? ....



Анастасия, к сожалению в нашей родной Церкви (как земном институте) царит вопиющая безграмотность: что в отношении нерусских Церквей, что в отношении старообрядчества, примерам несть числа.
Иногда кажется что мы даже гордимся своей безграмотностью, с удовольствием коснеем в ней.
Между тем, в допетровское время отношение русских людей к христианам других континентов было совсем другое - доброжелательное и уважительное. Теперь, после "блистательных" 18, 19 и 20 столетий - все наоборот...
2. Zaharia : Тема православия в Африке - очень интересная, но и одна из мало исследованных.
2012-02-25 в 14:07

Причем касается это не только XX века, в которых православие стало активно распространяться на континенте (в 2008 году - 5 миллионов человек православных), но и гораздо более ранних эпох. В отличие от двух других христианских конфессий православие распространяется по Африке естественным путем, а не навязывается колонизаторами. Отсюда и совсем другой дух африканского христианства, основанного на православии. Он искренний и светлый.
В своей статье об Эфиопии "К истокам райской реки" http://www.portal-sl...ry/40912.php?PRINT=Y я уже писал на эту тему: Эфиопия – старейшая христианская цивилизация «Черного континента».
Можно добавить, что моя любимая Уганда – это одна из стран Африки, где с прошлого столетия активно распространяется христианство, сейчас здесь 1,5 миллиона православных, находящихся в юрисдикции Александрийского патриархата. Мало того, согласно коптскому апокрифу «Деяния святого Андрея и святого Матфия», оба апостола еще в I веке нашей эры посетили места, которые можно идентифицировать с юго-востоком Уганды.
Большая часть современных православных Африки находится в юрисдикции Александрийского патриархата, в который входят:

Александрийская архиепископия
Кафедра: Александрия и Каир (Египет)
Правящий архиерей: Патриарх Александрийский и всея Африки Феодор II (на фото)

Мемфисская епархия
Кафедра: Гелиополь-Каир (Египет)
Правящий архиерей: Митрополит Павел Мемфисский

Леонтопольская Епархия
Кафедра: Исмаилия (Египет)
Правящий архиерей: Митрополит Дионисий Леонтопольский

Епархия Центральной Африки и всего Эквадора
Кафедра: Киншаса (ДР Конго)
Правящий архиерей: Митрополит Игнатий Центральноафриканский

Пелусийская (Порт Саид) епархия
Кафедра: Порт-Саид (Египет)
Правящий архиерей: Митрополит Каллиник Пелусийский

Аксумская епархия
Кафедра: Аддис-Абеба (Эфиопия) - нужно учитывать, что с XIX века Эфиопская церковь вернулась в православие (из монофизитства), а в 1959 году обрела самостоятельность, и теперь в стране две православные церкви - одна Александрийского патриархата, а другая - собственно Эфиопская православная церковь, об отношениях с которой новоизбранный Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отозвался как о приоритетном направлении внешних церковных связей Русской Православной церкви.
Правящий архиерей: Митрополит Петр Аксумский

Карфагенская епархия (Северная Африка)
Кафедра: Тунис (Тунис)
Правящий архиерей: Митрополит Алексий Карфагенский

Камерунская и Западноафриканская епархия
Кафедра: Яунде (Камерун)
Правящий архиерей: Митрополит Григорий Камерунский

Кампальская и Угандийская епархия
Кафедра: Кампала (Уганда)
Правящий архиерей: Митрополит Иона Кампальский и Угандийский

Кенийская и Иринопольская епархия
Кафедра: Найроби (Кения)
Правящий архиерей: Митрополит Макарий Кенийский

Иоханесбургская и Преторийская епархия
Кафедра: Йоханнесбург (ЮАР)
Правящий архиерей: Архиепископ Серафим Иоханесбургский и Преторийский

Кейптаунская епархия
Кафедра: Кейптаун (ЮАР)
Правящий архиерей: Митрополит Сергий Мыса Доброй Надежды (Кейптаунский)

Хартумская и Суданская епархия
Кафедра: Хартум (Судан)
Правящий архиерей: Митрополит Иммануил Хартумский и всего Судана

Дар Эл Саламская епархия
Кафедра: Дар Эл Салам (Танзания)
Правящий архиерей: Митрополит Протерий Дар Эл Саламский

Зимбабвийская епархия и Североафриканский экзархат
Кафедра: Хараре (Зимбабве)
Митрополит Зимбабвийский Георгий

Гермопольская епархия (Танда-Египет)
Кафедра: Танда (Египет)
Митрополит Николай Гермопольский

Мадагаскарская епархия
Кафедра: Антананариву (Мадагаскар)
Епископ Игнатий Мадагаскарский

Нигерийская епархия
Кафедра: Лагос (Нигерия)
Епископ Александр Нигерийский

Ганская епархия
Кафедра: Аккра (Гана)
Епикоп Пантелеимон Ганский

Букобская епархия
Кафедра: Букоба (Танзания)
Епископ Иероним Букобский

Замбийская епархия
Кафедра: Лусака (Замбия)
Епископ Петр Замбийский

Викарные епископы

Епископ Афанасий Киринский
Патриарший Екзарх при Московском Патриархате

Епископ Феофилакт Вавилонский
(наместник монастыря св. Георгия в Старом Каире)

Епископ Алексий Нитрийский
Патриарший викарий в Каире

Епископ Георгий Нилопольский
Патриарший викарий в Александрии
+++
Почитайте блистальный материал Марка Шишкина "Африканская церковь торжествующих святых" , а также материал, посвященный апостолу Конго отцу Косьме Асланидису "Мы будем жить в раю" . Это удивительное повестование, передающее тот самый подлинный дух африкаского православия, о котором я говорю.
1. Анастасия Грачева : Re: Православная Церковь «всея Африки»
2012-02-24 в 13:29

Как я смогла убедиться, не многие у нас знают о православии на "черном континенте". Стоя в очереди за святой водой в праздник Крещения, я видела, какую бурю негодования вызвало появление в церкви чернокожего мужчины. Рядом стоящие женщины высказывались, что "таким как он" вообще к храму подходить нельзя.
Разве так можно? Возможно он православный, а может, только интересуется, и этот интерес, впоследствии, приведет его к нашей вере? Получается, если у него другой цвет кожи, то путь к православию ему заказан?... У нас, по крайней мере? ....

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме