Православная Церковь «всея Африки»

Игумен Кирилл (Сахаров) о Православии на «черном континенте»

0
788
Время на чтение 3 минуты
Основатель этого древнего Патриархата – св. апостол и евангелист Марк. Когда произносишь по старопечатному служебнику молитву «Спаси Боже люди Своя», то обращаешь внимание, что среди перечисляемых святых – Афанасий и Кирилл Александрийские (в другом месте они именуются «Александрские»). Среди особо почитаемых святых Александрийской Церкви – преп. Антоний Великий. В нашем храме имеется икона Преподобного со значительной частицей его святых мощей. Это один из наших лучших образов. Титул Александрийского Патриарха, пожалуй, самый пространный. Здесь и «отец отцов», «пастырь пастырей» и «архиерей архиереев». И даже «тринадцатый апостол» и «судия вселенной» (чуть не написал с большой буквы слово «судия», прости Господи).

Всего в Африке около 6 млн. православных. Имеется 3 монастыря и несколько сот храмов, разбросанных по Африканскому континенту, особенно в Уганде и Кении. В этих странах соответственно около полутора и около миллиона верующих. В Кении около 300 православных приходов. На это небольшое, по российским меркам, количество храмов, приходится значительное количество архиереев (как правило, они носят титул митрополитов). Необычно, но приятно видеть среди священников и даже архиереев, служащих в Африке, наряду с «бледнолицыми» - чернокожих – поистине Православие универсально, оно для всех. Кто-то мне рассказал такую забавную историю: как-то в глухой африканский православный приход попал их бледнолицый единоверец. Смущенные необычного вида человеком «дети природы» боязливо жались к друг другу, смотря на пришельца со смешенным чувством страха и любопытством. Их более просвещенный пастырь, видя такую реакцию своих посомых, сказал: «не бойтесь, чада мои, наш гость только по внешности белый, но душа его такая же черная, как у нас».

Особо почитается в Александрии место, где, по преданию, жило Святое Семейство.

В VII веке Северная Африка была завоевана арабами – мусульманами. К этому времени православных в Египте было раз в 20 меньше, чем коптов – монофизитов. Ислам в настоящее время является государственной религией Египта. Мусульман здесь более 80%. Православные на 5 месте – по количеству они уступают даже протестантам и очень значительно коптам. Во всех перипетиях в положении православных в Северной Африке (например, в связи с греческим восстанием 1821 года – александрийский Патриарх тогда был отправлен в ссылку) Россия неизменно оказывала им поддержку. С этой целью и было открыто подворье Александрийской Церкви в Российской Империи (сначала оно было в Одессе, а теперь располагается в центре Москвы в прекрасном храме Всех Святых на Кулишках).

Помню, когда в конце 80-х годов я анализировал отчеты епархиальных архиереев, одним из самых запоминающихся был отчет Одесской митрополии, где наряду с «сухомятиной», общими словами, был «оживляж», касающийся недоумений александрийского представителя по поводу наших длинных уставных служб (он настаивал, чтобы на всенощной после Евангелия хор сразу пел «Величит душа моя Господа»), что в свою очередь вызывало смущение у его славянских собратий. Интересно, что ряд настоятелей подворья, например Патриарх Никанор (вторая половина XIX века) становились главами Александрийской Церкви. Будущий патриарх Никанор был настоятелем подворья 17 лет. Нынешний Патриарх Феодор также был одно время настоятелем подворья. Его одухотворенность и любвеобилие производят очень благоприятное впечатление на всех, кто с ним соприкасается (мне приходилось с ним общаться в Даниловом монастыре). Очень приятное впечатление производит и нынешний представитель Александрийского Патриархата митрополит Афанасий – большой знаток византийского пения. Побывав на престольном празднике храма, на меня большое впечатление произвело пение митрополитом богослужебных текстов византийским распевом. Оба они очень любят Россию, что вызывает к ним ответную любовь.

Вспоминаю посещение Грузии в 80-е годы. Тогда туда приезжал александрийский Патриарх Николай VI. Запомнился непосредственный и эмоциональный стиль патриаршего служения. Вспоминаю также приезд в Данилов монастырь летом 1986 года митрополита Тита из Александрийского Патриархата. Разница богослужебной практики бросалась в глаза – было заметно, что у александрийцев все упрощено, например, чин архиерейской встречи. Был даже налет некой игривости, выражавшейся, в частности, в том, что после омовения рук владыка Тит ловким движением пальцев брызнул в глаза иподиакону, чем вызвал у него веселый смех. Впрочем евхаристический канон прошел не без драматизма, когда александрийский иерарх во время пения «Тебе поем» сразу приступил к благословению Даров на Престоле, а наместник монастыря параллельно взволнованно призывал Духа Святаго (в новостильных Церквях, как правило, отсутствует этот момент, он опущен).

Игумен Кирилл (Сахаров), настоятель храма святителя Николы на Берсеневке
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

3. Ответ на 1., Анастасия Грачева:

Как я смогла убедиться, не многие у нас знают о православии на "черном континенте". Стоя в очереди за святой водой в праздник Крещения, я видела, какую бурю негодования вызвало появление в церкви чернокожего мужчины. Рядом стоящие женщины высказывались, что "таким как он" вообще к храму подходить нельзя. Разве так можно? Возможно он православный, а может, только интересуется, и этот интерес, впоследствии, приведет его к нашей вере? Получается, если у него другой цвет кожи, то путь к православию ему заказан?... У нас, по крайней мере? ....

Анастасия, к сожалению в нашей родной Церкви (как земном институте) царит вопиющая безграмотность: что в отношении нерусских Церквей, что в отношении старообрядчества, примерам несть числа. Иногда кажется что мы даже гордимся своей безграмотностью, с удовольствием коснеем в ней. Между тем, в допетровское время отношение русских людей к христианам других континентов было совсем другое - доброжелательное и уважительное. Теперь, после "блистательных" 18, 19 и 20 столетий - все наоборот...
Zaharia / 25.02.2012, 10:12

2. Тема православия в Африке - очень интересная, но и одна из мало исследованных.

Причем касается это не только XX века, в которых православие стало активно распространяться на континенте (в 2008 году - 5 миллионов человек православных), но и гораздо более ранних эпох. В отличие от двух других христианских конфессий православие распространяется по Африке естественным путем, а не навязывается колонизаторами. Отсюда и совсем другой дух африканского христианства, основанного на православии. Он искренний и светлый. В своей статье об Эфиопии "К истокам райской реки" http://www.portal-slovo.ru/history/40912.php?PRINT=Y я уже писал на эту тему: Эфиопия – старейшая христианская цивилизация «Черного континента». Можно добавить, что моя любимая Уганда – это одна из стран Африки, где с прошлого столетия активно распространяется христианство, сейчас здесь 1,5 миллиона православных, находящихся в юрисдикции Александрийского патриархата. Мало того, согласно коптскому апокрифу «Деяния святого Андрея и святого Матфия», оба апостола еще в I веке нашей эры посетили места, которые можно идентифицировать с юго-востоком Уганды. Большая часть современных православных Африки находится в юрисдикции Александрийского патриархата, в который входят: Александрийская архиепископия Кафедра: Александрия и Каир (Египет) Правящий архиерей: Патриарх Александрийский и всея Африки Феодор II (на фото) Мемфисская епархия Кафедра: Гелиополь-Каир (Египет) Правящий архиерей: Митрополит Павел Мемфисский Леонтопольская Епархия Кафедра: Исмаилия (Египет) Правящий архиерей: Митрополит Дионисий Леонтопольский Епархия Центральной Африки и всего Эквадора Кафедра: Киншаса (ДР Конго) Правящий архиерей: Митрополит Игнатий Центральноафриканский Пелусийская (Порт Саид) епархия Кафедра: Порт-Саид (Египет) Правящий архиерей: Митрополит Каллиник Пелусийский Аксумская епархия Кафедра: Аддис-Абеба (Эфиопия) - нужно учитывать, что с XIX века Эфиопская церковь вернулась в православие (из монофизитства), а в 1959 году обрела самостоятельность, и теперь в стране две православные церкви - одна Александрийского патриархата, а другая - собственно Эфиопская православная церковь, об отношениях с которой новоизбранный Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отозвался как о приоритетном направлении внешних церковных связей Русской Православной церкви. Правящий архиерей: Митрополит Петр Аксумский Карфагенская епархия (Северная Африка) Кафедра: Тунис (Тунис) Правящий архиерей: Митрополит Алексий Карфагенский Камерунская и Западноафриканская епархия Кафедра: Яунде (Камерун) Правящий архиерей: Митрополит Григорий Камерунский Кампальская и Угандийская епархия Кафедра: Кампала (Уганда) Правящий архиерей: Митрополит Иона Кампальский и Угандийский Кенийская и Иринопольская епархия Кафедра: Найроби (Кения) Правящий архиерей: Митрополит Макарий Кенийский Иоханесбургская и Преторийская епархия Кафедра: Йоханнесбург (ЮАР) Правящий архиерей: Архиепископ Серафим Иоханесбургский и Преторийский Кейптаунская епархия Кафедра: Кейптаун (ЮАР) Правящий архиерей: Митрополит Сергий Мыса Доброй Надежды (Кейптаунский) Хартумская и Суданская епархия Кафедра: Хартум (Судан) Правящий архиерей: Митрополит Иммануил Хартумский и всего Судана Дар Эл Саламская епархия Кафедра: Дар Эл Салам (Танзания) Правящий архиерей: Митрополит Протерий Дар Эл Саламский Зимбабвийская епархия и Североафриканский экзархат Кафедра: Хараре (Зимбабве) Митрополит Зимбабвийский Георгий Гермопольская епархия (Танда-Египет) Кафедра: Танда (Египет) Митрополит Николай Гермопольский Мадагаскарская епархия Кафедра: Антананариву (Мадагаскар) Епископ Игнатий Мадагаскарский Нигерийская епархия Кафедра: Лагос (Нигерия) Епископ Александр Нигерийский Ганская епархия Кафедра: Аккра (Гана) Епикоп Пантелеимон Ганский Букобская епархия Кафедра: Букоба (Танзания) Епископ Иероним Букобский Замбийская епархия Кафедра: Лусака (Замбия) Епископ Петр Замбийский Викарные епископы Епископ Афанасий Киринский Патриарший Екзарх при Московском Патриархате Епископ Феофилакт Вавилонский (наместник монастыря св. Георгия в Старом Каире) Епископ Алексий Нитрийский Патриарший викарий в Каире Епископ Георгий Нилопольский Патриарший викарий в Александрии +++ Почитайте блистальный материал Марка Шишкина "Африканская церковь торжествующих святых" , а также материал, посвященный апостолу Конго отцу Косьме Асланидису "Мы будем жить в раю" . Это удивительное повестование, передающее тот самый подлинный дух африкаского православия, о котором я говорю.
Zaharia / 25.02.2012, 10:07

1. Re: Православная Церковь «всея Африки»

Как я смогла убедиться, не многие у нас знают о православии на "черном континенте". Стоя в очереди за святой водой в праздник Крещения, я видела, какую бурю негодования вызвало появление в церкви чернокожего мужчины. Рядом стоящие женщины высказывались, что "таким как он" вообще к храму подходить нельзя. Разве так можно? Возможно он православный, а может, только интересуется, и этот интерес, впоследствии, приведет его к нашей вере? Получается, если у него другой цвет кожи, то путь к православию ему заказан?... У нас, по крайней мере? ....
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игумен Кирилл (Сахаров)
В Новодевичьем монастыре в год его 500-летия
Об одной из древнейших обителей в Москве
15.11.2024
Многая лета большому русскому патриоту!
Впечатления от «Русского вечера» Александра Яковлевича Михайлова
07.11.2024
«Его отличали добросердечие, кротость, благожелательность к окружающим»
Памяти старообрядческого епископа Патермуфия
26.10.2024
Ему было свойственно безкорыстие, безстрашие и смелость
В Москве состоялись Чтения, посвященные выдающемуся патриотическому деятелю современности В.Н.Осипову
21.10.2024
О современном миссионерстве
Многие православные не представляют, насколько многочисленны и активны протестанты
07.10.2024
Все статьи Игумен Кирилл (Сахаров)
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06