Театры, репертуар которых был адресован исключительно детям, появились в нашей стране только после революции. И это было удивительно верно: в годы неопределённости, шаткости, разрухи, голода и страха заниматься творческим созиданием и детьми. Наверняка актёры и режиссёры тех лет работали не ради лёгкой наживы, а ради «искусства в себе» и ради детей, многие из которых были сиротами. «Театр как для взрослых — только ещё лучше!» - такую задачу ставил себе и другим основатель театра А.А.Брянцев.
Многие помнят ТЮЗ шестидесятых-семидесятых годов и «культовые» спектакли «Трень-брень», «Наш Чуковский», «Открытый урок», «Наш цирк», «Комедия ошибок»... Понятие «юного зрителя» часто размывалось, и в зале собирались люди степенного возраста, видимо, неожиданно ощутившие себя детьми. Со второй половины восьмидесятых годов ТЮЗ вынес много испытаний, но, тем не менее, жив и по сей день. Сегодня, 23 февраля, там был сыгран спектакль «Конёк-Горбунок» - тот самый, с которого театр начинался в 1922 году и который никогда не исчезал из репертуара. Горбунок — это эмблема ТЮЗа, в театре его называют «горбатой чайкой».
Говорят, когда-то театр считался явлением противоестественным и греховным. Сегодня, наоборот, хороший театр — это жизнь, которая может быть противопоставлена её уродливым симулякрам: телевидению, социальным сетям, компьютерным играм. Театр — это не только живые люди и чувства, но и, в идеале, хорошая литература. Чтобы сохранить душу живой, конечно, нужен храм. Но, кроме храма, на земле ещё осталось немного детей, деревьев и настоящего искусства.
Ольга Надпорожская