Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин прокомментировал слова протодиакона Андрея Кураева по поводу кощунственной акции в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя.
«Получаю и читаю в сети множество возмущенных откликов на слова протодиакона Андрея Кураева, сказанные по поводу вчерашнего беззаконного кощунства в Храме Христа Спасителя. Не удивляюсь, что люди так отреагировали», - заявил отец Всеволод, сообщает сайт Синодального информационного отдела.
«Допускаю, что отец Андрей поначалу не знал, что именно произошло. Я сам отреагировал мягче, чем мог бы, когда меня сразу после "акции" неожиданно спросили про нее в прямом эфире, в ходе которого я о ней и узнал. Но были в комментариях отца протодиакона вещи, которые никакой священнослужитель никогда не должен говорить», - продолжил священник.
«Да, отец Андрей как частное лицо может выражать определенную частную позицию. Но есть и такие понятия, как верность Церкви, забота о святости ее храмов, о мире ее чад, о хранении ее настоящей традиции – апостольской, евангельской, Христовой. В данном случае, на мой взгляд, этим понятиям слова отца Андрея противоречили. И значит, ему нужно дать ясный ответ на критические голоса верующих. И, может быть, принести покаяние», - заключил протоиерей Всеволод Чаплин.
Мы попросили прокомментировать ситуацию кандидата филологических наук, доцента СПбГУ диакона Владимира Василика.
В нынешние времена, когда хотят увековечить право на бесчестие, это событие является неслыханным. В святыню Православной Руси, Храм Христа Спасителя, храм, стоящий на слезах и крови новомученников и исповедников российских, совершенно свободно и беспрепятственно проникли непотребные блудницы и там исполнили кощунственные богохульные песнопения, в которых хулили Бога, Его Пречистую Матерь, призывая Ее стать феминисткой. Не говоря о том, что они оскорбили лично Святейшего Патриарха Кирилла и действующего премьер-министра и кандидата в Президенты России Владимира Владимировича Путина.
Можно только содрогнуться при мысли об участи этих несчастных девиц, которые за презренные деньги попытались осквернить православную святыню своими постыдными песнопениями. За деньги они продали свои души дьяволу, потому что сложно допустить, что они это сделали из извращенной любви к свободе. Мы, к сожалению, живем во времена, когда приятное чаще всего соединяют с полезным, а собственное извращенное волеизъявление с известным социальным заказом. Эти любительницы извращений, других слов для них у меня не находится, совершили самую, что ни на есть, мерзость, они всем нам плюнули в лицо, оскорбили мертвых и опозорили живых. Можно было бы только пожалеть их, потому что Бог поругаем не бывает, если бы они могли сами себя жалеть. Это не только Содом и Гоморра, это ещё и иудин грех во всей его неприглядной мерзости.
Но что меня особенно поразило, это то, что иудин грех совершен явно и с попустительства очень многих. Храм Христа Спасителя находится в собственности города Москвы, является режимным объектом с весьма серьезной охраной. Мне неоднократно приходилось проходить в храм, и всегда охрана заботливо осведомлялась о содержимом моего рюкзака и карманов. Возникает законный вопрос: когда эти девицы в непотребном виде проходили в храм, почему ими не заинтересовались и позволили трижды пропеть свои блудливые песни? Что это - глупость или измена?
Возникает вопрос: на каком уровне произошел сбой, кто из лиц, обладающих полномочиями, совершил грех предательства? Необходимо самое серьезное церковно-государственное и церковно-общественное расследование: кто виновен в этой провокации, куда она ведет?
Безусловно, участники этой акции должны быть задержаны не только за хулиганство, но и по статье за оскорбление религиозных чувств и разжигание ненависти по религиозному и социальному признаку. Виновные и их покровители должны быть судимы самым серьезным образом.
То, что это произошло в преддверии выборов, работает на дестабилизацию и раскачивание социальной обстановки и общества в России. Совершенно прав Максим Шевченко, говоря, что нам всем объявили войну.
Подобное событие является глубоко символичным. В 1204 году во время взятия Константинополя крестоносцами блудница забралась на Престол Святой Софии и распевала непристойные песни. В 1793 году во время разграбления собора Парижской Богоматери опять же непотребная девка забралась на Престол в соборе и была там провозглашена «верховным существом - Богиней разума». Не пытаются ли сейчас в России проделать нечто подобное, некий бесовский омерзительный ритуал? Если мы не одумаемся и не покаемся, то, боюсь, это предвещает нам великие испытания, мятежи и войну, хотя война уже ведется.
Вызывает вопросы поведение некоторых клириков в этой духовной войне, которые без преувеличения являются духовными власовцами и представляют собой пятую колонну в Церковных рядах. Меня даже не поразил комментарий отца Андрея Кураева, он меня просто убил. Из него я извлек следующее.
В результате своего высказывания отец Андрей вышел за канонические, литургические, нравственные и этические рамки Русской Православной Церкви и до своего покаяния он недостоин предстоять Престолу Божию. Конечно, это решать священноначалию, но лично я бы поберегся сослужить с ним и другим бы не посоветовал. Скажу более, к сожалению, священноначалие слишком благодушно в свое время - и при почившем Патриархе, и при нынешнем - относилось к высказываниям протодиакона Андрея Кураева, и вот что теперь мы получили. Отец Андрей предал своего благодетеля Святейшего Патриарха Кирилла, который его возвеличил, сделал протодиаконом, предоставил широкое поле служения, удостоил чести сослужить с собою, то есть являть образ Русской Православной Церкви. И вот чем он отплатил лично Патриарху - веселым ржанием по поводу личных оскорблений в его адрес. Он вассал, предавший своего сюзерена.
Но ещё страшнее то, что протодиакон своим комментарием предал своего Бога, своего Творца, своего Благодетеля, Который вывел его из тьмы безбожия и ввел в Свою Святую Церковь, почтил его диаконским саном, богословской мудростью. В ответ отец Андрей мило ржет вместе с непотребными девками, по сути дела, присоединяясь к их хулам и богохульству. Он предлагает испить с ними медовухи, да ещё их и «пощипать немного».
На Руси за подобное поведение некоторых священников и дьяконов называли жеребцами с соответствующими последствиями в 1917 году. Тогда за некоторых таких жеребцов пришлось отвечать очень многим агнцам. Не состоится ли подобное и сейчас, в наше время? В любом случае, нам есть, над чем задуматься. Произошло попрание великой святыни, и то, как равнодушно к этому отнеслись, ужасает. В подобной ситуации все, кто там оказались в тот момент, должны были ринуться на амвон и выгнать непотребных блудниц из храма. Этого не произошло. Им позволили исполнить свое сатанинское действо.
И боюсь, что если это останется безнаказанным, то в следующий раз подобное будет происходить официально под аплодисменты православной публики.
Слова о. Андрея по поводу того, что это маскарад, масленица, и что вроде как привыкать надо, показывают страшную вещь. Для него, как и для его единомышленников, жизнь - театр, игра, в рамках которой возможно всё, любая мерзость, любое осквернение. Это, по его мнению, лишь переодевание, юродство, вся наша жизнь - игра, мол, привыкайте! Церковь должна на подобные заявления ясно и твердо ответить: не привыкнем никогда. Мы не играем - мы живем, не актерствуем - спасаемся, мы грешим, но и каемся. Не желаем играть в блудные игры! Слово наше – «да – да; нет – нет; а что сверх того, то от лукавого» (Мф. 5: 37). Мы не желаем слышать слова, подобные тем, что произносили дельфийские оракулы, которые могут означать на деле полную свою противоположность. Мы желаем слышать слова Истины, слова Христовы, слова духоносные. Всему иному в Церкви и в будущей России места быть не должно!
Большое спасибо отцу Всеволоду Чаплину за его достойный ответ, но мне кажется, что и он слишком мягко сказал. Отец Андрей прекрасно ведал, что творил, и обладал всей полнотой информации. Нам надлежит готовиться к серьезным испытаниям. Если мы, православные, допускаем подобные вещи, как то: в преддверии храма устраиваем выставки с «Черной Троицей», приглашаем буддистов и оккультистов в стены духовной академии, устраиваем с ними арт-клубы, если мы теряем различение добра и зла, святыни и профанации, не различаем Христа и велиара, то чего нам ожидать? Не настанут ли вновь столь же кровавые гонения, которые уже были после 1917 года, когда многие священнослужители и миряне пошли за революционным духом века сего?
И ещё один урок: показательна та страшная ненависть, которую «болото» питает к Святейшему Патриарху Кириллу и Владимиру Путину. Ненависть эта явно бесовского происхождения. Поэтому в ближайшее время мы должны проявить церковную и государственную мудрость, не дать беззаконникам вершить свой шабаш и защитить государство от болотно-оранжевой извращенческой чумы.
222. Ответ на 220., Александр Б.:
221. 212. Андрей К.: "Вы, кстати, Троцкого не пробовали вымолить?"
220. 219. Иван: "Ваши советы не только не нужно, но даже опасно слушать."
219. Ответ на 208., Александр Б.:
218. Ответ на 216., С. Швецов :
217. Ответ на 215., Андрей Кочетковъ:
216. Ответ на 215., Андрей Кочетковъ:
215. Ответ на 214., С. Швецов :
214. Ответ на 212., Андрей Кочетковъ:
213. Ответ на 206., Андрей Кочетковъ: