Большие потери понесла Польша в годы Второй Мировой войны. Погибло почти четверть ее населения. Большие потери понесла и Православная Церковь. В отличие от других стран Восточной Европы униаты в Польше в значительной степени сохранили свои позиции. Их приписывали к римо-католическим приходам и там, где униатов было большинство, на таких приходах их священники занимали вторые и третьи вакансии, поэтому можно говорить, что уния здесь фактически сохранилась.
Собственно православных поляков немного – в основном православные – это белорусы, украинцы, лемки, русские. Официальное крещение Польши произошло 1966 году при князе Мешко I. Сначала, как и в случае с князем Владимиром, крестился сам Мешко (считается, что по восточному обряду), а потом и народ. Интересно, что за столетие до этого здесь проповедовали миссионеры восточного обряда из Византии. В соседней Литве преобладало Православие. Однако, после объединения Польши и Литвы в единое государство Речь Посполитая (1569 год) начинается наступление на Православие. В 1596 году в Бресте была принята уния. Она была сначала делом нескольких иерархов и не имела поддержки в народе. Распространялась она насилием. Как известно, было 3 раздела Польши – последний в конце XVIII века, когда Польша была разделена между Российской, Австро-Венгерской и Прусской монархиями. Как самостоятельное государство она перестала существовать. После этого униаты остались только на территории Австро-Венгрии, а в России их воссоединение с Православной Церковью произошло в XIX веке в 2 этапа: в 30-40-е годы (митрополит Иосиф (Семашко)) и в 70-е годы (главным образом на Холмщине). Независимость Польши была восстановлена после Первой Мировой войны и уже в 1920 году она совершила нападение на Советскую Россию. Удачные для Польши результаты войны закрепил в 1921 году Рижский мирный договор, согласно которому Западные Украина и Белоруссия были закреплены за Польским государством. Несколько десятков тысяч красноармейцев после разгрома под Варшавой попали в плен. Многие из них по причине голода и издевательств погибли.
Само собой разумеется, что положение Православной Церкви в Польше было сложным. Сразу возникли проавтокефалистские тенденции в церковной среде, активно поддерживаемые правящими кругами. Автономии, как всегда, было маловато. Противники автокефалии были лишены своих кафедр, а некоторые даже насильственно выдворены. Были даже жертвы среди сторонников канонической связи с Москвой. С другой стороны, был потрясающий случай, когда один архимандрит убил главу Польской Православной Церкви, который был склонен к автокефалии. Константинопольский Патриархат, во главе которого был известный модернист патриарх Мелетий IV, признал главой ППЦ митрополита Дионисия, который сразу начал добиваться автокефалии. Обращался он к Патриарху Тихону – тот, как и в случае с Грузинской Церковью, предлагал дождаться Собора. В сентябре 1924 года Дионисию удалось получить Томос об автокефалии от вселенского Патриарха Григория VII. Тогда же в церковную жизнь стал вводиться новый стиль.
Вспоминаю встречу в декабре 1991 года с членами православного братства из Польши. Неизбежным был вопрос к ним о календаре, по которому служат православные в Польше. Ответ был такой: 98% приходов служат по старому стилю – в основном на востоке Польши, например в Белостокской епархии. В тоже время в Варшаве, Гданьске, Люблине, т.е. в больших городах в окружении католического большинства, служат по новому стилю. В 1930 году Польская Католическая церковь возбудила иск о возврате имущества, которое потеряли униаты в XIX веке. Иск касался почти половины храмов ППЦ. В результате 500 храмов было потеряно (отстоять удалось только 200). Немало храмов было разрушено – только на Холмщине в 1938 году их было разрушено 150. Взорвали огромный собор во имя св. Александра Невского в Варшаве, вмещавший около 3000 человек (его гибель предсказывал св. праведный Иоанн Кронштадтский). Будет ли он восстановлен? Сохранились его чертежи.
В 1939 году после нападения Германии на Польшу западные части Украины и Белоруссии вошли в состав СССР. В юрисдикционном плане православные на этих землях вошли в лоно РПЦ. После оккупации немцами этого региона здесь сложились две церковные группировки – Автономная УПЦ во главе с митрополитом Алексием (Громадским), а после его убийства – Пантелимоном (Рудыком) и автокефалисты во главе с «епископом» Поликарпом (Сикорским). Первые сохраняли церковно-славянский язык в богослужении, а вторые служили на украинском языке. Автокефалию от Матери Церкви – Московского Патриархата ППЦ получила в июне 1948 года.
Интересно, что в советский период в Польше, хотя Закон Божий и не преподавался в государственных школах, но при храмах и в частных домах духовенство имело право обучать детей религии. Еще интересный факт: в Варшаве на государственные средства действовала Христианская Богословская Академия. На одной из трех её секций обучались православные. Один из немногих православных монастырей в Польше находится в Войново. Это женская обитель была учреждена на базе когда-то единоверческого прихода. Здесь мне удалось побывать в 90-е годы. В монастырском храме я совершил Божественную Литургию, а на могиле основателя прихода – литию по старому обряду. Здесь же в Войново я застал последних старообрядческих инокинь – безпоповок. Интересные воспоминания о посещении Войново оставил архиепископ Евлогий (Георгиевский). В настоящее время ППЦ возглавляет очень активный митрополит Савва.
Игумен Кирилл (Сахаров), настоятель храма святителя Николы на Берсеневке