«Крупные штрафы будут особенно болезненны для лиц, пропагандирующих ксенофобию с использованием СМИ, в том числе электронных, и издателей ксенофобской литературы. Одновременно штрафы, в отличие от тюремных сроков, не позволят сделать из "пострадавших" мучеников», - сказано в резолюции.
Глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин считает, что возбуждение ненависти должно служить отягчающим обстоятельством при конфликтах между представителями разных национальностей. «Одно дело – просто драка. А другое дело – драка, при которой один кричит: "Русская свинья!", а второй кричит что-то подобное в адрес выходцев с Кавказа. Почему это должно быть отягчающим обстоятельством? Потому что драка или экономический конфликт, связанные с межнациональной враждой и снимаемые на камеру, способны взорвать всю страну», - заявил он в эфире радио «Комсомольская правда».
Вместе с тем, отмечает Regions.ru, в обществе звучат и призывы отменить 282-ю статью вообще, при этом претензии к этой статье сводятся к следующим пунктам:
1) Некоторые содержащиеся в ней понятия (например, «социальная группа») не определены, что дает возможность трактовать критику властей как «разжигание ненависти». Уже есть примеры обвинительных приговоров за разжигание ненависти к социальным группам «сотрудники милиции» и «власти Татарстана». По этому признаку статью сравнивают с печально известной сталинской 58-й.
2) Сложившаяся практика ее применения такова, что русофобские заявления по ней почему-то не преследуются, зато любые неприязненные высказывания в адрес национальных меньшинств караются (не случайно статью эту в народе прозвали «русской»).
3) Статья как таковая нарушает свободу слова. Человек вправе иметь и высказывать любые взгляды, в том числе и ксенофобские, пока он не призывает к противоправным деяниям.
В связи с этим корреспондент издания попросил православных священнослужителей ответить на следующие вопросы: Как вы относитесь к предложениям сделать более строгими наказания за «возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства по признаку принадлежности к национальной, религиозной, расовой или социальной группе»? Нужна ли вообще, на ваш взгляд, эта статья в законе?
Директор православной гимназии протоиерей Алексий Новичков, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери села Душоново Щелковского района Московской области убежден в том, что справедливое применение этой статьи и справедливое доказательство вины по такому обвинению «не представляется возможным». «Чаще всего 282-ю используют, чтобы разделаться с политическими или идеологическими противниками. Ни для кого это не секрет», - заметил он.
«Очевидно, что никто никогда не будет поддерживать никакой национальной или религиозной розни в такой большой стране, как наша. Мы это все уже пережили и знаем, что национальная ненависть несовместима с нашей жизнью, нашей историей. Но национальная карта постоянно будет разыгрываться до той поры, пока подобающее и достойное место в нашей действительности не займет русский народ», - уверен священник.
Между тем, игумен Сергий (Рыбко), настоятель храма Сошествия Святаго Духа на апостолов на Лазаревском заявил, что при условии беспристрастности суда, он с предложением еврейских общин «в общем-то, согласен». «Как христианин я считаю, что вообще никого ни по какому признаку оскорблять или обижать нельзя. Самое главное, чтобы это применялось не выборочно. А то действительно получается, что кого-то можно безнаказанно оскорблять, а кого-то – нельзя. Другое дело, что нельзя это доводить до абсурда, и выносить на суд что-то вроде ссоры "Ивана Ивановича с Иваном Никифоровичем". В первую очередь надо усовершенствовать юридическую базу, расставить все точки над i, чтобы не было никаких неясностей – и только после этого действительно ужесточать наказания», - заключил он.
Игумен Гермоген (Ананьев), насельник Московского Данилова монастыря, согласен с тем, что «любое унижение человека по расовому или религиозному признаку должно, конечно, пресекаться». Другое дело, заметил он, «что действительно на высказывания против национальных меньшинств следует незамедлительная реакция, а русофобские высказывания игнорируются. Что такое "социальная группа" – вообще непонятно. Закон, который должен бы защищать мир в обществе, сплошь и рядом используется в политических целях. Поэтому прежде чем ужесточать наказания, надо добиться, чтобы сама эта статья хорошо работала. А пока в стране все зыбко и законы работают плохо, - любое их ужесточение нежелательно: они и без того толкуются вкривь и вкось. Зачем же увеличивать возможность злоупотреблений? Надо сначала наладить нормальную работу правовой системы». «И потом, почему у нас всегда делается упор именно на какие-то карательные меры, вместо того, чтобы решать проблему изнутри? Почему не уделяется должного внимания нравственному воспитанию, воспитанию терпимости? Одни карательные и запретительные меры мало помогут», - заключил пастырь.
Иерей Валерий Буланников, клирик храма свт. Николая в Отрадном, считает, что из-за того, что в нашем обществе «к сожалению, есть заинтересованные в разжигании межнациональной розни», такая статья нужна, но «вопрос в ее применении». «Последовательности в применении законов у нас нет: "Закон, как дышло". И это беда не только нашего времени. Законами вертели всегда. В нашей ситуации и штрафы будут для одних больше, а для других меньше – хотя высокие штрафы, как показывает американский опыт, могут быть очень эффективным средством борьбы с самыми разными преступлениями. Нужна жесткая последовательность в исполнении закона. Никаких исключений по национальному признаку быть не должно, а сами законы должны быть сформулированы очень четко, чтобы не было возможности их перетолковать», - пояснил он.
Иеромонах Макарий (Маркиш), священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии, считает что «нам надо в целом совершенствовать всю систему наказаний». «Уголовное законодательство и практика защиты населения от преступлений обычно опираются на опыт других стран. Так почему бы нам не учиться на чужих ошибках? В целом наш Уголовный Кодекс очень слабый, не способен действительно изолировать преступника от общества на серьезный срок, что служило бы устрашением для других. Штрафы и сроки лишения свободы у нас смехотворно малы по сравнению, скажем, с США. В США и в России сроки лишения свободы тоже различаются раз в 10. И в данной ситуации, если ФЕОР предлагает закон совершенствовать и модифицировать, то над этим надо работать, и духовенству в том числе», - считает он.
«А что касается необходимости статьи в законе, то приведу пример: недавно в одной из телепрограмм журналист Александр Невзоров высказался крайне оскорбительно о Православии, за что многие хотели привлечь его к ответственности именно по 282 статье. Так вот если бы он позволил себе сказать то же самое в любой европейской стране, то получил бы за это большой срок. И это правильно, поскольку люди тогда больше бы думали, меньше говорили лишнего и больше бы соображали», - заключил иеромонах Макарий (Маркиш).