«Они выполнили свой воинский долг до конца»

Православные священнослужители о воинах-интернационалистах

0
575
Время на чтение 5 минут
В России вчера отмечался День памяти воинов-интернационалистов: 23 года назад завершился вывод советских войск из Афганистана. Жертвами почти 10-летней необъявленной войны стали около 15 тысяч советских военнослужащих, десятки тысяч остались инвалидами. Через горнило Афганистана прошло более полумиллиона советских солдат и офицеров.  

Как напомнил в своем обращении губернатор Московской области Б.Громов, кроме Афганистана «были еще Ангола, Йемен, Вьетнам и другие «горячие точки», где сражались воины-интернационалисты под флагом нашей страны».

Само название «воины-интернационалисты» осталось с советских времен: тогда если не все, то многие верили, что Советский Союз помогает народам далеких стран выйти на дорогу к светлому коммунистическому будущему – интернационалу трудящихся, напоминает Regions.Ru. Сегодня мало кто так считает; - напротив, многие склонны полагать, что от вмешательства СССР в конфликты за рубежом никому никакой пользы не было.

«Что вы думаете об участии советских солдат в зарубежных конфликтах – в частности, в Афганистане? Следует ли России этим гордиться?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.

Протоиерей Владимир Вигилянский, глава пресс-службы Московского Патриархата, отметил, что раны, нанесенные войной в Афганистане, мы до сих пор не можем залечить. «О том, насколько обоснованным было участие наших войск в тех или иных конфликтах, должны судить, конечно, специалисты по международной политике. Наверное, в разных ситуациях были и разные мотивации. Но в России все-таки больше привыкли воевать, защищая свою страну, на своей земле», - отметил священник. Да, продолжил он, конечно, есть «большая политика», и у тех, кто посылает солдат воевать на чужой стороне, наверное, есть свои аргументы. Но на мой непросвещенный взгляд, традиции русской армии все-таки другие. «Да, мы воевали, например, в Болгарии. Но тогда мы спасали братьев по вере от общего врага. А Афганистан – это, на мой взгляд, чисто политические интересы. Сами наши чудовищные потери свидетельствуют, что этого не надо было делать», - подчеркнул отец Владимир.

По словам настоятеля храма святителя Митрофания Воронежского, председателя Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями митрофорного протоиерея Димитрия Смирнова, одно дело – советское руководство, другое – русский солдат.

«Есть два аспекта. Первое. Каждый солдат выполняет свой долг. И от того, как он его выполняет, и зависит, можем мы этим гордиться или нет. Доблестный ратный подвиг, раны и лишения солдат – это все свято, независимо от того, разделяли ли они идеи тех людей, которые посылали их на эту бойню. Мы восхищаемся их подвигом и возмущаемся недостаточно внимательным отношением к ним. Второй аспект – политический. Я не военный, не дипломат, не историк. Могу судить об этом только как обычный обыватель. На мой взгляд, война в Афганистане была серьезнейшей, трагической и преступной ошибкой, инспирированной, возможно, нашими недругами. Это одна из причин, по которой развалился Советский Союз. Это не просто ошибка, но и преступление перед русским народом и перед афганцами. Потому сейчас афганцы и кормят нас героином, а под боком у нас военные базы недружественных стран», - считает отец Димитрий.

Протоиерей Александр Добродеев, заместитель заведующего сектором МВД Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, заявил, что СССР тогда удавалось сдерживать экспансию Запада, которую мы наблюдаем сейчас.

«Советский Союз был мощной державой мирового уровня, который влиял на мировую политику, являлся другим полюсом в отношении происходящего. Уже одним только этим он был гарантом свобод и независимости. Сегодня мы живем в однополярном мире – во всем доминируют США. Безусловно, политика СССР была не совсем справедливой, но натиск со стороны Запада сдерживать удавалось. Это сейчас такие страны как Ливия, Сирия и другие терпят поражение за поражением. Раньше этому противостоял СССР: срабатывал сдерживающий эффект и удавалось поддерживать мир», - подчеркнул священник.

Протоиерей Александр Кузин, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине, отметил, что даже наши противники вспоминают о советских войсках в Афганистане с большим уважением.

«Участие советских войск в отстаивании наших государственных интересов в иных странах и землях, включая и Азию, и Африку было необходимостью. И если американцы гордятся такими операциями, то почему бы и нам не гордиться? Тем более, по отзывам тех же талибов, наши войска вели себя настолько этично по сравнению с американцами, что противники вспоминают о нас с большим уважением. А что у нас были и есть там свои интересы, - скрывать тут нечего. Другое дело, что сейчас мы отказались от этих интересов. И это пошло нам не на пользу, поскольку мы-то отказались, а американцы – нет. Русские воины выполняли задания нашего законного руководства, и они по праву заслужили все правительственные награды, а их храбрость и геройское поведение во время этих военных действий составляет честь этим воинам и честь России», - подчеркнул он.

Протоиерей Александр Лаврин, клирик храма иконы Божией Матери «Живоносный источник» в Царицыне, заявил, что, по его мнению, «с духовной точки зрения, все, что касается личной жертвенности и действительно братской помощи, то с христианской, евангельской точки зрения это добродетель, даже если она и служит какой-то политической конъюнктуре». «Так что мы вполне можем радоваться и восхищаться этими примерами жертвенности и бескорыстности; удивляться, что что-то доброе может родиться на лукавой политической почве; молиться, скорбеть и терпеть, видя, какие жертвы приносятся в угоду политической конъюнктуре. Международная политика – дело очень сложное. Вполне допускаю, что для защиты интересов страны приходится вести военные действия и за ее пределами. На примере Российской империи мы видим, что это делалось и для защиты братьев по вере, и в выполнение союзнических обязательств. Да, в советские времена идеологическая компонента играла очень важную роль, но, по-моему, нелепо думать, что именно она всегда была определяющей. Упал "железный занавес", давно в нетях Советский Союз, осыпался идеологический флер, уже никто на противопоставляет коммунистические ценности демократическим, а геополитические противоречия остались», - добавил священник.

По словам игумена Мелетия (Соколова), преподавателя Московской духовной семинарии, и во времена Российской Империи русским солдатам не раз приходилось воевать за границами Империи.

«Страна должна гордиться подвигом своих солдат, не забывать о них и всячески поддерживать. И советские солдаты, которые участвовали в зарубежных конфликтах, как бы далеко это не было от рубежей России, защищали Родину, выполняли свой воинский долг. В советское время идеология служила во многом прикрытием при решении объективных проблем внешней политики. Вот сейчас, например, когда коммунизм перестал быть государственной идеологией, геополитическое противостояние все равно продолжается. Это та сфера внешней политики, которая непосредственно связана с обеспечением безопасности государства», - подчеркнул священник.

Главный редактор официального сайта Ставропольской и Невинномысской епархии, преподователь Ставропольской духовной семинарии, клирик храма целителя Пантелеимона в Ставрополе священник Антоний Скрынников заявил, что война в Афганистане была ошибкой советского правительства. «Отправить своих солдат воевать в чужую, незнакомую страну за свои политические амбиции - это авантюра. Авантюра, которая обошлась нам дорогой ценой - жизнью русских мальчишек», - считает он.

«С другой стороны, - продолжил священник, - совершенно недопустимо шельмовать солдат, прошедших горнило этой войны. Они верили в идеалы, они воевали с бандитами, оказывали помощь местному населению. Они поступили так, как поступали всегда русские воины - пошли и выполнили свой воинский долг до конца. Они - настоящие герои. Когда я работал журналистом, мне не раз пришлось записывать интервью с воинами, прошедшими Афганистан. Это люди удивительной силы воли и бодрости духа, многие из которых уверены: не будь этой войны, армия развалилась бы еще раньше. Именно офицеры и солдаты, прошедшие войну в Афганистане, делились своим опытом с новобранцами в военных действиях на Кавказе и в Приднестровье уже в 90-е годы», - заключил отец Антоний.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Рецензия на сериал «Плевако»
Новый комментарий от Фиалка
22.11.2024 12:22
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский танкист
22.11.2024 12:22
Трамп – это просто «Вучич», но калибром побольше?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
22.11.2024 12:08
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Сергей Швецов
22.11.2024 12:03
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от Русский Иван
22.11.2024 11:14
«Путь России — собирание народов и земель»
Новый комментарий от Человек
22.11.2024 09:58
Зачем?
Новый комментарий от Владимир Николаев
22.11.2024 09:56