Албанцы долгое время не имели своей государственности - входили в состав сначала Римской, а затем Византийской Империй. Более 900 лет они духовно опекались Охридской архиепископией. Независимыми они стали только в конце 14 века, но уже в первой половине 15-го их поработили турки. В плане исламизации турки, пожалуй, наиболее преуспели именно в Албании - перед Второй мировой войной 70% населения Албании были мусульманами (православных - 20%, католиков -10%).
Вновь независимой Албания стала в результате балканских войн в 1912 году (официально в 1920 г.). Неизбежно был поднят вопрос об автокефалии. Интересно, что в Албании, как и в некоторых других странах, - например, в Сербии и Чехословакии, существовали две группировки епископов: прогреческая, ориентирующаяся на Константинополь и епископы, придерживающиеся сербской традиции (в их рукоположении участвовали и русские архиереи, жившие в Сербии).
Возобладала вторая группировка, и после провозглашения автокефалии в 1929 году греческие архиереи были высланы из страны. Начался процесс албанизации Церкви.
Нужно сказать, что в храмах Албании всегда богослужебным языком был греческий. Первые книги на албанском языке появились лишь в 19 веке. Вопиюще неканонически провозглашенный автокефальный статус Албанской Церкви (это было утверждено королем-мусульманином) был урегулирован только в 1937 году.
В начале Константинополь, как всегда, пытался решить вопрос через предложение автономии и настаивал на сохранении при этом греческого языка в богослужении, но албанцы с этим категорически не согласились. Получив автокефалию, они обязывались только получать миро из Константинополя, как и Элладская Церковь после провозглашения своей автокефалии.
Интересной личностью был первый глава Албанской Церкви митрополит Фан (Феофан). В 1924 году он возглавил восстание против авторитарного режима полковника Ахмета Зогу и после победы занял посты премьер-министра и министра иностранных дел. После реванша Зогу митрополит иммигрировал за границу и с начала 30-х годов возглавил Албанскую православную архиепископию в Америке.
Пять лет (1939-1944 гг.) Албания была под оккупацией фашистской Италии. После войны она была провозглашена народной республикой. С 1961 года Албания, как и Китай, начала дистанцироваться от СССР, вплоть до выхода из Организации Варшавского договора. В стране процветал культ личности Сталина. После смерти Мао Цзэдуна Албания отошла и от Китая по причине измены последнего «чистоте марксистского учения» и оказалась в полной политической изоляции, без союзников.
В 1967 году, как уже было сказано выше, здесь был принят драконовский антирелигиозный закон, Албания была объявлена первой в мире страной победившего атеизма. Репрессии по отношению к верующим были очень жестокими: за принародное совершение крестного знамения приговаривали к тюремному заключению на 10 лет, а родителей, крестивших своих детей, отправляли в концлагеря.
Интересно, что католики здесь, как и в Китае, еще до своего разгрома были вынуждены превратиться в «патриотическую церковь», отдельную от Ватикана. Понятно, что с точки зрения католического права это является явным нонсенсом. Конечно, полностью подавить всякую религиозную жизнь в принципе невозможно, поэтому в Албании, как и в других странах, в подобных ситуациях были тайные христиане, молившиеся в катакомбах.
После падения коммунистического режима, под руководством направленного из Константинополя архиепископа Анастасия, началось возрождение Православия на албанской земле. Очень с символическим именем прибыл сюда архиерей - ведь его имя знаменует воскресение, возрождение Православия в Албании (если бы имя архиерея было бы Лазарь - тоже было бы очень символично - как Лазарь Четверодневный восстал из гроба, так и воскресла Албанская Православная Церковь).
Интересно, что ежемесячная албаноязычная церковная газета называется «Воскресение». По данным на 2006 год, 85 церквей были отстроены с нуля, еще 70 восстановлены из развалин, более 140 храмов были полностью отремонтированы. На сегодня в Албанской Православной Церкви имеется приблизительно 370 храмов и 12 монастырей. Православных христиан около трехсот тысяч - это немало, и слава Богу!
Игумен Кирилл (Сахаров), настоятель храма святителя Николы на Берсеневке
2. Re: В Албании есть православные, и их немало!
1. замечания по тексту