«Мы уже привыкли, что отбор детей в престижные школы (и соответствующая конкуренция их родителей) начинается с первого класса. При этом в ряде наших крупных городов образовались группы школ с устойчиво низкими результатами обучения. В таких школах почти нет отличников, участников олимпиад, но много детей с трудностями в обучении, с неродным русским языком, с девиантным поведением. Школа перестает выполнять функцию социального лифта, начинает воспроизводить и закреплять социальную дифференциацию», - пишет премьер-министр.
Выход он видит в том, чтобы оказывать школам, работающим в сложных социальных условиях и с неблагополучными детьми, «специальную поддержку - и методическую, и кадровую, и финансовую».
Между тем, отмечает портал Regions.Ru, существование лучших школ само по себе предполагает наличие «худших»: если есть заведения, отбирающие более способных и подготовленных, то в остальных школах доля таких детей падает. Если некоторые школы при наборе учеников отсеивают детей с трудностями в обучении, с неродным русским языком, с девиантным поведением – в остальных таких детей становится больше. А без такого отсева никакое образование выше среднего уровня существовать не может. Иными словами, школы с устойчиво низкими результатами обучения можно ликвидировать только уничтожив и школы, так сказать, «повышенного» уровня: общая планка понизится и все учебные заведения будут выдавать примерно одинаковые результаты. Есть опасность, что чиновники от образования, «брошенные» на борьбу с «худшими» школами, пойдут именно по этому пути.
При этом Владимир Путин несомненно прав в том, что само наличие «элитных» и «окраинных» школ воспроизводит и закрепляет социальную дифференциацию: понятно, что в гимназиях и лицеях концентрируются дети из семей благополучных, а в школах с дурной репутацией – наоборот.
«Существует ли, на ваш взгляд, проблема "классового" расслоения среднего образования? Насколько это расслоение неизбежно? Можно ли как-то компенсировать его?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям и экспертам.
Протоиерей Максим Козлов, настоятель домового храма МГУ, заявил, что «классовое расслоение в современной школе надо признать как грустный, но очевидный и неизбежный факт». «Да, сегрегация у нас запрещена законом, но, с другой стороны, я не вижу в данной ситуации иного способа сохранить хотя бы для части учащихся достойный уровень образования. Остается признать ее как реальный факт. Оно сказывается не только в появлении частных дорогостоящих школ, но и в том, что уже и государственные школы четко делятся на те, что дают образование - и на те, которые должны 11 лет просто продержать ученика в своих стенах», - отметил священник.
«Есть разделение и по национальному признаку. В обычной школе могут быть так называемые гимназические классы, где образованием более или менее занимаются, и так называемые классы коррекции, в которых обучаются на самом деле не умственно отсталые, но дети, для которых русский язык неродной. Действительно, как могут учиться в одном классе дети, которым родители на ночь читали Пушкина и Гоголя, и дети, для которых владение падежами русского языка даже к окончанию средней школы остается недостижимым?» - задается вопросом он.
«Мне кажется, что со стороны государства было бы честнее признать, что такого рода разделение существует, что, может быть, как до революции, должно быть образование гимназического уровня, образование на уровне реальных училищ и образование корректирующего плана, выводящее учащихся из какого-то уж совсем социального аута. Это будет грустная констатация, но честная. Признав это и, исходя из этого, можно будет постепенно создавать своеобразные лифты между этими уровнями, давая возможность детям, проявившим способности, переходить на более высокий уровень и постепенно интегрироваться в систему высшей школы», - подчеркнул священник.
Заведующий кафедрой теологии Рязанского государственного университета игумен Лука (Степанов) заявил, что каждый знает: у хорошего директора и школа хорошая. «К сожалению, именно собственная непросвещенность директора иногда печальным образом сказывается на учениках. Конечно, в городах есть школы с разным уровнем образования, в них учатся дети разных способностей, с разными жизненными ориентирами. Есть школы, в которых общепризнанный высокий уровень образовательных достижений подтверждается победами на всероссийских олимпиадах, различных конкурсах. Но я думаю при общем уровне развития ученика и при его усердии в учебе, родительской заботе, занятиях с репетитором, на специальных курсах, у любого есть шансы достигнуть желаемого, - например, поступления в вуз», - отметил отец Лука.
По его словам, в некоторых школах не достает другого существенного элемента: директора лично не благоволят к духовно-нравственному просвещению. Там дети лишены навыков ориентироваться в мире нравственных ценностей. Их жизненный и нравственный выбор опосредован иногда фантомами и иллюзиями на тему «что такое хорошо и что такое плохо» в этой жизни.
«Поэтому элитной я бы назвал ту школу, в которой вместе с обычным образованием предлагается и мощная духовно-нравственная система воспитания», - подчеркнул игумен.
Священник Алексий Агапов, настоятель Михаило-Архангельской церкви г. Жуковского Московской области, отметил, что проблемы в системе образования тесно связаны с социальной и демографической политикой. «Мне кажется, что говорить именно о "классовом расслоении" в системе образования, как и во всем обществе, сегодня нельзя, поскольку нет четко выделенных классов. Нужно говорить именно о социальной дифференциации, о том, как она проявляется в различных сферах жизни и, в частности, - в образовании. Сейчас возможность получения качественного образования, действительно, во многом определяется уровнем достатка и финансовых возможностей родителей. Нельзя закрывать глаза и на национальный фактор. В советской школе этой проблемы не было. Сейчас же в средних школах появляется все больше и больше детей, для которых русский язык неродной, а русская культура, в контексте которой дается образование, является чуждой. Это очень серьезная проблема, которая чревата непоправимыми последствиями для развития страны», - сказал он.
Священник Димитрий Арзуманов, настоятель храма св. првд. Иоанна Кронштадтского в Жулебине, подчеркнул, что коммерческие капиталистические отношения, которые пронизали уже фактически все общество, неизбежно сказываются и на образовании.
«Образовательный процесс становится обезличенным. Этому способствует и навязывание абсолютно тупой системы ЕГЭ. Ни личностного начала, ни талантов ученика тесты ЕГЭ раскрыть не могут. Зато теперь образование можно просто купить. Были бы деньги. Для многих умных и талантливых ребят качественное образование станет недоступным, и они просто останутся за бортом. Вот и вся проблема. И боюсь, расслоение системы образования на образование для бедных и образование для богатых будет продолжаться», - добавил священник.