Госдума выразила серьезную озабоченность в связи с обострением ситуации вокруг Сирийской Арабской Республики на фоне эскалации насилия в самой Сирии и одновременно поддержала позицию руководства Российской Федерации в международном содействии урегулированию внутрисирийского конфликта.
На состоявшемся 4 февраля 2012 года в Совете Безопасности Организации Объединенных Наций голосовании по проекту резолюции о ситуации в Сирии, внесенному делегацией Марокко совместно с рядом делегаций западных и арабских государств, делегация Российской Федерации вместе с делегацией Китайской Народной Республики проголосовали против принятия указанной резолюции, поскольку в предложенном виде она не отвечает главной задаче, а именно прекращению внутрисирийского конфликта и установлению мира в Сирии.
По оценке депутатов, позиция российских представителей в ООН «полностью соответствует линии руководства Российской Федерации на урегулирование сирийских проблем через продуктивный внутрисирийский диалог на основе взаимного отказа сторон от насилия».
Депутаты считают крайне важным, чтобы ООН и, в частности, Совет Безопасности ООН ни в коем случае не занимали позицию одной из сторон конфликта. «Несбалансированный подход, фактически содержавшийся в последнем проекте резолюции, подрывал бы шансы на равноправный и конструктивный диалог», - отмечено в Заявлении.
«Как показало развитие схожей ситуации вокруг Ливии, никакие положения принимаемых ООН документов не должны трактоваться как повод или основание для применения силы каким-либо государством - членом Организации Объединенных Наций или межгосударственным объединением без прямого на то согласия Совета Безопасности ООН. Резолюция Совета Безопасности ООН также не должна содержать призывы к смене политических режимов и лидеров, поскольку это является безусловной прерогативой народов суверенных государств», - говорится в Заявлении Госдумы.
Между тем, по мнению депутатов, «предлагаемые рядом западных и арабских государств сценарии ставят перед ООН и международным сообществом в целом совершенно иные задачи». В этих сценариях «фактически предвосхищаются результаты политического процесса в Сирии, предъявляются ультимативные требования только к одной из сторон, а смена политического режима в стране изображается как безусловная предпосылка урегулирования сирийских проблем».
Депутаты «решительно осуждают практику силового вмешательства в дела других государств и навязывания им решений извне».
Государства, возлагающие ответственность за углубление внутрисирийского конфликта на Российскую Федерацию и Китайскую Народную Республику в связи с их отказом поддержать несбалансированный проект резолюции о ситуации в Сирии, «сознательно вводят мировое сообщество в заблуждение относительно собственных мотивов и намерений, как это было и в случае с Ливией».
Государственная Дума призвала стороны внутрисирийского конфликта отказаться от применения силы, осознать свою ответственность за судьбу сирийского народа и незамедлительно приступить к выработке взаимоприемлемых решений на основе конструктивного диалога.
Депутаты также призвали государства, входящие в Лигу арабских государств, продолжить активно участвовать во внутрисирийском урегулировании, продлить в Сирии деятельность миссии арабских наблюдателей и поощрять стороны конфликта к диалогу и отказу от силовых действий без каких-либо предварительных условий, таких, как требование об отставке властей Сирии.
Государственная Дума считает целесообразным продолжить усилия по разъяснению этой позиции и ее практической реализации совместно с государствами, разделяющими российскую точку зрения как максимально отвечающую интересам сирийского народа и всех тех, кто заинтересован в прекращении кровопролития и в стабилизации обстановки в Сирии и регионе в целом.
Председатель Комитета по международным делам Алексей Пушков, представляя документ на пленарном заседании, отметил: «Россия и Китай не дали провести через ООН очередной сценарий по смене режима в суверенном государстве. За последние двенадцать лет это четвертая попытка. Уже была Югославия, был Ирак, была Ливия, теперь Сирия. Пока дело обходится без прямого военного вмешательства, но по последней информации на территории Сирии уже появился спецназ нескольких зарубежных государств. Возникает вопрос: речь идет о мирном урегулировании и демократических реформах в Сирии или о том, чтобы свалить Башара Асада? Ответ очевиден. При этом будущее самой Сирии и ее народа инициаторов операции по продвижению демократии, похоже, совершенно не волнует. Нам фактически пытаются навязать два новых принципа: принцип вмешательства в дела суверенных государств под гуманитарным предлогом и принцип превращения ООН и ее Совета Безопасности в союзника одной из сторон гражданского конфликта. Фактическое утверждение этих принципов чревато новыми региональными кризисами, огромными жертвами и полной дезорганизацией жизни в странах целого региона».
Госдума постановила направить принятое заявление о ситуации в Сирии в Организацию Объединенных Наций, Лигу арабских государств, Межпарламентский союз, Парламентскую Ассамблею Организации Договора о коллективной безопасности, Межпарламентскую Ассамблею государств - участников Содружества Независимых Государств, Межпарламентскую Ассамблею Евразийского экономического сообщества, Парламентскую ассамблею Совета Европы, Парламентскую ассамблею Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Парламентскую ассамблею Организации Североатлантического договора, Европейский парламент, Парламент Сирийской Арабской Республики.