Впрочем, в отношении одной из них можно с уверенностью сказать, что мысли о самоубийстве к ней приходили и раньше. На своей странице ВКонтакте она написала: «Ненавижу фразу "А если твои друзья с 9-го этажа прыгать пойдут, ты тоже пойдешь?" ДА, ПОЙДУ, ЧЕ МНЕ БЕЗ ДРУЗЕЙ ДЕЛАТЬ???»
Вторая девочка явно была ведомой. Фраза из её предсмертной записки: «Я всегда буду ценить только тех, кто со мной до конца!»
Подобные трагедии, к сожалению, случаются... Подростки эмоциональны. Им кажется, что мир вращается вокруг них, а когда вдруг выясняется, что это не так, наступает разочарование, порою очень горькое. Всё происходящее рисуется на контрасте - это правильно, а это нет, это добро, а это зло. Кто-то рядом оступился, значит - предатель. Друг - тот, кто поддерживает тебя во всём, что бы ты ни творил...
Спасительным якорем в этом бушующем море могут быть лишь немногие вещи - например, дружба со взрослыми, лучше всего с родителями. Или вера.
К сожалению, и та и другая встречаются не так часто, как этого бы хотелось.
Но вот случается беда... И вспоминают не об этом, а сразу рисуется вполне определённый контекст. Ищут виновного. По данному случаю возбуждено уголовное дело по статье «доведение до самоубийства». Кто довёл? Родители, делающие девочке замечания? Преподаватели школы, которые хотели, чтобы ученица посещала занятия?
Заголовки новостей из темы о происшедшем: «Россия занимает первое место по подростковым суицидам» («Комсомольская правда»), «Проблему детских суицидов надо решать на государственном уровне» (Росбалт). Ньюсмейкер - Павел Астахов, это его охотно цитируют СМИ. Что за место такое - среди кого, кто и как считал, проверить нельзя. Как государство будет решать эту проблему, также неясно. Но общий настрой подобной подачи информации уловить можно. Он прост и ювенален: родители не могут, как следует, следить за своими детьми, поэтому нужно обеспечить максимальный контроль со стороны государства.
И то, что девочки переступили черту, потому что, придя уже в сознательный возраст, так и не узнали, каковы действительные духовные основания мира, опять остаётся замалчиваемым. Никому не должно приходить в голову, что могут оказать виновными современные культурные установки, в том числе насаждаемые новыми образовательными стандартами, которые превозносят чувство собственной значимости и учат ребёнка обращать внимание, прежде всего, на себя. Духовную болезнь общества принято не замечать, и говорить об этом считается несовременным и неприличным. Гораздо проще в каждом случае найти конкретного стрелочника. Тем более, что всё это даёт такое удобное оправдание для продолжения кампании по подрыву родительского авторитета.
Честно говоря, ужасно горько и противно наблюдать, как ювенальные круги наживают на каждой трагедии политический капитал.
Андрей Карпов, редактор сайта «Культуролог»
2. Пусть будут названы подлинные убийцы...
1. Re: Контекст трагедии