Папа Римский Иоанн Павел II, предшественник ныне здравствующего Бенедикта XVI, извинялся по различным поводам около 100 раз. В этом году исполняется юбилей трех актов его покаяния: 30 лет назад, в 1982 году, он извинился за «ошибки Святой инквизиции», осудив ее за «нетерпимость и даже насилие в служении правде»; 20 лет назад, в 1992 году, понтифик публично принес извинения покойному Галилео Галилею, объявил решение инквизиции ошибочным и реабилитировал ученого, вернув ему «право быть законным сыном церкви»; 10 лет назад, в 2002 году, он принес извинения китайцам за допущенные Католической церковью в отношении этого великого народа ошибки времен колониализма.
Однако, несмотря на бурную покаянную деятельность Иоанна Павла II, Католическая церковь до сих пор не принесла покаяние за умерщвление слабоумных детей, которое осуществлялось либо по благословению Ватикана, либо при его прямом участии.
Историю человеконенавистнической политики Ватикана по отношению к умственно неполноценным детям описал выдающийся русский олигофренопедагог Хананий Самсонович Замский в своем фундаментальном научном труде «Умственно отсталые дети: история их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины XX века» (Замский Х.С. Умственно отсталые дети: История их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины XX века. - М.: Академия, 2008. - 368 с.)
«Религиозная идеология Средневековья подавляла свободную мысль, преследовала научные знания и все то, что не согласуется с учением церкви. Эта идеология распространилась и на науку о психической жизни человека. Предается забвению и естественное объяснение психической деятельности человека. Начинается время так называемой демонологической трактовки нарушений психической деятельности. Душевные заболевания рассматриваются как одержимость злым духом. (…)
Именно в этот период начались процессы над ведьмами. Специальная булла (послание) папы Иннокентия VIII (XV в.) обязывала судить людей, «находящихся во власти дьявола». Изданная в 1487 году инструкция «Молот ведьм» (как узнавать ведьм и одержимых дьяволом) привела к тому, что по всей Европе запылали костры, куда бросали стариков, женщин и детей, поведение которых было ненормальным вследствие истерии или душевных болезней.
Все вышесказанное об отрицательном влиянии церкви на развитие научных взглядов на слабоумие и душевные заболевания в период Средневековья в основном характерно для католической Европы.
В 1992 году папа римский Иоанн Павел II официально признал, что во времена Средневековья католическая церковь, вводя инквизицию, проявила жестокость по отношению к ученым и другим людям, нанесла огромный вред ходу общественного прогресса». (15-16 с.)
Напротив, «в славянских государствах, - пишет Хананий Самсонович Замский, - где на слабоумных (юродивых) смотрели как на «Божьих людей» и «блаженных», их обычно окружали ореолом святости, с благоговением вслушивались в их бессмысленный лепет, усматривая в нем божественное прорицание. Нередко служители Православной Церкви, предписывая относиться к слабоумным с жалостью, оправдывали существование детей-идиотов и калек именем Божьим, Божьей волей и доказывали, что эти несчастные дети нужны в интересах людей и Бога, чтобы предоставить возможность верующим творить милость во имя Бога». (16 с.)
«Таким образом, Церковь, особенно Православная, пробуждала чувства сострадания к аномальным лицам и часто была инициатором организации для них приютов, убежищ, благотворительных обществ и других мероприятий», - отмечает Х.С.Замский. (16 с.)
Ученый обращает внимание на то, что Русская Православная Церковь, в отличие от Ватикана, с самого своего зарождения заботилась об умственно отсталых детях. «Первые на Руси официальные документы, касающиеся слабоумных, относятся к X веку, когда князь киевский Владимир Святославич в утвержденном им в 996 году Уставе о Православной Церкви обязывал Церковь заботиться об убогих, нищих и юродивых.
О том, что Церковь и, в частности, монастыри первыми стали опекать юродивых, слабоумных, подтверждает и «Повесть временных лет» - летопись киевского летописца Нестора, относящаяся к 1074 году. В ней сказано: «Аще кто коли приносяще детищ болен кацем либо недугом одержим, приносяху в монастырь». Имеется ряд указаний, что в Киево-Печерской лавре уже в XI веке было убежище для слабоумных» (195 с.)
На первый взгляд, может показаться, что Замский небеспристрастен в своей оценки отношений Ватикана и Русской Православной Церкви к слабоумным детям. Однако, есть все основания полагать, что Хананий Самсонович, фамилия которого занесена в Аналитический справочник «Русские евреи», скорее симпатизировал Ватикану, который (незадолго до написания Замским своего фундаментального труда) на Втором Ватиканском соборе принял решение об активизации иудео-христианского диалога, чем Русской Православной Церкви, с «мракобесием» которой он боролся на протяжении всей своей научной деятельности.
Русская Православная Церковь сохранила традиционно христианское отношение к слабоумным детям. 4 апреля 2010 года, в день праздника Светлого Христова Воскресения, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил детский дом-интернат для умственно отсталых детей N 15 Департамента социальной защиты населения города Москвы, сообщает Патриархия.ru. Святейший Патриарх Кирилл поблагодарил руководство и сотрудников детского дома-интерната, а также жертвователей. «Господь нас на Суде не спросит ни о чем: ни о нашей должности, ни о нашей зарплате, ни о том, как мы выглядели, ни о том, где мы жили, ни о том, были ли мы совсем здоровы или чем-то болели, а Он нас спросит только, помогали ли мы другим людям, - отметил Предстоятель. - Я сегодня очень рад быть в учреждении, где одни люди помогают другим».
В завершение визита Святейший Патриарх Кирилл ответил на вопросы корреспондента телеканала «Россия 24» о социальном служении и других аспектах общественной деятельности Русской Православной Церкви. «Сегодня я встретился здесь с сестрами милосердия, - отметил Святейший Патриарх, - это молодые девушки и женщины со светлыми, добрыми лицами, с радостью в глазах. А ведь они работают с самыми тяжелыми детьми - с теми детьми, у которых практически не существует контакта с внешним миром. Они сюда пришли не потому, что кто-то заставил их сюда прийти, а по велению своего сердца. У верующего человека всегда есть потребность разделять свои ресурсы с другим человеком: Сам Христос нас к этому призывал, и религиозный образ жизни формирует такой взгляд на мир».
Александр Тимофеев, заместитель главного редактора «Русской народной линии»
17. "Что же получается, церковь и народ - на разных полюсах?"
16. 14.Александру Тимофееву.
15. 13. Александр Тимофеев : Ответ на 11., дед пенсионер :
14. Ответ на 12., Писарь :
13. Ответ на 11., дед пенсионер :
12. 8.Александру Тимофееву.
11. 6. Александр Тимофеев : Вы просто множите сущности без необходимости.
10. Re: Покаянные годы Ватикана
9. "...когда папа Римский покается за умерщвление слабоумных детей? "
8. Ответ на 7., Писарь :