Приведенные литературно-исторические ассоциации призваны концептуально предварить, и одновременно подчеркнуть серьёзность переживаемого нами социально-политического и мировоззренческого момента. С начала декабря, после думских выборов, в России – точнее, в мелкобуржуазных слоях преимущественно московского и питерского населения – началось политическое брожение, которое некоторые журналисты даже окрестили «революционной ситуацией». Хотя никакой революционной ситуации на самом деле нет. Есть типичное проявление того состояния умов, которое вернее всего назвать комплексом «антивласти», и которое на Руси чаще именовали смутой.
Смысл слова «смута» в русском языке достаточно понятен: это прежде всего демонстрация враждебности к существующему государству без достаточных на то фундаментальных – прежде всего экономических и социальных – оснований. Отличие смуты от революции заключается в том, что во время революции, по определению знатока, верхи не могут, а низы не хотят, тогда как смуту порождает недовольство некоторого числа вполне состоятельных деятелей (чаще всего абсолютного негативно-активного меньшинства), которые одновременно и не могут и не хотят. Вот только не совсем понятно, чего они хотят.
Декабрьско-февральские митинги/демонстрации показали, что, независимо от лозунгов вроде «честных выборов», их организаторы движимы, по существу, одной страстью – свалить действующую власть. Знамена там фигурируют разные – от либерастических и коммунистических до монархических и националистических, но всех этих протестантов объединяет пламенная антигосударственная идея. Они провозглашают «Путин, уходи!», но на самом деле они гонят не столько Путина, сколько идею государственности как таковую. Государство – это узаконенная (юридически упорядоченная) национальная практика, опирающаяся на определенные – в русском случае, православные – духовные ценности. И вот как раз подобной вертикальной организации жизни наши либерал-большевики и не выносят.
Не случайно вместе с шествиями «за честные выборы» в Петербурге прошел 2 февраля ещё и «антиклерикальный» митинг. Подобно своим предшественникам-революционерам столетней давности, современные «свободные радикалы» выступают сразу против традиционной вертикальной государственности и Православной Церкви, справедливо считая их близкими друг к другу. Для них государство – в лучшем случае «ночной сторож», им глубоко чужд сам принцип иерархии в религии и политике.
Между тем речь идет о той самой «симфонии властей», которой, к сожалению, никогда не достигали ни Византия, ни Россия, но к которой они стремились как к идеалу, и которой они – особенно Российская Империя и отчасти Советский Союз – обязаны высшими своими достижениями. Все русские смуты были одновременно антимонархическими и антиправославными. Так было в эпоху Лжедимитриев в начале XVII века, которые приводили в Москву католиков-поляков. Так было в период подготовки декабрьского восстания 1825 года: немало декабристов были масонами и воспитанниками иезуитских пансионов. В начале ХХ века прогрессивная интеллигенция с ума сходила от двойной ненависти к Царю и Церкви.
Сегодня ситуация повторяется с точностью до года. Сто лет спустя опять «рассерженные горожане» выходят на улицы городов в надежде свалить («сковырнуть», как они изящно выражаются) ненавистный им государственный порядок, ограничивающий, оказывается, их свободу. В результате получается «революция норковых шуб», когда миллионеры-телеведущие, миллионеры-рокеры и миллионеры-писатели призывают к честности своих поклонников, повязанных белыми ленточками. А свободолюбивый «музыкальный критик» изображает из себя презерватив. Совсем как у Маяковского: «дамы и дети-пузанчики кидают цветы и розанчики».
Я, разумеется, далек от мысли превозносить политику Путина и партии «Единая Россия» как образец национального державостроительства и сопоставлять их с православной монархией. За двенадцать лет у власти они вместе могли создать действительно другую, не гайдаровско-чубайсовскую Россию, но они этого не сделали. Все беды России – от циничного капитализма, который категорически противоречит её коренной религиозно-нравственной традиции. По существу противостоять этой напасти могли бы национально ориентированные коммунисты, но у Зюганова и его партии не хватит на это сил. В таких условиях приходится признать, что В.В.Путин является сегодня единственным лицом на русском политическом поле, которое в состоянии не только удержать гигантский российский корабль на плаву, но и придать ему новое ускорение (если, конечно, на то будет Божья воля). Лучше путинское государство, чем НИКАКОГО, а именно к подобному финалу ведут дело «болотные» революционеры-миллионеры.
Впрочем, в определенном смысле, деятельность либерал-радикалов даже полезна. Их уличные массовки заставили действующую власть шевелиться, оживились публичные дискуссии, иначе заработало ТВ, печать, появились новые лица в правительстве и т.п. Как говорит Мефистофель у Гете, «я часть той силы, что вечно жаждет зла, но вечно совершает благо». Подобные силы не дают власть предержащим заснуть, почивать на лаврах (в нашем случае, на нефтегазодолларах), к чему любая власть склона просто в силу косности человеческой природы.
Более того, деятельность несистемной оппозиции имеет свою парадоксальную сверхидею в контексте всей русской истории, которую её вожди вряд ли осознают. Недаром полагают, что Мефистофелю, при всём его злом уме, недоступны высшие истины. Даже при условии выигрыша конкретной акции – протестного движения, бунта, переворота – результатом смуты, в конечном счете, оказывается новое укрепление основ русской государственности (к сожалению, с неизбежными в таких случаях жертвами). Так было после смуты XVII столетия, в результате преодоления которой мы получили могучую Российскую империю Романовых. Таким был, как известно, и февральский разгуляй 1917 года, когда все «рассерженные горожане», вплоть до великих князей, надели красные ленточки, и получили в итоге красный октябрь, ЧК-НКВД и сверхдержаву под именем СССР.
Есть все основания думать, что так будет и на этот раз. Конечно, не дай Бог России торжества новой, на этот раз оранжево-белой, желтой, голубой или ещё какого-либо затейливого цвета революции. Любая революция – это кровь, грязь и хаос, а для России нет ничего страшнее хаоса. Но если всё же – на волне страстей возбужденной разного рода twitter’ами «продвинутой интернет-тусовки» и мировоззренческой наивности либерал-радикальных вождей – это произойдет, неожиданным для них самих финалом смуты с большой вероятностью окажется какая-либо новейшая диктатура – например, нелиберальная демократия действительно народных масс. И немалую идейную роль здесь может сыграть Русская Православная Церковь. Уже сейчас в Москве создается «партия народного большинства». В сущности, на московских митингах – поклонном и болотном – мы встречаемся с новейшим изданием старого спора между западниками и славянофилами, красной нитью проходящего через всю историю Руси-России. Конечно, трагедия иногда оборачивается фарсом, и тогда становится смешно. Кроме того, возможно вмешательство внешней силы, и тогда никому мало не покажется. В любом случае, несмотря на формальную правоту отдельных лозунгов оранжевого движения, его судьба представляется мне незавидной. Революции, как правило, пожирают своих детей, и русские революции – прекрасное тому подтверждение. После великих потрясений Россия неизменно возвращается на свой фундаментальный цивилизационный путь – путь к духовной и национальной правде, а не к буржуазной сытости и цинизму. На смену февралям приходят октябри, а вслед за ними могут появиться и Минины с Пожарскими. И это всем следует учитывать.
Александр Казин, доктор философских наук, профессор
3. Лица революции.
2. Re: Заговор обреченных
1. "Поклонный" митинг