Надо отметить, что цикл вечеров, проводимых певицей, прекрасным знатоком русской культуры Линой Мкртчан, всегда имеют скрытый лейтмотив – искренняя любовь ко всему, что близко и дорого русскому сердцу: будь то музыка, поэзия или история.
Вечер начался чтением ведущей стихотворения Марины Цветаевой «Собирая любимых в путь». «Если бы могила Марины, – говорила Лина Мкртчан, – была в семейной усыпальнице Цветаевых у Никольского храма на Ваганькове, то на её надгробии, возможно, были бы строки из этого стихотворения.
«Почему Марина оказалась в эпицентре событий тех лет?» «Почему в ней одной высветилась так глубоко история страны?»… Над этими и многими другими вопросами на вечере памяти размышляли ведущая и заполнившая огромный зал аудитория почитателей отечественной культуры, подлинного поэтического слова.
На вечере был показан документальный фильм Ольги Нифонтовой «Вдохновенная Марина». В этой картине отражено, как вырастала Марина в большого поэта, о котором Макс Волошин говорил: «Марина, в тебе материал десяти поэтов и сплошь – замечательных!». Благодаря матери, душевный мир Марины наполнился чувством истории, образами разных культур мира. Благодаря отцу, создателю уникального музея, будущий поэт выработала в себе трудолюбие. Марина поняла, что её стихи – от матери, а воля к ним – от отцовского цветаевского рода.
В фильме Ольги Нифонтовой нет интриг, подлости, грохота трагедий, которые окружали Марину Цветаеву всю жизнь. Есть только то, что выше всего этого – любовь. Любовь к мужу, с которым разделила Цветаева горечь судьбы, стала ему опорой, покидая ради него Родину. Любовь к детям. Такая любовь, когда Марина растворялась в них, о чём свидетельствуют воспоминания её дочери Ариадны Эфрон. Чего стоит одно обращение Цветаевой в предсмертной записке к дерзившему ей сыну: «Мурлыка…». Она учила детей просто и мудро: «Не лейте зря воду, не бросайте хлеба, уберите с дороги камень…».
Главное для Цветаевой было возвращение поэта к своим истокам: травам, деревьям, звёздам…
После просмотра фильма гости вечера: доктор филологических наук Татьяна Геворкян, писатель Сергей Куняев, кандидат филологических наук Михаил Федоров ответили на вопросы зрителей и прокомментировали некоторые аспекты творчества такого сложного и до конца ещё не понятого поэта, как Марина Цветаева.
«Тяготы друг друга носите» – учат стихи Цветаевой. В них искренность, прозрение в глубь каждой вещи. Божиим даром Марины, думаю, можно считать её преданность людям, умение их любить. Лина Мкртчан, которая долгое время была дружна с Анастасией Цветаевой, узнавала через неё её сестру-поэта, уверенна, что Марина видела человека таким, каким его замыслил Бог. А если видела, что человек отходит от этого образа, то досочиняла задумку Божию о человеке. Недаром в скульптурном образе Цветаевой работы Т.М.Соколовой маринины руки сложены к причастию…
Говоря о том, что разнит представителей «Серебряного века» покинувших Родину, оставшихся здесь, принявших новый строй, оставшихся верными старому укладу жизни, однозначного ответа, в чём соглашаются специалисты по литературоведению, быть не может. Для нас же, собирающих осколки уникальной дворянской культуры, впитывающих слово представителей культуры советской, любящих то, что нам дорого, любовью «писателей-деревенщиков», важны все. Но по слову писателя Сергея Куняева, «Вся есениско-клюевская Россия осталась здесь».
Говоря о Марине Цветаевой, нельзя не сказать о её выдающемся отце. Профессор МГУ, искусствовед Иван Владимирович Цветаев полтора десятка лет трудился над созданием уникального музея: по его заказу отливались гипсовые воспроизведения скульптурных оригиналов, собирались коллекции произведений искусств по всему миру, велась переписка на разных языках, в чём принимала участие и Марина. В мае нынешнего 2012 года – столетний юбилей Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Каким задумывался он Цветаевым, какие изменения происходят в нём в последние десятилетия и каким должен быть музей – вопросы, затронутые на прошедшем вечере, и взывающие к сбережению музея – этой жемчужины в короне национальных памятников культуры.
Возвращаясь к Марине и заключая вечер её памяти, автор фильма «Вдохновенная Марина» Ольга Нифонтова сказала: «Для меня в Марине Цветаевой важно чувство Родины. Представители молодого поколения, с которыми приходится мне работать, не слышали русской музыки, не знают русского слова. Показывая фильмы о Василии Белове, Валентине Распутине, приходится объяснять, кто эти люди».
Получается, что в современном мире, где нещадно размывается и подменяется культура, уже не одно поколение стало отчуждённым от своей богатейшей национальной культуры. «Сейчас не надо уезжать заграницу, чтобы ощутить чувство Родины», – заключила Ольга Нифонтова.
Сегодня, когда всё более шатким становится мир, грозят революции, важно помнить те беды, которые выпали на долю лучших людей нашей страны, таких, как Марина Цветаева. Помнить, чтобы не дать совершиться новым бедам.
Ирина Ушакова
2. Не надо идеализировать
1. МАРИНА ЦВЕТАЕВА