Для Тольятти это уже не первый случай, когда мэром города пытается стать представитель нетрадиционных религиозных групп. В 2008 г. свою кандидатуру на выборах выдвигала создатель т.н. «Самарской Академии развития» Светлана Пеунова. Впоследствии она проиграла судебный иск общественному деятелю и социологу Сергею Дьячкову, который сравнил ее организацию с оккультной сектой, а ее сторонников, таким образом, с сектантами. А в середине 90-х годов большое влияние на город оказывала секта «Сахаджи йога», насчитывавшая свыше 80 тыс. адептов и пользовавшаяся покровительством отдельных городских чиновников.
Сайт Regions.ru попросил православных священнослужителей прокомментировать ситуацию.
Директор православной гимназии протоиерей Алексий Новичков, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери села Душоново Щелковского района Московской области, считает, что духовное с мирским смешивать нельзя ни в коем случае. «Церковь существует не по устроению человеческому, а по силе Святаго Духа Божия. Дух Святый устами Святых отцов Вселенских соборов установил те правила жизни, которые проверены веками, которые указывают человеку, как жить, как победить смерть и достигнуть жизни вечной. И в этих правилах четко сказано, что священнослужители не должны участвовать в государственном управлении и принимать на себя попечения иные, кроме тех, на которые они благословлены», - сказал он. «На отколовшихся от Церкви наши правила, конечно, не распространяются. Конечно, тревожно, что позиции, которые могут повлиять на жизнь народа, начинают занимать люди, у которых есть "идеи", и эти идеи противоречат православному мировоззрению. Потому пока у власти люди просто не православные, для нас это, можно сказать, безобидная ситуация. А вот когда появятся люди, у которых будут "идеи", тогда, действительно, придется очень внимательно и с осторожностью смотреть на происходящее», - добавил отец Алексий.
Протоиерей Сергий Махонин, настоятель храма Сошествия Святаго Духа в пос. Первомайском Нарофоминского района Московской области, директор Московской православной гимназии имени Иоанна Богослова, отметил, что если до революции в Госдуме подавляющее большинство составляли православные хотя бы по факту крещения, то сейчас о религиозных взглядах представителей народа трудно сказать что-либо определенное. «В этом смысле мы переживаем переходный период. Вот, например, идея создать православную партию зачастую вызывает очень резкую реакцию, да и политическое влияние представителей иных религиозных взглядов воспринимается очень болезненно», - сказал он. «С одной стороны, болит душа за Отечество, а с другой – для христианина православной традиции искание Града Небесного должно быть важнее. Люди, в общем-то, не хотят участвовать в политических играх, боясь потерять нравственную чистоту», - пояснил протоиерей. «Конечно, если будет допущено такое мощное влияние сектантов на политику, как это было в начале 90-х, ничего хорошего не получится, и с нас спросят, почему мы этому не препятствуем, почему не вмешиваемся, ничего не можем противопоставить? Хотя такие суждения и могут быть следствием непонимания природы Церкви. А почему в нашей русской истории многие святые люди жестко отказывались от земной власти? Так что здесь не все так просто. Это дело внутреннего выбора, кто как сможет послужить Церкви и Отечеству», - заключил он.
Протоиерей Максим Козлов, настоятель домового храма МГУ, считает, что выборы в Тольятти реально покажут меру влияния и авторитета указанных религиозных организаций. «Не вижу оснований опасаться открытой политической и общественной активности, если речь идет об открытой самоидентификации тех или иных религиозных организаций. Значительно более опасной представляется ситуация, когда они мимикрируют под "вообще христианство". Или, например, когда кто-то, называя себя православным, скрывает свою принадлежность к маргинальным группировкам, не имеющим отношения к Московской Патриархии. И вот на телевидении появляются люди, одетые в "спецхалаты", которые на самом деле не являются законно рукоположенными или не запрещенными священнослужителями, но к ним обращаются "батюшка" или "отче", и несведущая аудитория воспринимает их мнение как мнение Церкви», - сказал он. «Склонностью к нераскрытию себя во многих странах были отмечены "церковь" сайентологии и ряд других парарелигиозных организаций. Деятельность таких организаций под видом медицинских, культурных, общественных организаций, но не собственно религиозных, представляется мне более опасной и долженствующей быть раскрытой как не соответствующая уставу их деятельности», - заключил отец Максим.
Игумен Сергий (Рыбко), настоятель храма Сошествия Святаго Духа на апостолов на Лазаревском кладбище, считает, что хотя постановление о том, что священнослужители не имеют право участвовать в выборах, было принято давно, дух его по-прежнему остается верным. «Церковь, общество, государство – все переплетено, и, к примеру, миряне имеют полное право участвовать в выборах. Я вообще считаю, что должна быть партия, которая будет отстаивать права христиан, нужны правовые нормы, касающиеся строительства и открытия храмов, передачи храмам имущества и т.д. А вот священникам избираться нет нужды, каждый должен заниматься своим делом. К примеру, когда известный врач идет в политику, он перестает заниматься наукой, губит свой талант», - говорит он. «Меня не удивляет, что сектанты лезут во власть: понятно, что они там будут отстаивать свои интересы. Хотя, возможно, они преследуют и иные цели: я видел примеры, когда представители оккультных организаций, пользуясь голосами своих прихожан, прорывались во власть, а потом порывали с религиозным прошлым, чтобы преследовать уже исключительно свои собственные интересы. То есть они просто воспользовались доверием людей, чтобы добиться определенного поста в политике», - рассказывает отец Сергий. «Я считаю, что Русская Православная Церковь должна уделять больше внимания своему присутствию на политическом и культурном поле, поскольку за последние 20 лет многое изменилось, и мы оказались не совсем готовыми к этим переменам. У нас есть достойные православные миряне, которые могут успешно отстаивать интересы Церкви в политике», - заключил священнослужитель.
Заведующий кафедрой теологии Рязанского государственного университета игумен Лука (Степанов) с сожалением констатирует, что в современном духовном вакууме в России при попущении властей, нежелающих откровенно ориентироваться на православие, сектанты имеют все возможности для продвижения в политике. «Не ослабляет ли себя Церковь тем, что не участвует в политической деятельности? - Нет, так как Церковь выше стремления к власти и материальному господству, она ищет спасения для своих верноподданных. Мы не завидуем, что сектанты могут избираться на государственные посты, - мы сочувствуем тем правителям, которые делают это возможным», - говорит он. «Сектантство у нас расцвело во времена мрачного беззаконья 90-х годов. Очевидно, что с точки зрения Церкви сектант – это человек поврежденный духовно. Его нужно не гнать, а окружать вниманием и воспитательными мерами. И уж точно не ставить его властителем над теми, кто в своем главном духовном ориентире следует за Господом. Ведь от такого властителя исходит большая опасность. В Америке и в других развитых странах сектанты уже находятся у власти. И если наш Президент не определится со своими духовно-нравственными приоритетами, то угроза прихода к власти сектантов в России реально существует», - предостерегает отец Лука.
У иерея Валерия Буланникова, клирика храма свт. Николая в Отрадном, проникновение проповедников нетрадиционных религиозных учений во власть вызывают серьезные опасения. «С точки зрения Православия, сектанты навязывают искаженное христианство – по сути, антихристианство. Все их «служение Богу» проникнуто духом меркантилизма. И эта «этика богоизбранности» (избран, потому что богат) несется в мир. Это полное извращение Христианства», - сказал он. «Конечно же, попытка использовать политическое давление и навязать народу свою "повестку дня" и свой взгляд на мир и религию экстремально опасна. Люди, занимающие какую-либо должностную иерархическую - именно пастырскую - ступень в своей религиозной организации, не имеют права избираться в органы власти. Или они должны оставить полностью свое служение, выйти за штат. Хотя я бы им и в этом случае не доверял. И если появляются такие кандидаты на государственную должность - это очень опасная тенденция, и Православная Церковь в этом случае должна открыто выступить, по крайней мере, на региональном уровне», - считает священник. «Религиозные организации могут быть представлены в общественных советах, их представители могут выступать в качестве экспертов или консультантов, но принимать участие в работе властных структур они не должны. Иначе возникнет перекос в отношениях Церкви и государства. Возникнет опасность внедрения ложных сектантских (якобы христианских, якобы прогрессивных) идей в сознание людей. Людям нужно, безусловно, объяснять недопустимость этого», - заключил отец Валерий.
Священник Игорь Шумилов, настоятель Воскресенской церкви д. Васильевское Рузского р-на, считает, что если люди, открыто исповедующие свои религиозные взгляды, избираются в парламент, ничего плохого в этом нет. «Главное, чтобы они там не ссорились и работали на благо всей страны, а не только своих единоверцев», - сказал он. «Другое дело, представители тоталитарных сект, рвущиеся к власти: они в силу своей идеологии никогда не станут патриотами нашей страны, не будут на нее работать – для них это вражеская территория. Какая от них будет польза народу и стране? Какая польза от депутатов, лоббирующих их интересы? В этой связи наверное, имеет смысл создать что-то вроде наблюдательного совета», - считает отец Игорь.
Священник Алексий Агапов, настоятель Михаило-Архангельской церкви г. Жуковского Московской области, считает, что перекос в пользу сектантов существует, и уже давно. «В 90-х как было: где-нибудь в провинции приходит в школу сектант в пиджаке и говорит: «Я вам расскажу о Библии» - и целые классы снимают с уроков. А приходит православный священник в рясе с тем же предложением, а ему говорят: «Мы вас не пустим, потому что у нас светская школа». Что-то похожее происходит и сейчас», - сказал он. «Светской властью сектанты не воспринимаются как религиозные деятели. И вот люди, чуждые в силу своей идеологии нашему культурному канону и культурной преемственности, проникают в систему власти и образования. Большинство у нас все-таки относят себя к православным, а с точки зрения сектантов, это неправильная культура – ее нужно менять на «правильную», соответственно нужно перевоспитывать людей, нужно завоевать «чужую», «вражескую» территорию. Поэтому опасения оправданы. Если «музыку заказывать» будет человек, сознательно противопоставляющий свои взгляды взглядам Православной Церкви, то ничего, кроме тревоги и опасения это вызвать не может», - заключил отец Алексий.
Иеромонах Макарий (Маркиш), священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской Православной Духовной Семинарии, считает, что православному духовенству следует предупреждать паству о случаях, когда в политику идут сектанты. «Люди должны понимать, почему наши традиционные религии стоят в стороне от политики, а сектанты лезут во власть, и какие последствия это может иметь. Представители сект лезут в политику, как тараканы, закон им этого не запрещает, а своих правил на этот счет у них тоже нет», - объясняет отец Макарий. «Понятно, какие опасности таит приход к власти сектантов. Человек таких убеждений одновременно представляет интересы своей секты, проталкивает ее идеи, и выступает как избранный представитель народа. Конечно, это приведет к разного рода социальным конфликтам, разрушению нашего государственного строя», - убежден он.