Главная причина, по мнению ученого – «в головах», и потому материальные меры здесь не помогут. «Давая людям деньги или какие-то материальные блага, возможно лишь ускорить реализацию имеющейся потребности в детях. А проблема в том, что потребность в детях сегодня у населения очень низкая. Если большинство россиян не хотят иметь больше двух детей, то давая им деньги, мы никогда их и не заставим рожать больше. Но мы можем дать им материнский капитал, и они, глядя на это и понимая, что надо брать, пока дают, могут родить второго ребенка не в течение 10, а в течение 3 лет. Да, но таким образом мы способствуем тому, что впоследствии, когда репродуктивная потребность будет выполнена, в будущие годы нас ждет демографический провал, более сильный, чем он был бы без этих мер: потребность в детях семьями уже реализована, а третьего ребенка они не хотят. Третий ребенок – это ключевая проблема нынешнего демографического развития. И как повлиять на эту потребность, чтобы увеличить хотя бы лояльность к трехдетности, а впоследствии развить установки на трех-четырехдетную семью – вот это ключевая задача демографии», – считает Игорь Белобородов.
В качестве примера эффективной работы в этой сфере, директор Института демографических исследований привёл «грузинский опыт». «В Грузии рождаемость повысилась более чем на 20%, когда Патриарх Илия II публично заявил, что готов лично крестить каждого третьего грузинского ребенка, в какой части Грузии тот бы ни родился. И такое воздействие на ментальность, на ценностные ориентации очень эффективно. Мы никогда не преодолеем демографическую убыль, если не изменим отношения к абортам, контрацептивным средствам, которые также имеют зачастую абортивный характер, инвалидизируют женское здоровье», - заключил он.
«Возможно ли, на ваш взгляд, повлиять на ценностные установки общества так, чтобы трехдетная семья стала нормой? Какие пути такого воздействия вы видите?» - с такими вопросами корреспондент издания обратился к православным священнослужителям.
Главный редактор журнала «Наследник», отец девяти детей, протоиерей Максим Первозванский говорит, что «процесс восстановления демографической ситуации требует большого времени, которого практически уже нет». «У нас постоянно говорят о проблеме смертности-рождаемости, но при этом некоторые цифры не принято называть. Так вот: в 2020 году женщин репродуктивного возраста будет в два раза меньше, чем сегодня, поскольку в этот возраст вступят девочки, рожденные в 90-х годах», - объясняет он.
«Безусловно, решать сложившуюся проблему надо с помощью духовного и материального воздействия. Есть же успешные опыты других стран, например Польши, где рождение ребенка серьезно стимулируется. Например, с рождением третьего ребенка с семьи полностью снимается долг по ипотеке. Грузинский опыт, конечно, нам не очень подходит, поскольку наши люди часто не отличают митрополита от архимандрита или приходского священника», - рассуждает отец Максим.
«В той капиталистической системе, в которой мы живем, рождение ребенка является ударом по семье. Существует даже теория, по которой появление на свет третьего ребенка переводит семью на социальную ступеньку ниже. Как решить все эти проблемы? Надо понимать, что мы живем не ради материального благополучия. Должна быть осязаемая целевая поддержка семей. Необходимо ломать сложившийся стереотип о том, что многодетные семьи "плодят нищету". К примеру, православные семьи, как и мусульманские, рожают детей помногу - так что здесь важный вопрос еще и о приобщении людей к православным ценностям», - заключил он.
Протоиерей Александр Борисов, настоятель храма святых Косьмы и Дамиана в Шубине, отметил, что Чечня, Алтай и Тува по психологии и образу жизни отличаются от большинства регионов России. «Надо смотреть правде в глаза. В больших городах условия жизни совсем другие. Здесь решающим фактором является жилье, нормальные жилищные условия. Не знаю, возможно ли в целях повышения рождаемости изменить ценностные ориентиры людей, но решение жилищной проблемы однозначно положительно скажется на демографии», - сказал он. «Сейчас возможности малообеспеченных людей улучшить жилищные условия, а, тем более, получить бесплатное жилье по сравнению с советским временем резко снизились. Строительство муниципального жилья сократилось в 20 раз! Самое главное – жилье, тогда демография исправится. Это главный рычаг по повышению рождаемости. А все эти субсидии, материнский капитал, какие-то выплаты – все это полумеры и какие-то уловки», - уверен священник
Священник Димитрий Лин, клирик Храма святителя Николая на Трех Горах, согласен, что демографическая проблема связана сколько не с материальным благосостоянием, сколько с ценностными ориентациями людей. «Современная цивилизация потребления стремится создать человеку наиболее комфортные условия для его существования, а воспитание ребенка - это самый большой труд, который человек совершает в своей жизни. И до тех пор, пока у людей будет ориентация на потребление благ, мы не сможем решить демографическую проблему», - говорит священник.
«Сейчас людям внушают, что семья - это архаический инструмент. Если мы посмотрим на реальное демографическое положение, то увидим, что многие дети воспитываются не в полных семьях. Все делается для того, чтобы в сознании населения размыть эту ориентацию на создание семьи, на заключение брака. Чрезвычайно распространилось то, что Церковь называет блудом, - когда люди вступают в интимные отношения вне брачной жизни. К сожалению, утвердилась такая точка зрения, что это не является грехом в полном смысле слова, причем часто так считают даже люди, которые называют себя христианами», - сетует отец Димитрий.
Основная причина низкого уровня рождаемости - развращенность населения, и как результат: люди боятся брать на себя ответственность и не хотят иметь детей. Соответственно решением является духовно-нравственное воспитание детей и молодежи, создание таких условий, чтобы люди были ориентированы на создание семьи, заключение брака», - заключил священник.
Главный редактор официального сайта Ставропольской и Невинномысской епархии, преподователь Ставропольской духовной семинарии, клирик храма целителя Пантелеимона в Ставрополе священник Антоний Скрынников считает очевидным, что никакие меры материальной поддержки не смогут исправить ситуацию с демографией в стране. «На протяжении последних десятилетий с помощью СМИ наш разум засорялся всем чем угодно. Пока в России не появится национальная политика в области СМИ, рожать детей будет "не модно"», - сказал он.
«Вот в Ростове-на-Дону служит прекрасный священник протоиерей Иоанн Осяк. У него 18 родных детей! Много ли в России людей знают об этом батюшке, часто ли его показывают на центральных каналах? Зато нам каждый день показывают престарелых звезд шоу бизнеса, которые вместо того, чтобы идти на пенсию, выходят замуж, создают и разрушают браки, имеют детей от разных мужей», - возмущается священник. «У нас уничтожено понятие матери как хранительницы очага, продолжательницы рода. Типаж матери на нынешнем ТВ – дура и истеричка. В качестве примера можно привести подобный образ из популярного сериала "Счастливы вместе"», - отметил отец Антоний. Вторая причина демографического кризиса - убийство детей. Если мы не начнем объяснять нашим женщинам, что аборт - это убийство и преступление, никакие льготы и выплаты не помогут. Если женщина готова пойти на такое жуткое преступление, то проблема действительно в "головах"», - заключил он.
Священник Андрей Алексеев, клирик храма св. мчц. Параскевы Пятницы в Качалове, согласился, что демографическая проблема напрямую связана с духовно-нравственным состоянием общества. «Я бы сказал, что нежелание иметь детей - не в голове, а в сердце. Только сердцем человек может осознать, что он Божье чадо, и что он ответственен за свой род и свое потомство, за свою Родину. Поэтому в первую очередь нужно разбудить человеческое сердце. И мы, люди верующие, церковные должны достучаться до человеческого сердца. И здесь Патриарх Илия подает просто поразительный пример!» - сказал он. «И наша Церковь не молчит. Она призывает людей сохранить семью, она прямо называет аборт убийством, призывает задуматься над тем, что человек скажет на Страшном суде. И мы все должны потрудиться на этой ниве, используя все формы просветительской и миссионерской работы», - добавил священник. «Как бы ни было горько сознавать, что мы вымираем, все равно нужно трудиться и делать свое дело, уповая на Бога. Самое главное сейчас – это духовно-нравственное просвещение и воспитание и юных, и взрослых», - заключил он.
Иеромонах Димитрий (Першин), и.о. председателя Миссионерской комиссии при Епархиальном совете г. Москвы, председатель комиссии по биомедицинской этики и медицинскому праву Синодального отдела по делам молодежи Московского Патриархата, согласился, что именно ценностные векторы задают парадигму поведения. «В этом Игорь Белобородов, конечно, прав. Если ориентироваться только на заработок и потребление, то в стране перманентной "катастройки" очень сложно убедить себя, что, родив ребенка, ты сможешь дать ему образование, что у него будет будущее. Только сверхмотивация – религиозная мотивация – дает уверенность человеку, что он сможет выстоять, изменить ситуацию к лучшему и Бог не ставит его. Поэтому и актуальна для России, казалось бы, парадоксальная афонская формула "Православие или смерть". Либо страна сможет увидеть за горизонтами экономики и политики высший смысл жизни и понять, что и сейчас можно быть счастливым и принести счастье детям, как бы трудно это не было, либо мы обречены на вымирание», - сказал он.
«Конечно, это комплексная проблема. И семью нужно поддерживать, в том числе и материально. Здесь, по-моему, для нас было бы полезно обратиться к опыту Франции. Государственная власть там посчитала, что актуальнее инвестировать средства в развитие семьи, нежели только в производство, скажем, вина, самолетов и ракет, и сумела вывести страну из демографического кризиса. России вполне по силам оказывать материальную поддержку женщинам в период беременности и значительно увеличить выплаты на содержание детей. В госбюджете средства на это есть. Ведь женщины в большинстве случаев идут на аборт не потому, что не хотят детей, а потому, что их просто нечем кормить, нет денег на элементарное выживание», - считает отец Димитрий. «Это также вопрос ценностей и для представителей государственной власти, чиновничьего аппарата. Если чиновники почувствуют, что государство действительно настроено на повышение рождаемости, они будут заниматься этой проблемой», - уверен он.
«Опыт Грузинской Православной Церкви - это хороший повод подумать о том, чтобы если не сам Патриарх, то, по крайней мере, епископы вполне могли бы крестить малышей, родившихся третьими или четверыми. Очень важно также изменить и ментальность наших врачей, которые фактически вынуждают женщину идти на аборт под угрозой рождения больного или неполноценного ребенка. В цивилизованных странах принято все-таки выхаживать ребенка, с каким бы диагнозом он ни родился. Пока мы будем оправдывать убийство детей необходимостью сэкономить какие-то средства, общество будет разрушаться. Наша помощь детям с синдромом Дауна и им подобным - это цена нашей человечности, альтернатива которой - медицинский фашизм. Долг врача - поддерживать женщину в её материнстве, помогать ей, не убивая, но спасая её и её детей. В этом отношении будущее России во многом зависит от преподавания биоэтики в медицинских вузах», - заключил священник.
Иеромонах Тихон (Зимин), преподаватель МДАиС, отметил, что в среде воцерковленных православных «проблемы третьего ребенка» нет. «Почти во всех таких семьях – трое и более детей. Ценностная система здесь в полном порядке. Ничего стимулировать не надо, самое главное – не мешать», - сказал он. «Вера в Бога свидетельствует, что Бог каждого человека любит и заботится о нем, что каждый человек уникален. Проблемы у тех, кто далек от Бога, от веры. До их сердец и нужно достучаться в первую очередь, пробудить веру и сознание православного человека. Патриарху Илии это удалось», - отметил отец Тихон. «Сейчас главная задача – это православное воспитание, привитие истинных евангельских ценностей. Чадородие - это дар Божий. Воспитание детей - действительно нелегкий труд, но это тоже путь ко спасению души, который мы совершаем с помощью Божией», - заключил он.