«Мы живем в период кардинальных перемен в экономической жизни всего мира. Никогда еще столь быстро не обновлялись технологии. Многое из того, что нас сегодня привычно окружает, казалось фантастикой лет пятнадцать-двадцать назад. Никогда не была столь острой борьба за лидерство в глобальной конкуренции, и мы видим, как страны, позиции которых еще вчера казались незыблемыми, начинают уступать тем, к которым еще недавно относились со снисходительным пренебрежением. Никогда люди не сталкивались со столь огромными рисками техногенных катастроф, никогда не были столь серьезными угрозы природной среде. Но и возможности человечества никогда не были столь велики. Выигрывает тот, кто полнее других использует новые возможности», - отмечает В.Путин.
В подобных обстоятельствах, уверен премьер, «важно обеспечивать стабильное поступательное развитие нашей экономики, максимальную защищенность наших граждан от ударов кризисов и, вместе с тем, неуклонное и быстрое обновление всех аспектов хозяйственной жизни – от материально-технической базы до подходов к экономической политике государства».
Отмечая, что после развала Советского блока Россия «должна была вписываться в глобальное разделение труда, где основные центры силы и пропорции сложились без нее – больше того, сложились в противостоянии с СССР», В.Путин убежден, что «в этих условиях мы смогли, тем не менее, построить экономику, которая стала органичной частью мировой». «Больше четверти ВВП России – это результат продажи на мировом рынке газа, нефти, металлов, леса, других сырьевых продуктов или продуктов первого передела», - констатирует Путин. «Сегодня Россия зависит от мировой экономики, интегрирована в нее очень сильно – сильнее, чем большинство других стран», - говорится в статье.
Признавая, что «общим местом стала констатация сырьевого характера экономики», что «советский народнохозяйственный комплекс, автаркический и замкнутый - был просто не приспособлен к работе в новых условиях», Путин отмечает, что «фактически мы пережили масштабную деиндустриализацию», «потерю качества и тотальное упрощение структуры производства». «Отсюда крайне высокая зависимость от импорта потребительских товаров, технологий и сложной продукции. От колебания цен на основные экспортные товары - т.е. от факторов, которые мы, по большому счету, не контролируем», - признает он. Однако, убежден премьер, «иметь экономику, которая не гарантирует нам ни стабильности, ни суверенитета, ни достойного благосостояния - для России непозволительно». «Нам нужна новая экономика, с конкурентоспособной промышленностью и инфраструктурой, с развитой сферой услуг, с эффективным сельским хозяйством. Экономика, работающая на современной технологической базе. Нам необходимо выстроить эффективный механизм обновления экономики, найти и привлечь необходимые для неё огромные материальные и кадровые ресурсы», - говорится в статье.
Однако, полагает Путин, «в диверсификации экономики мы не можем рассчитывать на протекционистские меры», поскольку «чрезмерный протекционизм всегда приводит к застою, низкому качеству и к высоким ценам». «Сейчас никто не будет повторять опыта Советского Союза, который в условиях противостояния с Западом сформировал полностью автономную технологическую базу», - убежден премьер.
По словам Путина, есть другой сценарий: «Россия обязана занять максимально значительное место в международном разделении труда не только как поставщик сырья и энергоносителей, но и как владелец постоянно обновляющихся передовых технологий как минимум в нескольких секторах». Кандидатами на роль этих секторов, по его словам, являются такие отрасли, как фармацевтика, высокотехнологичная химия, композитные и неметаллические материалы, авиационная промышленность, ИКТ, нанотехнологии, атомная промышленность и космос. Впрочем, оговаривается Путин, «список не закрыт – все зависит от конъюнктуры мирового рынка и не в последнюю очередь – от инициативы предпринимателей и работников самих отраслей».
«Именно приоритетами промышленной политики были продиктованы наши действия по созданию крупных госкорпораций и вертикально интегрированных холдингов – от Ростехнологий и Росатома до ОАК и ОСК. Цель была – остановить развал интеллектуальных отраслей нашей промышленности, сохранить научный и производственный потенциал за счет консолидации ресурсов и централизации управления. Эта цель может считаться достигнутой», - считает В.Путин.
При этом, замечает Путин, «ошибочно на основании нашей работы по собиранию, реструктуризации и предпродажной подготовке активов делать выводы о разрастании госкапитализма»: «По каждой компании у нас сегодня есть план по их реорганизации, выводу на рынок. Часть их будет превращена в публичные компании с последующей продажей пакетов акций. Это затронет Ростехнологии, Росавтодор, Росатом в его гражданской части и ряд других госкорпораций. Это работа не одного дня, но и тянуть ее до бесконечности мы не можем. Считаю возможным до 2016 снизить долю участия государства в некоторых сырьевых и завершить процесс выхода из капитала крупных несырьевых компаний, которые не относятся к естественным монополиям и оборонному комплексу. Мы рассчитываем на активное участие российского капитала в приватизации и дальнейшем развитии высокотехнологичных активов».
«Хочу при этом отметить, что приватизация носит не фискальный, а структурный характер. То есть мы продаем не только для того, чтобы получить дополнительные деньги в бюджет, а в первую очередь для того, чтобы повысить уровень конкуренции в экономике, расчистить поле для частной инициативы», - поясняет Путин. Соглашаясь с тем, что «приватизация 90-х годов, включая залоговые аукционы, была нечестной», премьер считает, что сегодня «существенно выросла» социальная ответственность бизнеса.
Коснувшись вступления России в ВТО, Путин пишет: «Мы вступили туда именно потому, что имеем экономику, сильно зависимую от внешнего рынка и в производстве, и в потреблении». «Вижу все вызовы для ряда наших отраслей со вступлением в ВТО. Хочу заверить – буду делать все, чтобы максимально смягчить трудности переходного периода. Но все производители промышленных товаров должны ясно понять – время национальных рынков прошло. Уютных ниш больше не будет. В высокотехнологичном производстве существует только один, глобальный рынок», - подчеркивает премьер.
Главной задачей экономического развития России В.Путин считает «восстановление инновационного характера нашей экономики». «Надо начинать с университетов – и как центров фундаментальной науки, и как кадровой основы инновационного развития. Международная конкурентоспособность нашей высшей школы должна стать нашей национальной задачей. Мы должны иметь к 2020 году несколько университетов мирового класса по всему спектру современных материальных и социальных технологий», - отмечает премьер. Согласно плану Путина, «для РАН, ведущих исследовательских университетов и государственных научных центров должны быть утверждены десятилетние программы фундаментальных и поисковых исследований», но «такие программы надо будет защищать, а по ходу их исполнения – регулярно отчитываться». Для этого, обещает Путин, «будет в несколько раз – до 25 миллиардов рублей в 2018 г. - увеличено финансирование государственных научных фондов, поддерживающих инициативные разработки научных коллективов».
Вторая сторона технологической модернизации – это максимально быстрое освоение импортируемых технологий, считает премьер. «Мы имеем неплохой опыт промышленной сборки автомобилей – сегодня уже половина "иномарок" собрана руками российских рабочих, а наши потребители забыли и думать о разнице в качестве сборки "здесь" и "там". Теперь дело – за локализацией и созданием здесь, в России, центров технологического развития. Большая часть бытовой техники известных фирм производится в России, крупнейшие фирмы-производители пищевой продукции продают у нас исключительно продукцию местного производства», - отмечает Путин. Поэтому главной задачей премьер видит, чтобы теперь иностранные компании «стали бы здесь, в России, создавать новые технологии и новые продукты».
«Но есть огромные сектора, где наша технологическая и организационная культура "застряла" в прошлом веке. И не в последнюю очередь потому, что покупаем отдельные единицы оборудования, но забываем о производственной логистике, о контроле качества, а иногда и об элементарной технологической дисциплине. Самые крупные из таких секторов – это, конечно, строительство и транспорт», - подчеркивается в статье. Для решения этой проблемы Путин предлагает интенсивной освоение территории России, поскольку расширение «агломерационного радиуса» наших городов в 1,5-2 раза увеличит доступную территорию в несколько раз, а это, убежден Путин, позволит снизить стоимость жилых и производственных помещений на 20-30%.
Отдельная тема, по словам Путина – сельское хозяйство. По его мнению, «аграрный сектор нашей экономики демонстрирует за последние годы хорошие темпы роста».
Отвечая на поставленный им же самим вопрос: «Где взять капитал?», Путин пишет: «главный источник создания новых производств, новых рабочих мест – частные инвестиции». Но здесь, признает он, «ситуация далека от радужной»: «Мы проигрываем странам-конкурентам по инвестиционной привлекательности. Мы имеем значительный отток капитала из России». Для решения этой проблемы Путин предлагает увеличить размер внутреннего рынка, «что сделает его более привлекательным для прямых инвестиций» и улучшить «деловой климат в стране». Пока же, признает Путин, «мы проигрываем в "конкуренции юрисдикций" - работающий в России бизнес часто предпочитает регистрировать собственность и сделки за границей». Причина же этому, убежден премьер в системной коррупции. А чтобы победить ее, «мы должны изменить само государство, исполнительную и судебную власть в России». Необходимо, также, считает Путин, «изменить всю идеологию государственного контроля за деятельностью бизнеса, резко ограничив эти функции», а «новая стратегия должна основываться на "презумпции добросовестности" бизнеса - исходить из того, что создание условий для деятельности добросовестных предпринимателей важнее возможных рисков, связанных с недобросовестным поведением». Также Путин предлагает вовлекать в развитие национальной экономики средства населения через пенсионные и доверительные фонды.
Отмечая, что государством уже взяты немалые долгосрочные бюджетные обязательства в социальной сфере, в связи с модернизацией Вооруженных сил, для развития здравоохранения, образования, строительства и ремонта дорог, Путин предлагает следующие меры по их выполнению: «Четкий выбор приоритетов, отказ от всего избыточного. Жесткий контроль за стоимостью и качеством строительства, ценами при госзакупках. А по сути – ликвидация "откатов" при использовании государственных денег как на федеральном, так и на региональном уровнях. Мы должны с этим справиться, и это позволит нам сэкономить, по оценкам, как минимум 5%, а возможно и 10% бюджета – от 1 до 2% ВВП ежегодно». «В бюджетной сфере требуется решительный отказ от инерции, когда мы продолжаем финансировать учреждения вместо социальных услуг, которые они должны предоставлять. Везде, где это возможно, надо перейти на нормативно-подушевое финансирование, когда деньги закрепляются за гражданами, которые обращаются за услугами, развитие конкуренции. Это еще 10-15% внутренней экономии, за счет которой мы, не изымая эти средства из социальных секторов, сможем повысить зарплаты учителям, врачам, профессорам университетов, обеспечить больных лекарствами», - предлагает Путин. Кроме того, отмечает премьер, «нужна сбалансированная пенсионная система, что снизит уровень трансфертов из бюджета в Пенсионный Фонд» и понадобится определенный «налоговый маневр», который можно осуществить, подняв налоги на по ряду направлений: дорогая недвижимость, потребление люксовых товаров, алкоголя, табака, сбор рентных платежей в тех секторах, где он пока занижен.
«Задача номер один - восстановление долгосрочного соответствия между величиной государственных доходов и расходов. Связь между ними ослабла в период кризиса, когда значительные ресурсы выделялись на смягчение внешних шоков. Это произошло в большинстве стран, сильно затронутых кризисом. Однако именно негативный опыт стран Евросоюза и США ясно показывает, насколько опасно нарушение бюджетной сбалансированности и с экономической, и с социальной, и с политической точки зрения. В России проблема усложняется высокой зависимостью доходов государства от цен на нефть и газ», - отмечает Путин.
«Новая экономика России – это экономика диверсифицированная, где, кроме современного ТЭК, будут развиты и другие конкурентоспособные сектора. Доля высокотехнологичных и интеллектуальных отраслей в ВВП должна к 2020 году увеличиться в полтора раза. При этом высокотехнологичный экспорт России вырастет вдвое. Это – эффективная экономика, с высокой производительностью труда и низкой энергоемкостью. Мы должны значительно сократить отставание от стран-лидеров. Это значит, что надо обеспечить рост производительности по экономике в 2 раза, а в ключевых секторах – выйти на уровень производительности, сопоставимой или даже выше, чем у наших конкурентов. В противном случае у нас просто не будет надежды на успех в глобальной конкуренции. Это – высокопроизводительные рабочие места с высокой оплатой. Средняя заработная плата по экономике вырастет в реальном выражении в 1,6-1,7 раза, почти до 40 тысяч рублей в ценах 2011 года. Номинально она, конечно, будет выше. Это – экономика постоянно обновляющихся технологий. Доля предприятий, внедряющих технологические инновации, должна вырасти в два с половиной раза к концу десятилетия с нынешних 10,5 до 25%, то есть достигнуть сегодняшнего среднеевропейского уровня. Это экономика, где малый бизнес представляет не менее половины рабочих мест в экономике. При этом значительная часть малого бизнеса 2020 года – это должны быть сектора интеллектуального и творческого труда, работающие в глобальном рынке, экспортирующие свои продукты и услуги. (…) Обновленная экономика должна дать перспективу реализации каждому – и предпринимателям, и работникам бюджетной сферы, инженерам и квалифицированным рабочим. В этом - смысл социального измерения экономики, о котором я предлагаю поговорить в следующей статье», - резюмирует Владимир Путин.