«…История показывает, что до сих пор у русских не было положительного опыта жизни в диаспорах. Видимо, русскому человеку тяжело жить без России в сердце. Хотя, тут нужно четко понимать, что понятие "русский" никак не исчерпывается только, скажем, этнической принадлежностью. Как выразился один шолоховский герой: "Думал я, что ты русский человек, а ты оказывается - дерьмо неизвестной национальности!" Если оглянуться, то у нас подобных персонажей, метко припечатанных этим высказыванием, вокруг сплошь и рядом. И напротив - мне случалось знавать немало русских по духу, являвшихся "по-паспорту" и латышами, и евреями, и кавказцами. То есть, главный критерий "русскости" заключается не в крови, но в духе, в особом образе мышления. Так вот, очевидно, русский дух требует постоянной подпитки от родной земли, её особых энергий. Оказавшись вне России, русские могут самоорганизовываться, создавать какие-то общины, структуры, но со временем неизбежно растворяются в среде иноплеменных. Взять классический пример белой эмиграции в Европе: 20-30 лет и община исчезла, распалась - те, кто постарше, вымерли, молодые ассимилировались. То же может ожидать и нас, если мы прервем духовную связь с Россией, которая пока еще поддерживается. И тут главное не поддаться на обман лукавых провокаторов, доказывающих, что мы-де, уже "не такие", мы "европейские русские" и не похожи на тех русских, что живут в России. Да, чем-то, конечно, не похожи. Но если мы поддадимся соблазну и перестанем ощущать себя частью великой русской цивилизации, то неизбежно исчезнем, как носители русского национального духа, перестанем быть русскими людьми. Иван Тургенев писал: "Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без неё не может обойтись. Горе тому, кто это думает, вдвойне горе тому, кто действительно без неё обходится"», - заявил в интервью ИА Regnum-Балтика известный латвийский историк, писатель и кинодокументалист Игорь Гусев.
Говоря о деятельности латвийских националистов, И.Гусев отметил, что «"нцики" стремятся к ассимиляции русских в силу собственной трусости». «Та же их истерика в связи с грядущим языковым референдумом связана с паническим страхом - русских они очень боятся, до икоты, до мокроты в штанах. Не случайно ведь латвийская "национальная элита" сделала западный выбор - и сейчас речь идет о традиционном иррациональном ужасе Запада перед Россией. Хотя в случае с Латвией этот страх совершенно необоснован, поскольку на духовном уровне русский и латыш всегда являлись собратьями. У нас во многом общая история, а былое балтославянское единство до сих пор присутствует во многих культурных, исторических, лингвистических элементах. Поэтому, куда правильней было бы опираться на то немалое общее, что у нас есть, нежели раздувать вражду и конфронтацию. Потому что, если все время сжимать пружину, то в один момент она может разжаться и нанести неслабый такой удар... Но, по сути, между русскими и латышами даже сейчас, слава Богу, нет настоящей ненависти - есть, самое большее, взаимное недоверие, подогреваемое "тёмными сущностями" из латвийского Сейма», - продолжил эксперт.
Историк сообщил, что в интернете выложен его документально-публицистический фильм «Латвийские русские: десять веков истории». «Согласно достоверным научным данным, наши предки жили здесь еще более тысячи лет тому назад! Крайне любопытна история балтийских славян вендов, которые в нынешних латвийских школьных учебниках вообще не упоминаются (впрочем, как и в российских). А ведь венды оставили в Прибалтике свой след в обычаях, топонимике и даже в государственной латвийской символике - их красно-белый флаг возродился сквозь века в виде государственного флага Латвии. Зато в учебниках есть имена "правителя" Ерсики Висвалдиса и "правителя" Кокнесе Ветсеке - оба они считаются в Латвии национальными героями. Забывают только указать, что настоящие имена обоих были чисто русские - Всеволод и Вячко (Вячеслав)! Генрих Ливонский в своей хронике прямо называет их владения "русскими княжествами". Оба они происходили из рода полоцких князей, на подвластных им землях исповедовалось православие, которое потом немецкие завоеватели искореняли и заменяли католичеством», - добавил Гусев.
Он отметил, что в латвийских учебниках все, что связано со словом «русский», дышит сплошным негативом. «Пишется, что древние славяне постоянно нападали на предков латышей, пытаясь их ограбить и поработить. Однако большая часть территории нынешней Латвии входила в административную систему Древней Руси. И вошли эти земли мирно. Это эпоха (XI век) - период резкого роста благосостояния древних латышей и свидетельством тому служат археологические раскопки богатых захоронений местных жителей, когда в изобилии находят металлические украшения, дорогое оружие, остатки ценных предметов, привезённых издалека. Так получилось не случайно. Например, варяги, о которых так много пишут летописи - это не скандинавы, как утверждают "норманисты", а славяне с берегов Балтики. Варяги были мореходами, торговцами, воинами и проживали на территории нынешней Восточной Германии. Сами германцы называли их венедами, или вендами. Колонии вендов были и в Эстонии, и на берегу Рижского залива, и в Швеции, и в Дании, и в Норвегии. Недаром Балтийское море вплоть до XVI века называлось Варяжским, а Рижский залив - Вендским. Основатель русской державы варяг Рюрик был выходцем с балтийского острова Рюген, где в городе Аркона находилась главная святыня поморских славян - святилище бога Святовита. Все эти земли были позднее завоёваны германцами, но до сих пор в Германии проживают лужичане-сорбы, последний осколок великого вендского племени. Одним словом, в каждом русском есть частица крови наших предков - балтийских славян-варягов. И я не понимаю, в угоду какой политкорректности мы должны замалчивать бесспорные исторические факты?» - вопрошает историк.
Он также напомнил, что сегодняшний Тарту, он же Юрьев, был основан в 1030 году князем Ярославом Мудрым (Юрий - его христианское имя). «Название сегодняшней Краславе дали славяне-кривичи, и, по легенде, была она в Х столетии вотчиной полоцкой княжны Рогнеды Гориславы. Нынешняя Валмиера в летописях фигурирует как город Володимерец, названный в честь князя Владимира псковского, родного брата знаменитого Мстислава Удалого, геройски погибшего в битве на Калке... Я нередко провожу экскурсии по Риге и вижу, что люди не знают даже элементарных вещей про свой город, например то, что целый рижский квартал в XIII веке назывался "Русским". Или естественный вопрос: кто основал Ригу? Везде написано, что епископ Альберт. Но ведь и до постройки немецкого укрепления в излучине речки Риги существовали поселения местных жителей - торговцев и ремесленников. Это отодвигает привычную нам дату - 1201 год - еще дальше в глубь веков. Но отчего-то в путеводителях не пишут, что на территории Старой Риги неоднократно находили предметы вендского происхождения! По поводу рождения имени столицы Латвии существует много версий. Но то, что еще в XVI веке немецкий просветитель Филипп Меланхтон высказал мысль, что Ригу основали выходцы со славянского острова Рюгена - этого вы нигде не услышите. Нынешний остров Рюген, находящийся у берегов Германии, носил в древности славянское имя Риген, Руян (у Пушкина - остров Буян). В древнейших слоях Риги археологи находили четырёхликие статуэтки, яркий признак культа бога Святовита. Известный латвийский археолог Андрис Цауне прямо связывает эти находки с вендским влиянием», - продолжил эксперт.
И.Гусев заметил, что, будучи рожденным в Латвии, никуда не собирается отсюда уезжать. «…С чего бы это мне оставлять землю моих пращуров только потому, что этого хотят какие-то оголтелые "нацики"? Между Латвией и Россией существует незримая духовная связь. Земля русская - особая земля, она собиралась нашими предками как удел Пресвятой Богородицы (таково её историческое духовное наименование). Пресвятая Дева осеняет своим высоким духовным покровительством и Россию, и Латвию. То есть, Латвия и Россия - это единое духовное целое! Вообще, влияние России на этот регион было исключительно благотворным. С приходом "русских оккупантов" в XVIII веке закончились бесконечные конфликты, раздиравшие эту несчастную территорию, а ее народы получили возможность спокойно жить, развиваться, накапливать свой культурный потенциал и расти в численности "под сенью дружеских штыков". Мы, местные русские, не собираемся бороться против независимости, мы уважаем Латвию в качестве суверенного государства. Дай Бог России решить свои политические и экономические задачи, мы не собираемся вешаться к ней на шею. С нашей стороны Латвии, как государству, ничего не грозит», - продолжил историк.
Он процитировал слова немецкого профессора Вальтера Шубарта, который утверждал: «Западноевропейский человек рассматривает жизнь, как рабыню, которой он наступил ногой на шею... Он не смотрит с преданностью на небо, а, полный властолюбия, злыми враждебными глазами глядит вниз, на землю. Русский человек одержим не волей к власти, а чувством примирения и любви. Он исполнен не гневом и ненавистью, а глубочайшим доверием к сущности мира. Он видит в человеке не врага, а брата».
«Однако, "тёмные сущности" не случайно так яростно бьются за то, чтобы разделить, перессорить нас. Все эти люди, которые борются против русского языка, против нашей очевидной общей истории, они же просто одержимы бесами. Их же пожалеть надо! Прикрываясь псевдопатриотической риторикой, "тёмные" отчаянно бьются за разделение народов, поддерживают раскол, сталкивая Латвию в чёрную пропасть. Это они руководят "языковыми комиссиями", организовывают этнические чистки, принимают несправедливые, дискриминирующие законы. Только насилие и злоба! В своих поступках они руководствуются исключительно ненавистью. В их действиях нет любви, лишь чувство мести и лютой злобы. Но жестокость порождает жестокость, агрессию - агрессия, а ведь миром правит, я считаю, Божественная Любовь. Мы должны противопоставить гонениям добро, веру, любовь и спокойствие. Русские должны помнить, что мы дети великого народа, потомки достойных предков - и вести себя соответственно... Часто вспоминаю слова св. Иоанна Кронштадтского: "Русский человек должен понять, что Россия - это подножие Престола Господнего, и благодарить Бога за то, что он русский!"», - процитировал словам святого И.Гусев.
«Не претендую на лавры Кассандры и не берусь предсказать, как поведет себя основная масса латышей. Но искренне надеюсь, что они смогут понять боль и надежду своих русскоязычных соседей, друзей и родственников. Ведь ни в коем случае не надо путать простых латышей и властную верхушку. А вот последняя как раз внушает серьезные опасения по поводу своей адекватности. Знаете, если мне предложат на выбор с кем иметь дело, с дураком или жуликом - я, пожалуй, предпочту жулика. Он хоть адекватен, чётко понимает свою выгоду и с ним больше возможностей договориться. Однако, боюсь, нами правят именно дураки. Когда без малого двести тысяч законных граждан твоей страны высказывают мнение - к этому стоило бы, как минимум, прислушаться. А ведь за спиной этих двухсот тысяч еще стоят свыше трехсот тысяч неграждан. Полмиллиона человек, да еще в такой маленькой стране! Когда они открыто заявляют, что чувствуют себя неравноправными и угнетенными - это сигнал, который необходимо принять к сведению. А вместо этого власти совершенно парадоксальным образом дают понять, что мнение этого полумиллиона человек гроша ломаного не стоит, они ни на что не влияют! Это позиция остолопа, надеющегося перекричать надвигающийся ураган. Обычно так дети малые во время пожара в доме прячутся от него под диван, не думая о последствиях. Наиболее радикальные "нацики", так те вообще открыто говорят: "Наша цель - чтобы вас не было, как народа". Физически они не готовы (пока) нас уничтожать - и слава Богу! А вот напакостить всевозможными способами - это пожалуйста. Сейчас идет последовательно-наступательная борьба за уничтожение России, как таковой. И мы, как передовой, западный форпост русского народа, подвергаемся, естественно, первому удару. Но я надеюсь, что и у русскоязычной общины достанет ума не поддаться на провокации националистической верхушки и не низвести это великолепное достижение в виде почти двухсот тысяч собранных за русский язык голосов до кровавого мордобоя и уличных беспорядков. Надеюсь и верю в это!» - восклицает эксперт.
Он отметил, что русские, не желающие быть ассимилированными латышами, должны «хранить в себе русский дух, память предков и нравственные ценности русского народа». «Но важно подтверждать свой внутренний настрой и конкретными делами - хотя бы в малом. Хочу привести один хороший пример. Мы регулярно проводим субботники в Саласпилсе. Беда этого бывшего лагеря смерти в том, что изначально там был мемориал, но не имелось "официальных" могил. В советское время места массовых захоронений узников не были отмечены. Сегодня могилы приходится восстанавливать - в том числе и для того, чтобы доказать реальность нацистских зверств. Классика детективного жанра: нет трупа - нет и преступления. Нацисты специально старались уничтожить, скрыть могилы узников, чтобы не оставлять следов своих злодеяний. Сегодня это дает возможность официальным подонкам от истории нахально утверждать, что Саласпилс был чуть ли не курортом. Так вот, мы поднимаем из земли эти священные для нас останки погибших людей, чтобы предать их торжественному погребению. Участие в подобных субботниках, создание памятных знаков на месте массовых захоронений - это очень важно... Взяв в руки топор и пилу, уже можно сделать хорошее дело. С журналистов, учителей, политиков, общественных деятелей спрос больше, поскольку они имеют возможность влиять на общественное мнение. Я понимаю, тем же учителям сейчас в Латвии очень сложно, они запуганы и кругом зависимы от государства - и это приводит к печальным результатам. В свое время я встречался с педагогами русских школ, предлагал им в качестве бесплатных учебных пособий, диски с записью передач "Клио", которые я снимал для телевидения - на исторические темы. Передачи абсолютно невинные, в них речь шла о древней истории Латвии, о памятниках архитектуры и т.д. Один выпуск был посвящен Памятнику Свободы, украшающему центральную улицу в Риге. И что же? В школах я сталкивался со страхом и недоверием. Сидит эдакая типичная Марьиванна и строго так вопрошает: "А ваши передачи соответствуют нашей государственной идеологии?" Бедная, хочет быть святее папы римского... По поводу таких хорошо заметил Фёдор Достоевский: "И чем больше мы им в угоду презираем нашу национальность, тем более они презирают нас самих"», - цитирует слова писателя И.Гусев.
«С иным латышским националистом бывает легче общаться, чем с таким вот ассимилированным русским. Там хоть от души поспорить можно, обменяться доводами, а тут... Но я знаю и других учителей! Тех, кто не побоялся привести учеников на тот же субботник в Саласпилсе, на возложение цветов к памятникам русским солдатам. Это дает основания надеяться, что и на своих уроках они доносят до учащихся отнюдь не только до блеска вылизанные современные идеологические стереотипы, но и факты, заставляющие детей задуматься. Многое могут сделать и бизнесмены. Например, мой добрый знакомый, рижский предприниматель-меценат Евгений Гомберг, восстановил на свои средства несколько памятников русской истории, в том числе знаменитую статую Петра Великого, до первой мировой войны возвышавшуюся в центре Риги. К сожалению, наши национально озабоченные власти препятствует официальной установке памятника в столице... Но это, в принципе, неважно. Важно то, что крикунов-патриотов много, а в данном случае, реальную работу делает Гомберг», - отметил Игорь Гусев.