Как уже сообщала «Русская народная линия», Владимир Путин выступил с авторской статьей «Россия: национальный вопрос». Он, в частности, пишет:
«Русский народ является государствообразующим – по факту существования России. Великая миссия русских – объединять, скреплять цивилизацию. Языком, культурой, «всемирной отзывчивостью», по определению Федора Достоевского, скреплять русских армян, русских азербайджанцев, русских немцев, русских татар… Скреплять в такой тип государства-цивилизации, где нет «нацменов», а принцип распознания «свой–чужой» определяется общей культурой и общими ценностями.
Такая цивилизационная идентичность основана на сохранении русской культурной доминанты, носителем которой выступают не только этнические русские, но и все носители такой идентичности независимо от национальности. Это тот культурный код, который подвергся в последние годы серьезным испытаниям, который пытались и пытаются взломать. И тем не менее он, безусловно, сохранился. Вместе с тем его надо питать, укреплять и беречь».
Между тем, отмечает Regions.Ru, в законах РФ эта особая роль русского народа и русской культуры никак не закреплена, а все попытки ввести в юридические документы само слово «русский» наталкиваются на сопротивление.
«Следует ли, на ваш взгляд, законодательно закрепить государствообразующую роль русского народа? Чем вы объясняете то неприятие, на которое наталкивается эта идея?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.
Протоиерей Максим Козлов, настоятель домового храма МГУ, считает, что законодательно закрепить статус русской традиции, культуры, историко-религиозной традиции, было бы благоразумно с точки зрения интересов государства.
«Действительно, мы живем в государстве, которое сформировалось вокруг русского этноса, его ценностей, его исторического пути. Такое государство может нравиться или не нравиться, - в любом случае, для того, кто стоит во главе его и хочет сохранить это государство, хочет его выращивать, другой опоры быть не может. Потому что другая опора будет означать переориентацию уже на какие-то иные - внероссийские приоритеты», - сказал он.
«Беда только, что обращаясь к наследию Достоевского, премьер-министр, видимо, запамятовал, что для того было невозможным говорить о русском человеке вне православия. Классической стала фраза, вложенная Достоевским в уста одного из героев: что без Бога русский человек – дрянь. Не стоило бы этого забывать. Религиозная составляющая не может быть усечена или редуцирована при формировании Русского мира», - отметил отец Максим.
«Идею, высказанную В.В.Путиным, приветствовать, конечно, можно. Странно, однако, что звучит она только теперь, хотя во главе нашего государства уже так много лет стоит один и тот же круг лиц и, казалось бы, можно было бы эту идею давно реализовать», - добавил протоиерей.
«Нам, собственно, остается только посмотреть, где тут предвыборные обещания и декларации, а что есть выражение внутреннего убеждения человека, который это высказывает. Думаю, ближайшее будущее нам это покажет», - заключил он.
Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской, также напомнил мысль Достоевского, что «русский» и «православный» – синонимы: «Отберите у русского Православие, и останется дрянь».
«Речь идет о духовной брани. Негативное отношение ко всему русскому связано именно с тем, что для врагов русский - синоним православного. Духовное зло находит приверженцев и обрушивается на русский народ как на носителя православной духовности. До сих пор русский народ все-таки остается православным, хотя очень многое утрачено. Если Православия нет, то и русского народа нет. И сейчас непонятно, сможет ли он сохранить то, что его формировало, что формировало нашу государственность на протяжении тысячелетия», - сказал он.
«Я не юрист и не политик, мне трудно судить, будет ли полезно ввести в законодательство положение о государствообразующей роли русского народа. Важно, что из этого последует. Не останется ли это только на бумаге? Ключевой момент - чтобы государство официально поддерживало православную веру, которая сформировала русский народ», - считает протоиерей.
«Русская культура, о которой говорит Владимир Владимирович, - православная по своей сути. И если русский народ будет хранить веру православную, то, само собой, он будет оставаться и государствообразующим народом», - уверен отец Александр.
«Определить, что такое русский народ или русский человек, я не рискну. Посмотрите, сколько в Русской Церкви святых, - например, новомучеников, - в которых ни капли русской крови нет, но, тем не менее, это русские: по вере, по культуре, по языку, по принадлежности к нашей истории», - отметил он.
«Говорить о современной культуре как о критерии чего бы то ни было бессмысленно. Включите телевизор, зайдите в интернет. Вы увидите, что там мало, что осталось от культуры вообще и еще меньше от русской. Критерий – в Православии, в том, что вся жизнь народа основана на нем, включая и культуру, и политику, и экономику. А вместо этого что предлагают?» - закончил он риторическим вопросом.
Протоиерей Сергий Привалов, заведующий канцелярией Синодального отдела по взаимодействию с ВС и правоохранительными органами, предупредил, что оценивать мнение больших людей в политике – дело неблагодарное.
«Комментировать предложения первых лиц государства должны все-таки депутаты Госдумы, то есть по определению лучшие люди страны, избранные народом. Не думаю, что решение такого сложного вопроса, как национальный, входит в компетенцию священнослужителя. Это дело специалистов. Им решать, следует ли пожелания руководства превращать в законодательную инициативу. Могу лишь высказать свое частное мнение», - предупредил он.
«Лично я не думаю, что принятие закона о государствообразующей роли русского народа в нашей ситуации что-то принципиально изменит. Русские составляют более 50% только в 74 из 89 субъектов Российской Федерации. В большинстве национальных республик доля русских колеблется от 30 до 50%. Доля русских в общей численности населения неуклонно снижается», - перечислил отец Сергий.
«В Русской Православной Церкви национального вопроса нет как такового. В храмах служат священники разных национальностей. И причащаем мы из одной чаши представителей разных национальностей независимо от их языка, традиций и культурной самоидентификации. Важно только их отношение к Богу и принадлежность Православной Церкви», - напомнил протоиерей.
«Другое дело, что государство должно в своей основе строиться на фундаментальных ценностях. При всем уважении к христианству, к Русской Православной Церкви, позиция государства отнюдь не религиозная. Уважающая право граждан на исповедание своей веры, но не религиозная. Поэтому отношение к национальному вопросу у Церкви может быть одно, а у государства – другое», - считает священнослужитель.
«Русский народ как этническое образование весьма сложен. Сколько всего в нашей крови перемешано! Когда было единое государство, в нем все были объединены единым русским языком. Да и сейчас некоторые национальные меньшинства в нашем понимании, может быть, являются даже более русскими по духу, т.е. относятся к фундаментальным цивилизационным ценностям России с большим пониманием и благоговением, чем многие русские по национальности, но отнюдь не по духу - в силу отсутствия внутреннего духовного православного воспитания», - заключил он.
Директор православной гимназии протоиерей Алексий Новичков, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери села Душоново Щелковского района Московской области, сравнил русский народ с человеком при смерти.
«Когда умирающий попадает в "скорую помощь", то вопрос, следует ли делать ему реанимацию, для людей, исполняющих свой долг, не стоит. Долг перед теми, кто оказался в нашей стране на грани выживания, - в том, чтобы вернуть русских на должное место в российской действительности. Причем сделать это надо не только формально, закрепив это в каких-то правовых актах, - что, безусловно, тоже необходимо. Это должен быть процесс, имеющий существенный, всеобъемлющий характер, когда будут даны ответы и на главные вопросы: что есть русский народ, откуда он пришел и куда он идет, что его делает русским», - сказал он.
«Когда этот процесс пойдет, тогда мы получим желаемый результат, получим восстановленную жизнь в Российском государстве и перспективу на будущее. А если за этими нормативными актами не последуют существенные процессы, то, боюсь, что русский народ будет уже окончательно похоронен», - заключил отец Алексий.
Протоиерей Александр Кузин, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине, считает, что неприятие слова «русский» в законодательстве обусловлено наследием революции и интернационала: «По сути, эти события совершили насилие над русским народом и культурой».
«Я был бы очень рад, если бы законодательно была закреплена государствообразующая роль русского народа. Но не надо этого добиваться любой ценой, лишний раз «дразнить гусей», чтобы в очередной раз разжечь огонь ненависти», - говорит он.
«Думаю, сегодня принятие подобного закона не увенчается успехом, поскольку межнациональные отношения крайне напряжены. Да, я считаю, что государствообразующим народом является русский, а религией – Православие. Но сегодня внести это в Конституцию, по-моему, невозможно. Поэтому сейчас мы должны работать на укрепление нашей государственности, - ведь "блаженны миротворцы". Все остальное – возрастание роли нашей русской культуры – приложится, если не давать повода для межнационального конфликта тем, кто его ищет», - подытожил отец Александр.
Протоиерей Андрей Спиридонов, клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве, убежден, что закрепить законом государствообразующую роль русского народа можно и нужно.
«Исторически именно так всегда и было – русский народ объединял вокруг себя другие народы, благодаря этому мы сейчас живем в России. Но тут есть один момент, требующий конкретизации: что именно является общими ценностями русского народа? Демократия и либерализм или ценности христианские и православные?» - спрашивает он.
«Ценности, выраженные в культуре и традициях, - понятие довольно абстрактное. На мой взгляд, пока более конкретно не определят, что является этими общими ценностями, говорить о статусе русского народа рано», - считает священник.
«Почему до сих пор законодательно не закреплена государствообразующая роль русского народа? С самой революции он всегда подвергался дискриминации, причем именно как носитель христианских ценностей. Кому-то до сих пор это не дает покоя, поэтому в законе старательно избегают упоминания слова "русский"», - заключил отец Андрей.