По словам священника, он доволен тем, что текст носит не сугубо ситуативный характер, а приоткрывает взгляды премьер-министра на характер российского государства. «Он говорит о нем как о государстве-цивилизации, подчеркивает, что разрушение СССР, по сути, означало разрушение исторической большой России, сложившейся в своей основе еще в XVIII веке. Премьер также цитирует такие великие литературные памятники, как "Слово о законе и благодати" митрополита Илариона, "Повесть временных лет", приводит мысли великих русских мыслителей Василия Ключевского и Ивана Ильина», - отмечает священник.
Отец Всеволод надеется, что все это говорит о стремлении В.Путина утвердить среди современников понимание отечественной истории не как начавшейся в 1917 или 1991 году, а «как живой многовековой ткани прошлого, настоящего и будущего, той истории, которая, согласно статье, у нас "одна для всех, противоречивая, трагическая, но великая"». «Радует и то, что русский народ назван государствообразующим. Надеюсь, что эта идея получит закрепление в правовых и политических установлениях нашей страны», - сказал отец Всеволод.
Гражданская нация и гражданский патриотизм, к укреплению которых призвал председатель правительства, существуют в России многие века, напомнил он: «4 ноября 1612 года было одной из мощных, но не единственных дат, которые скрепили наше гражданское общество». «Впрочем, - добавил священник, - объединению многих народов вокруг русского народа способствовало не только понимание общей гражданственности, но и понимание общей глобальной миссии России в мире. Именно наличие такой миссии способно дать нашему многонациональному народу силы совершать великие дела. Так было в прошлом, так, надеюсь, будет и в грядущем».
При этом, подчеркнул отец Всеволод, нужно помнить, что религиозные убеждения для по-настоящему верующего человека являются центральными, потому что «простираются не только на жизнь этого мира, но и на нечто гораздо более важное - на вечную жизнь». «Поэтому я согласен с тем, что законы государства должны учитывать религиозные особенности - не таким образом, чтобы нация разделялась и каждый жил сам по себе, а так, чтобы люди могли свободно, нестесненно жить по своей вере как в семье, где воспитываются дети, так и в религиозной общине, как на уровне местного сообщества, так и на уровне крупных частей общества», - сказал глава синодального отдела.
По мнению пастыря также хорошо, что в статье премьера подняты проблемы миграции и сказано о необходимости минимизировать нелегальную иммиграцию, ужесточить правила регистрации и санкции за их нарушения. «Думаю, что эти меры буду поддержаны абсолютным большинством народа и что они в ближайшем будущем будут оформлены в юридические предложения», - сказал он. Напомнив, что многие в России призывали экзаменовать мигрантов на знание русского языка, «понимание нашей культуры и устройства нашего государства», отец Всеволод положительно расценил то, что эти предложения также отражены в статье В.Путина. Солидарен священник с В.Путиным и в том, что следует максимально выявить роль этнической преступности в коррупции и остановить коррупционные действия.
Отец Всеволод убежден, что представители традиционных религий готовы к сотрудничеству с государством, о котором также пишет премьер, в том числе - к сотрудничеству «в развязывании межэтнических противоречий и урегулировании конфликтов, происходящих на национальной почве».
«Текст дает обильную пищу для размышлений и дискуссий, он, на мой взгляд, показывает, что вопросы, которые ставят представители общества, и предложения, которые они делают, не повисают в воздухе, а учитываются. Надеюсь, что будет учтена и дискуссия, которая последует за этой статьей», - резюмировал протоиерей Всеволод Чаплин.