На открытие фестиваля пришёл епископ Выборгский Назарий, наместник Александро-Невской Лавры. Сразу стало ясно, что владыка появился на концерте не для проформы: опустившись на стул возле самой сцены, он более трёх часов слушал певцов, искренне смеясь и аплодируя.
- Если мы с вами десять лет подряд встречаемся — значит, дело благое и нужное, - сказал владыка Назарий перед началом концерта. - К сожалению, в последние двадцать-двадцать пять лет народная культура, и фольклор особенно, переживает не очень хорошие времена. Даже во времена Советского Союза на фольклор больше внимания обращали, поддерживали коллективы... Но, к сожалению, когда наступила так называемая перестройка — расстройство желудка, а не перестройка, — почему-то вся народная культура осталась где-то на задворках.
А я сам вышел из народа. На Украине, откуда я родом, особенно фольклор поддерживался. И вот возникла мысль: почему бы не поженить фольклор с Православной Церковью? Появилась идея организовать такие встречи, чтобы люди не забыли, чему их учили бабушки, отцы и матери, чтобы поддерживать эту память и в молодёжи. Если дереву отрубить корни — оно засохнет быстро! А ведь фольклор относится к коренным понятиям народа... И с этими серьёзными мыслями мы собрали несерьёзных, в кавычках, людей. Конечно, то, чем вы занимаетесь, - это очень серьёзное дело! Но оно делается на подъёме, на радостной ноте. Ведь народная культура в основном радостна!.. Конечно, можно и поплакать - и от радости, и от печали, но мне кажется, что люди в основном запоминают радостное... Никто не повеселит нас так, как мы сами! Кто придёт и нам что-то хорошее скажет? На Бога да на себя надо надеяться! А всё остальное, если Господь подаст и благословит, то — слава Богу! А нет — значит, сами себя будем веселить!
С самого начала у нас не было задачи как-то рекламировать фестиваль, приглашать зрителей. Мы больше думали о том, чтобы вы не остались одни, как пророк Исаия, который говорил: «Господи! Да один я остался на земле! Если Тебе нужно, возьми меня, я пойду проповедовать Слово Божие!» Общение друг с другом, наверное, придаёт вам силы, и вы можете уже не так сильно печалиться о том, что народная культура умирает. И в других местах есть такие же хранители этого великого сокровища — народной культуры...
Покажите, на что вы способны, ничего не скрывайте! Потому что, если вы скроете в кармане копеечку, то она не умножится. А если поделитесь своим сокровищем — оно умножится многократно...
До начала концерта певцы в ярких народных костюмах странно смотрелись в интерьере Святодуховского корпуса — с колоннами, классическим театральным занавесом и тёмно-зелёными, строгими стульями. Из-под красных женских платков поблёскивали очки, и казалось, что во всём этом есть неправда — взрослые люди нарядись в сарафаны, подпоясали льняные рубахи кушаками, чтобы изобразить деревенскую жизнь, которой, говорят, уже нет. Ведь даже в поле васильков женщина в таком наряде смотрелась бы сегодня неестественно! Но как только зазвучали первые песни, оказалось, что никакой фальши в этом нет. Сарафан может казаться архаичным — но только не настоящая русская песня, которую поёт настоящий русский человек.
Среди участников фестиваля не так уж много горожан-«профессионалов». В Петербург из глубинки приехали настоящие народные певцы, которые на Святках действительно ходят по домам с деревянной звездой, украшенной лентами, и поют песни, которые сохранили деревенские бабушки.
Одной из участниц концерта была Татьяна Васильева — петербурженка в нескольких поколениях, бывшая сотрудница Русского музея. Сейчас она живёт в деревне Кимжа Мезенского района Архангельской области. Татьяна исполнила песню собственного сочинения о северной деревне с заброшенными домами, храмом святой Екатерины и природой непередаваемой красоты. Вслед за ней на сцену вышел женский народный хор Кимжи и прославил Рождество Христово.
- В 1984 году я попала в фольклорный ансамбль при Государственном университете, - рассказывает Татьяна Васильева. - Я уже закончила работать в Русском музее, хотелось ездить, путешествовать, а когда появился магнитофон — записывать. А теперь дожила до того, что учу деревенских певиц! У меня была давнишняя мечта — полностью переехать в деревню. И сейчас я живу в Кимже, правда, не постоянно, всё равно приезжаю в Петербург. Купила в деревне дом. Теперь надо вести хозяйство, потому что дом гибнет, если человек в нём не живёт. Люди меня там уже принимают, понимают, что я не зря там торчу — не дачник, не просто подышать свежим воздухом приезжаю. Они мне помогают понять свою культуру, а я помогаю им. В этом - смысл моей жизни.
Для петербуржцев фольклорный фестиваль — это возможность побывать в настоящей России, которой для нас как будто не существует. Он продлится ещё два дня, 21 и 22 января. Более подробно о работе фестиваля можно узнать на сайте Александро-Невской Лавры.
Ольга Надпорожская, специально для «Русской народной линии»