Всё настоящее: и песня, и Россия

В Санкт-Петербурге открылся Х фольклорный фестиваль «Рождество Христово»

0
213
Время на чтение 3 минуты
20 января в Святодуховском центре Александро-Невской Лавры в десятый раз открылся фольклорный фестиваль «Рождество Христово». В нём участвуют не только петербургские коллективы, но и певцы с Украины, Вологодчины, из Архангельской, Брянской и Ростовской областей.

На открытие фестиваля пришёл епископ Выборгский Назарий, наместник Александро-Невской Лавры. Сразу стало ясно, что владыка появился на концерте не для проформы: опустившись на стул возле самой сцены, он более трёх часов слушал певцов, искренне смеясь и аплодируя.

- Если мы с вами десять лет подряд встречаемся — значит, дело благое и нужное, - сказал владыка Назарий перед началом концерта. - К сожалению, в последние двадцать-двадцать пять лет народная культура, и фольклор особенно, переживает не очень хорошие времена. Даже во времена Советского Союза на фольклор больше внимания обращали, поддерживали коллективы... Но, к сожалению, когда наступила так называемая перестройка — расстройство желудка, а не перестройка, — почему-то вся народная культура осталась где-то на задворках.

А я сам вышел из народа. На Украине, откуда я родом, особенно фольклор поддерживался. И вот возникла мысль: почему бы не поженить фольклор с Православной Церковью? Появилась идея организовать такие встречи, чтобы люди не забыли, чему их учили бабушки, отцы и матери, чтобы поддерживать эту память и в молодёжи. Если дереву отрубить корни — оно засохнет быстро! А ведь фольклор относится к коренным понятиям народа... И с этими серьёзными мыслями мы собрали несерьёзных, в кавычках, людей. Конечно, то, чем вы занимаетесь, - это очень серьёзное дело! Но оно делается на подъёме, на радостной ноте. Ведь народная культура в основном радостна!.. Конечно, можно и поплакать - и от радости, и от печали, но мне кажется, что люди в основном запоминают радостное... Никто не повеселит нас так, как мы сами! Кто придёт и нам что-то хорошее скажет? На Бога да на себя надо надеяться! А всё остальное, если Господь подаст и благословит, то — слава Богу! А нет — значит, сами себя будем веселить!


С самого начала у нас не было задачи как-то рекламировать фестиваль, приглашать зрителей. Мы больше думали о том, чтобы вы не остались одни, как пророк Исаия, который говорил: «Господи! Да один я остался на земле! Если Тебе нужно, возьми меня, я пойду проповедовать Слово Божие!» Общение друг с другом, наверное, придаёт вам силы, и вы можете уже не так сильно печалиться о том, что народная культура умирает. И в других местах есть такие же хранители этого великого сокровища — народной культуры...

Покажите, на что вы способны, ничего не скрывайте! Потому что, если вы скроете в кармане копеечку, то она не умножится. А если поделитесь своим сокровищем — оно умножится многократно...


До начала концерта певцы в ярких народных костюмах странно смотрелись в интерьере Святодуховского корпуса — с колоннами, классическим театральным занавесом и тёмно-зелёными, строгими стульями. Из-под красных женских платков поблёскивали очки, и казалось, что во всём этом есть неправда — взрослые люди нарядись в сарафаны, подпоясали льняные рубахи кушаками, чтобы изобразить деревенскую жизнь, которой, говорят, уже нет. Ведь даже в поле васильков женщина в таком наряде смотрелась бы сегодня неестественно! Но как только зазвучали первые песни, оказалось, что никакой фальши в этом нет. Сарафан может казаться архаичным — но только не настоящая русская песня, которую поёт настоящий русский человек.

Среди участников фестиваля не так уж много горожан-«профессионалов». В Петербург из глубинки приехали настоящие народные певцы, которые на Святках действительно ходят по домам с деревянной звездой, украшенной лентами, и поют песни, которые сохранили деревенские бабушки.

Одной из участниц концерта была Татьяна Васильева — петербурженка в нескольких поколениях, бывшая сотрудница Русского музея. Сейчас она живёт в деревне Кимжа Мезенского района Архангельской области. Татьяна исполнила песню собственного сочинения о северной деревне с заброшенными домами, храмом святой Екатерины и природой непередаваемой красоты. Вслед за ней на сцену вышел женский народный хор Кимжи и прославил Рождество Христово.

- В 1984 году я попала в фольклорный ансамбль при Государственном университете, - рассказывает Татьяна Васильева. - Я уже закончила работать в Русском музее, хотелось ездить, путешествовать, а когда появился магнитофон — записывать. А теперь дожила до того, что учу деревенских певиц! У меня была давнишняя мечта — полностью переехать в деревню. И сейчас я живу в Кимже, правда, не постоянно, всё равно приезжаю в Петербург. Купила в деревне дом. Теперь надо вести хозяйство, потому что дом гибнет, если человек в нём не живёт. Люди меня там уже принимают, понимают, что я не зря там торчу — не дачник, не просто подышать свежим воздухом приезжаю. Они мне помогают понять свою культуру, а я помогаю им. В этом - смысл моей жизни.

Для петербуржцев фольклорный фестиваль — это возможность побывать в настоящей России, которой для нас как будто не существует. Он продлится ещё два дня, 21 и 22 января. Более подробно о работе фестиваля можно узнать на сайте Александро-Невской Лавры

Ольга Надпорожская, специально для «Русской народной линии»
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Ольга Сергеевна Надпорожская
Труды отца Николая
Памяти о.Николая Беляева († 12.01.2021)
12.01.2021
«Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас»
О самозванце в сети «Фейсбук»
22.07.2020
«Коль есть любовь, тогда мы все родные»
Новые стихотворения иеромонаха Романа
10.01.2020
Все статьи Ольга Сергеевна Надпорожская
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06