В традиционной историографии это событие рассматривается как этап воссоединения православных славян в едином государстве. Националистическая украинская историография трактует его как договор двух независимых государств, который потом Москва нарушила, поработив Украину.
Нынешние русско-украинские отношения остаются неопределенными, хотя с приходом к власти В.Януковича накал антирусской пропаганды на Украине несколько снизился.
«Как вам видится будущее этих отношений? Будут ли Россия и Украина сближаться или расходиться? Удастся ли сохранить единство русского мира, о котором постоянно говорит патриарх Кирилл?» - с такими вопросами корреспондент портала Regions.Ru обратился к священнослужителям и экспертам.
Протоиерей Артемий Скрипкин, руководитель отдела по делам молодежи Санкт-Петербургской епархии, настоятель храма Петра и Павла при университете им. Герцена в г. Санкт-Петербурге, считает, что событие, произошедшее 358 лет назад, типологически аналогично нынешним отношениям Украины и России: «Изменились только реалии в развитии прогресса, а общая конфигурация – цивилизационная – осталась».
«Казаки всегда были вольными людьми, и они были вынуждены перейти в подданство русского Царя, поскольку хотели сохранить веру и понимали, что национальная идентичность тождественна Православию», - говорит священник.
«И если сейчас украинский народ ставит перед собой цель выжить как этнос, он по-прежнему должен полагаться на Православие. Так и русскому народу следует осознать свою православную идентичность», - убежден он.
«Поэтому нам или надо объединяться и укреплять наши отношения, или стать народом, который просто исчезнет с лица Земли. Так когда-то случилось с полабами - славянским народом, который проживал на территории нынешней Германии. Поэтому союз Украины и России – это не просто пожелание, это вопрос жизни и смерти нашей цивилизации», - подытожил отец Артемий.
Протоиерей Андрей Спиридонов, клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве, видит проблему в том, что Украина никогда не была единым государством.
«С 1991 года современная Украина четко делится по Днепру: на западные земли, которые тяготели всегда к католичеству, Польше и в целом к Западу, и восточные земли, часть которых вообще Украиной не была никогда, - как Крым, например. Вот это противостояние между двумя частями страны для современной Украины трудно разрешимо», - говорит он.
«Разрешаться эти проблемы должны для блага не только Украины, но и России. Например, идея Евразийского союза должна в себя обязательно включать Украину, - будет ли этот союз работоспособным без нее? Союз между нашими братскими странами жизненно необходим, иначе идущие деструктивные процессы могут опередить и уничтожить нас», - предупреждает священник.
Священник Александр Шумский, клирик храма Святителя Николая в Хамовниках, признался, что он оптимист и верит, что Россия и Украина в будущем воссоединятся.
«Я верю даже, что восторжествует евразийская идея и Российская Империя в какой-то форме будет восстановлена. Процесс сближения ее бывших частей - объективный и естественный. Еще Бисмарк говорил, что, сколько бы ни разбивали русский народ на части, он, как ртуть, стремится к воссоединению. Россия может существовать только как Империя, как бы это образование ни называлось. Иначе Россия погибает. Поэтому будет восстановлено и единство России и Украины», - сказал он.
«На самом деле и украинский народ к этому стремится. Есть только небольшая часть националистов, как украинских, так и русских, которые этого не хотят. Только националисты и политики препятствуют восстановлению империи. Но, слава Богу, их меньшинство. В конечном итоге восторжествует разум», - уверен священник.
«Сейчас самое главное – это выстоять перед угрозой «оранжевых» революций. Сейчас нам надо "держать удар", а дальше уже переходить в контрнаступление», - заключил он.
Священник Павел Грачев, настоятель храма Св. Троицы деревни Макеиха Рузского района Московской области, отметил, что значение Переяславской Рады трудно переоценить.
«Это конкретный исторический пример стремления к единству, несмотря на разного рода внешние и политические препятствия. И основание этого единства, как и единства всего Русского мира, духовное – это наша Православная вера. Поэтому в первую очередь должно укрепляться духовное основание», - сказал он.
«Русские и украинцы всегда ощущали себя единым народом. Это единство пронизывает и быт, и культуру. Я уже не говорю о многочисленных "смешанных" браках, которые как таковые и не воспринимаются. Остается решить проблему политического и государственного единства. К сожалению, объективному и естественному стремлению к единству пытаются противостоять националисты и политики с обеих сторон», - добавил отец Павел.
Иеромонах Тихон (Зимин), преподаватель МДАиС, считает «украинский вопрос» очень сложным.
«Нам, конечно, всем нужно молиться о сохранении Русского мира, - чтобы Переяславская Рада нас соединяла, а не разделяла. Но политическая реальность такова, что ситуация не исправится сама собой. Только усиление России, ее реальное возрождение может привести к реальному сближению двух народов», - сказал он.
«К сожалению, силы, направленные на разъединение, последнее время крепнут. И политика Януковича на самом деле не очень обнадеживает. Только с помощью Божией можно остановить этот процесс разделения и не превратиться в народ, уходящий с исторической арены. Будем надеяться, что по милости Божией Русский мир сохранится», - заключил отец Тихон.