«Мне кажется, что это правильная мысль - сделать так, чтобы кандидаты в губернаторы утверждались Президентом. Губернаторы должны представлять различные регионы, но еще они должны быть встроены в систему исполнительной власти. И здесь, мне кажется, что власть бросается из крайности в крайность. Сначала губернаторских выборов вообще не было, потом была снята взаимосвязь губернаторов с Президентом, с правительством, с исполнительной властью», - заявил в интервью «Актуальным комментариям» известный политолог Сергей Марков, комментируя сообщение о том, что Президент РФ Дмитрий Медведев внёс в Госдуму законопроект, предусматривающий введение прямых выборов губернаторов.
По словам Маркова, «это неправильно, это радикализм». «Но этим радикализмом оппозиция будет вполне удовлетворена, как мне представляется. Власть делает такие быстрые шаги, поскольку стремится опередить общественное настроение. Мне кажется, теперь оппозиция начнет атаковать власть по другим направлениям, с губернаторами все стало достаточно просто и ясно. Я предполагаю, что люди бы хотели видеть в губернаторах, прежде всего, сильных управленцев, которые способны были бы собрать хорошую команду. Люди хотят, конечно, чтобы никоим образом губернаторы не были связаны с криминалитетом», - продолжил эксперт.
«Кроме того, люди хотят, чтобы губернатор сам был в какой-то мере образцом традиционной морали, чтобы он был серьезным, солидным, спокойным мужиком с нормальной семьей. Чтобы это был человек, который, как и большинство наших граждан, всю жизнь работал. И работал не финансовым брокером, а инженером, мэром города, военным, возможно. Обычные такие профессии, смысл которых понятен большинству. Он должен быть понимаем людьми, есть такой запрос. В свое время, был запрос на бизнесменов, потом на генералов, оба они схлынули. Запрос на представителей спецслужб, мне кажется, тоже сошел на нет. По-прежнему остается лишь запрос на крепких хозяйственников», - заключил Сергей Марков.
В свою очередь, заместитель декана факультета политологии ВШЭ Леонид Поляков заявил «Актуальным комментариям», что «чисто технически внесение этого законопроект именно сейчас - абсолютно правильно». «Почему собственно нужно ждать? Ведь Президент Медведев объявил об этой инициативе 22 декабря, когда он обращался со своим посланием Федеральному собранию. Почти месяц уже прошел, все продумано, отработано, и мне кажется, что время выбрано совершенно правильно. Сейчас Государственная Дума начала свою активную работу в новом составе. Там сложился, насколько можно уже судить по первым заседаниям вполне рабочий климат. И пусть депутаты, собственно говоря, все это обсудят. Чем скорее, тем лучше. Как я понимаю, закон должен вступить в полную силу 1 января следующего года. Но уже в этом году у тех губернаторов, у которых будет истекать срок их полномочий, собственно появится новая ситуация, они уже будут не наделяться полномочиями по прежнему формату, а будут, если они захотят продолжать деятельность на посту губернаторов, бороться с другими претендентами на равных основаниях на прямых выборах», - продолжил эксперт.
«Что касается президентского фильтра, то я бы взял это словосочетание в большие кавычки. В этом законе, по крайней мере, в преамбуле к нему, говориться о том, что предусматриваются консультации с Президентом партий, которые будут выдвигать своих кандидатов. Что же касается самовыдвиженцев, то здесь никаких консультаций не предусматривается. И здесь мы получаем ситуацию, когда действительно практически кто хочет, тот и пытается бороться за этот очень важный во властной российской иерархии пост. Что касается консультаций, мне кажется, они оправданы, потому что на самом деле пост губернатора - это важнейший ключевой пост в общей федеральной системе исполнительной власти. Было бы правильно, если бы основные политические актеры, такие как политические партии, которые оказывают существенное влияние на кадровое обеспечение, которые вообще влияют на политическую ситуацию в стране, согласовывали, или, по крайней мере, информировали бы главу государства о том, кого они бы хотели бы видеть на ключевом посту в данном регионе. И тут, я думаю, поиск компромиссов - правильный ход, чтобы потом не иметь никаких сюрпризов, когда вдруг побеждает кандидат, который находится, скажем, в конфликте с действующим Президентом», - отметил он.
Политолог задается вопросом: «Какого типа будут предпочитать кандидатов на эти посты, политиков, людей, имеющих большой политический вес или технократов-хозяйственников?» «Мне кажется, что сейчас должна вырасти та элита, которая будет представлять образованный самодостаточный, инициативный и креативный средний класс, о котором говорит Путин в своей сегодняшней статье. Постсоветский период пройден и исчерпан, и мы вступаем в совершенно новую эпоху, где, прежде всего, основными ресурсами будет образование и социальный капитал. Нужно искать людей, которые будут представлять именно эту социальную группу в первую очередь. Ну, конечно, ожидать мгновенных перемен не стоит. Традиционная элита делится по советским стандартам на крепких хозяйственников и политиков. Но придется форматировать. Мне кажется, что вот этот закон он предаст некую динамику этому отбору. Потому что за последние десять лет, при всех усилиях со стороны Президента, формирование кадрового резерва и т.д., все-таки мы наблюдаем определенный кадровый застой. Сейчас начнется очень серьезный отбор, который будет идти не только снизу, но и сверху одновременно, и горизонтально. Эта вот социальная группа, новый средний класс, может выдвинуть новых интересных кандидатов на эти посты», - подчеркнул он.
«Но главный вопрос в том, как поведет себя региональный электорат. Есть все-таки наша традиционная политическая культура, в которой заложена ориентация на некую сильную власть, на харизматическую личность, на демагога, на человека-популиста, который наобещает с три короба. Это может стать очень серьезным препятствием на пути реализации этого замысла. Н надеюсь, что где-то в течение ближайшего шестилетия у нас сформируется новая руководящая региональная элита. Полагаю, часть оппозиции возмутится по поводу консультации с Президентом. Опять в этом будут усматривать какой-то авторитаризм. Но как мне кажется, в целом здесь придираться не к чему. Заодно, кстати говоря, у ряда деятелей оппозиции появляется возможность проверить себя. Потому что амбиции огромные, заявки чуть ли не на руководство всем миром, по крайней мере, желание быть российским Президентом. Сейчас такие персонажи, как скажем, Касьянов, Немцов, Рыжков, Каспаров, и другие пусть попробуют сначала баллотироваться на региональном уровне. Пусть посмотрят, насколько они имеют популярность в российских регионах, прежде чем заявлять себя в качестве прямых оппонентов действующего Президента или тех кандидатов, которые будут конкурировать на нынешних президентских выборах», - заключил Леонид Поляков.