14 января, в день памяти святителя Василия Великого, члены Союза Православных братств и Союза Русского народа совершили молебное пение свт. Василию Великому по старому обряду в часовне, ему посвященной, о возрождении погружательного крещения, сообщает пресс-служба Союза Православных братств.
Святитель Василий Великий родился около 330 года в городе Кесарии Каппадокийской (Малая Азия), в благочестивой христианской семье Василия и Емилии. В 370 году свт. Василий был избран Собором епископов на Кесарийскую кафедру, был пламенным защитником Православной веры. Святитель учил о Божестве Святого Духа и единстве его природы с Отцом и Сыном. В непрестанных подвигах поста и молитвы свт. Василий стяжал у Господа дар прозорливости и чудотворения. За свои заслуги перед Церковью святитель Василий назван Великим и прославляется, как «слава и красота Церкви», «светило и око вселенной», «учитель догматов», «палата учености».
Издревле Православная Церковь крестила погружением, подражая Иоанну Крестителю, «от коего во Иордане иудеи крещахуся», и Самому Господу Иисусу Христу. В Евангелии (Мф.3,16; Мк. 1,10) повествуется, что Иисус Христос после Крещения Своего от Иоанна Предотечи «изыде из воды». Это выражение говорит о том, что Иисус Христос сходил в реку Иордан и, следовательно, крестился через погружение. Да и само слово «крещение» в переводе с греческого означает «погружение».
Книга Деяний Святых Апостол повествует, что когда апостол Филипп и слуга царицы Эфиопской подъехали к воде, то этот слуга произнес исповедание своей веры во Исуса Христа как Сына Божия. Затем оба они сошли в воду (Деян. 8,36-39). Стало быть, апостол Филипп крестил слугу царицы Эфиопской через погружение, иначе бы им не было никакой надобности сходить в воду.
Если учесть, что внешний обряд всецело отражается на внутреннем состоянии человека, то можно сказать, что человек, лишенный погружательного крещения, не умирает вместе с Христом, т. е. не полностью отрекается от греха и, следовательно, с Христом не воскрес. Так, по крайней мере, понималось погружательное крещение святителем Кириллом Иеросалимским. Пятидесятое Апостольское правило, придавая первостепенное значение погружательному крещению, гласит: «Аще кто, епископ или пресвитер, совершит не три погружения, да будет извержен».
Отцы Церкви во многих своих трудах говорят именно о погружательном крещении. Святитель Василий Великий: «Великое Таинство Крещения совершается тремя погружениями и равными им по числу призываниями Отца, Сына и Святаго Духа, чтобы и образ смерти Христовой отпечатывался в нас, и просветились души крещаемых через предание им Боговедения». Святитель в своем первом правиле называет погружательный способ крещения «изначальным преданием». Святитель Григорий Нисский в «Слове на Крещение Господне» пишет: «Как Спаситель был сокрыт в земле, так и мы сокрываемся в воде… троекратным погружением в оную».
На Руси всегда проявляли должное внимание погружательному способу крещения. Очень авторитетный в Русской Церкви Владимирский Собор 1274 года строго запрещает в подражание латинянам обливательное крещение и указует епископам и священникам, что крещение следует совершать только через погружение. «А что есть доныне крещали дети, в руках держа, а водою сверху поливали, а то неправо крещение», - писал митрополит Киприан псковскому духовенству в 1395 году. На Соборе 1620 года в Москве было установлено, что латинян следует принимать в Православие только через правильно совершаемое крещение. Обливание, таким образом, считалось настолько неверным обычаем, что его даже не признавали крещением; и католиков, и даже православных украинцев, крестили вторично. Архидиакон Павел Алеппский, посетивший Русь в XVII веке, писал о проникающем в Русскую Церковь латинском влиянии, о небрежении украинцев и белорусов к таинствам и их склонности к унии с католиками, о том, что из этих западных областей латинская зараза стала проникать на всю Русскую Церковь.
Обливание на Руси допускалось только исключительно при невозможности погрузить человека полностью в воду; это была лишь крайняя мера: если человек находился в тюрьме или в степи у татар, на одре болезни. Дореволюционный духовный журнал «Руководство для сельских пастырей» писал, что обливательное крещение «есть явное отступление от узаконенного чина».
«Сегодня во время всеобщего обновления церковной жизни следует особенно быть внимательным, чтобы это обновление, вернее возрождение, происходило строго в церковном русле, в соответствии с евангельскими и святоотеческими нормами. Нужно всегда помнить, что вынужденные жить в «тесноте», мы многое списывали на эту «тесноту» или на «обстоятельства». По нашему глубокому убеждению, духовное возрождение нашего Отечества нужно начинать с возрождения правильного исполнения Таинства Крещения, через троекратное полное погружение в воду со словами: "Во имя Отца и Сына и Святаго Духа" (Мф.28,19)», - пишут участники молебна.