Как возродить традицию?

Иеромонах Макарий (Маркиш) и протоиерей Димитрий Арзуманов о Старом Новом годе и юлианском календаре

0
1477
Время на чтение 3 минуты
Сегодня, 14 января, наступил Cтарый Новый год по юлианскому календарю или старому стилю. Традиция отмечать Старый Новый год возникла после 1918 года, когда в России было введено новое летосчисление. Однако сегодня эта традиция не пользуется популярностью, и ощущение праздника у российских граждан не присутствует. Почему все-таки не прижился праздник Старого Нового года, и следует ли возродить традицию его празднования? На эти вопросы в интервью «Русской народной линии» ответили руководитель службы коммуникации Иваново-Вознесенской епархии иеромонах Макарий (Маркиш) и известный московский пастырь, и.о. настоятеля храма святого праведного Иоанна Кронштадтского в Жулебине протоиерей Димитрий Арзуманов.

Иеромонах Макарий (Маркиш)
По словам иеромонаха Макария, 1/14 января никогда не было церковным праздником. «1января – исключительно гражданский праздник. Церковный праздник – это Новолетие 1 сентября. Пытаться сейчас что-то возрождать и менять - это значит вносить раскол, смуту, неприязнь в наше общество, - все то, против чего категорически выступает Церковь», - сказал о. Макарий.
 
Священнослужитель считает, что все следует оставить, как есть сегодня, и не следует поднимать вопрос о календаре и разных днях празднования Нового года и других праздников. «Это будут очередные распри и раздоры. Одни говорят другим: вы не так празднуете, не так ходите, не так молитесь, не так креститесь, не так кланяетесь и т.д. Что, теперь мы все должны менять, чтобы все еще больше переругались? Надо держаться Церкви и избегать любых моментов, толкающих российское общество к расколу», - заключил иеромонах Макарий (Маркиш).
 
Иерей Димитрий Арзуманов
Протоиерей Димитрий Арзуманов констатировал, что традиция празднования Старого Нового года сохранилась преимущественно в православной среде, однако, отметил священник, часто ситуация доходит до абсурда, когда Новый год православными празднуется целых три раза: в Новолетие, в Новый год и в Старый Новый год. 
 
«Ситуация получается смешная. Конечно, мы признаем правильность юлианского календаря и понимаем несуразность, которая связана с новым календарем, - празднование Нового года до того, как настало Рождество Христово. С этим трудно бороться, и многие православные, конечно, празднуют светский Новый год, - хорошо, если при этом пост не нарушают. Так что этот праздник уже ничем не вытравишь из нашей жизни», - считает о. Димитрий.

Он отметил, что в священнической среде праздновать Старый Новый год сложно, поскольку 1/14 января - это день Обрезания Господня и св. Василия Великого, и все священники в этот день служат. 

«Как возродить традицию? Нужно менять календарь с григорианского на юлианский, - убежден о. Димитрий. - Для многих это кажется диким, но многие страны, например, на Востоке, живут по своим календарям. Какие-то деловые моменты, связанные с общемировой повесткой, могут сохраняться, а отмечать праздники по своим календарям никто не мешает». 

Однако священник сомневается, что это возможно, пока у власти в России находятся люди, чуждые русским национальным традициям. «Возрождать православные традиции, русскую культуру пока никто не собирается, - посетовал священник. - Но мы все же верим и надеемся, что когда-нибудь вернемся к юлианскому календарю».

«Многими это может восприниматься как реформа, которая вызовет всякие неудобства и неоднозначные реакции. Но восстановление в правах юлианского календаря – это не реформа, а именно возвращение к традиции», - подчеркнул протоиерей Димитрий. «Поздравляю всех с правильным Новым годом!» - сказал священник в заключение.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

15. Ответ на 9., Ф. Ф. Воронов:

Мы не можем заставить неверующих людей не праздновать Новый год 1 января по ныне действующему гражданскому (григорианскому) календарю.

Да ничего проще нет! Нужно просто поручить телевизионным дуракам и дуркам спеть и прохихикать что это немодно и старо. И будут хоть 1 марта отмечать.
дезинфектор / 15.01.2012, 13:56

14. Ответ на 10., Ф. Ф. Воронов: убо Церковь ли есмы?

но пока это не сделано государством, это вполне по силам сделать Русской Православной Церкви по всех церковных делах. Было бы желание Патриарха и Синода!

Общество гражданское не запрещает же Церкви совершать Новолетние благодарения Богу 14 сентября по его календарю. 1 (14) января - не собственно РУССКОЕ Новолетие, а ЦАРСКОЕ, ибо до Петра у русских Новый год начинался весной или в сентябре. Вопрос стоит острее о том, что у нас обильно речи текут по поводу 1-е или 14 января - гражданского (правительственного) НГода, а не по поводу ставшего уже в немилости 14 или 1 сентября. Мы с религиозным рвением рассуждаем о гражданском, мiрскомъ НГоде, в то время как ЦЕРКОВНЫЙ (религиозный) праздник Новолетия у нас как выход на новый виток не воспринимается.
оникс / 15.01.2012, 12:45

13. Ответ на 4., Еленка :

то, что президент Медведев отменил зимнее время, не вызвало ни смут, ни ссор О, это вы просто не слышали. Такие вопли раздавались по разным видам "вражьих голосов", что затыкай только уши.

Я живу на Камчатке и лично ходил н митинг против перевода стрелок. Нас перевели на час ближе к Москве. Затем собирались ещё на час, чтобы было Мск+7. И у нас в Петропавловске была бы темень уже в 15:00, а рассвет летом был бы в 2:30. Нам это надо было? Хорошо в итоге оставили 1 час и отменили зимнее время - хотя бы зимой всё осталось как прежде. А Вы вероятно живёте в поясе московском и Вам какая-то Камчатка до одного места. По теме - конечно за возврат к юлианскому календарю.
РоманС / 15.01.2012, 04:03

12. Для православных это настоящий Новый Год.

Если не говорить он индикте (1 сентября), то "новый год" -- который 1 января -- может быть только один. Поэтому, если мы как православные держимся юлианского календаря, то двух мнений быть не может: сначала наступает Рождество Христово (25 декабря), а затем Новый Год (1 января). "Новый Год" до православного Рождества -- это полный нонсенс. Поэтому реплика о. иеромонаха Макария Маркиша, как и аналогичная реплика патриарха Кирилла ("хорошо, мол, что у нас Новый Год проходит до Рождества") означает только одно: для тех, кто так считает, РЕАЛЬНЫМ является григорианский календарь, и они даже не предполагают, что время перед Рождеством Христовым может быть занято не "покупками и застольем" (см. слова патриарха, приведенные на РНЛ), а службами предпразднства и рождественским постом. Патриарх даже не нашел нужным призвать к тому православных верующих! Всячески поддерживаю переход России на традиционный юлианский календарь, но пока это не сделано государством, это вполне по силам сделать Русской Православной Церкви по всех церковных делах. Было бы желание Патриарха и Синода!
Ф. Ф. Воронов / 14.01.2012, 20:17

11. Для православных это настоящий Новый Год.

Ф. Ф. Воронов / 14.01.2012, 20:03

10. Процитирую сам себя:

"Мы не можем заставить неверующих людей не праздновать Новый год 1 января по ныне действующему гражданскому (григорианскому) календарю. Но православным людям нужно как можно настойчивее разъяснять, что для православного праздновать "новый год" в этот день абсурдно. По церковному календарю это еще 19 декабря, идет еще ожидание Рождества Христова. До 1 января (когда будет праздноваться Обрезание Господне и память св. Василия Великого) еще далеко. Вот наступит Рождество (25 декабря! а вовсе не "7 января"; это будет "7 января" только по календарю гражданскому, но отнюдь не в Церкви!), пойдут святки, и в свой черед, на святках, и будет наш Новый Год. Это праздник хоть сам по себе и не церковный, но его праздновать не грех; можно не нарушая устава церковного (поста все святки нет!) и выпить и закусить. Не перепиваться, конечно, но праздновать с чистой совестью, как наши предки до революции и делали ("Васильев день"). (По народным обычаям "на Василья свиней режут", и т.д.) Почему бы вместо введения искусственного "отмечания-неотмечания" григорианского нового года новогодними молебнами (спрашивается: если служится молебен на "1 января", то чего стоит наше держание за "старый стиль"? сами, значит, расписываемся, что новый стиль "правильный"?), в основном, чтобы отвлечь прихожан от пьянства, или вообще неуставными ночными литургиями (с какой радости и в связи с чем же в *церковном* календаре" ?!), ни призвать всех сознательных православных людей держать рождественский пост как положено, готовиться к Рождеству и затем встретить настоящий ("старый") Новый Год, когда он действительно наступит? Ведь даже в советское время держали память о "старом" Новом Годе, и до такой степени, что даже атеистическая власть пошла на уступки, и как-то полуофициально разрешала его праздновать -- даже по телевизору что-то соответствующее в этот день показывали. А что же сейчас?! Кто сейчас-то мешает?!" Из комментариев к статье: http://www.ruskline.ru/analitika/2011/12/30/s_novym_godom/
Ф. Ф. Воронов / 14.01.2012, 20:01

9. Ответ на 6., антикиллер: Вот те на...

Кстати, сам Патриарх заметил, что благодаря тому, что гражданский Новый год отмечается у нас раньше Рождества, мы, в отличие от Запада, встречаем его спокойно и без тех безумностей потребительской гонки, которая свойственна Merry Christmas...

Это, видимо, Патриарха ввели в заблуждение люди, которые никогда не были в гипермаркетах перед новым годом. Или им более по душе Ded Moroz? А мне как-то приятней Merry Christmas.
GEORGIY / 14.01.2012, 19:49

8. Re: Как возродить традицию?

в священнической среде праздновать Старый Новый год сложно, поскольку 1/14 января - это день Обрезания Господня и св. Василия Великого, и все священники в этот день служат

Так это и есть праздник! Новый год от Рождества Христова празднуется в день Его Обрезания, потому что "восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий младенец мужеского пола, и будет завет Мой на теле вашем заветом вечным". Я, к примеру, отмечаю день своего крещения, потому что это так же день рождения в вечную жизнь. Другое вопрос: как отмечать? Не обязательно же ночью нажираться и напиваться, это вообще дикость какая-то. Желудок в это время уже спит, а его мясом да квасом травят - сплошное расстройство. А можно так: в нашем храме сегодня после литургии служили новогодний молебен, батюшка поздравил всех с Новым годом, у всех было радостное настроение. В обед позволили себе немного шампанского (грамм по сто), ко всенощной всё выветрилось.

7. Да неужели?..

«Возрождать православные традиции, русскую культуру пока никто не собирается, - посетовал священник. - Но мы все же верим и надеемся, что когда-нибудь вернемся к юлианскому календарю». - странное, мягко говоря, утверждение для православного священника. Чем же тогда, спрашивается, занимается всё совокупное священство РПЦ, включая многочисленные миссионерские и прочие отделы, созданные по всем епархиям? И почему, если так печально обстоят дела, - "возрождать православные традиции, русскую культуру не собирается" и сам уважаемый протоиерей? Ну а сама идея - вернуться к юлианскому календарю является неразумной и провокационной. Истинные православные по нему живут и никто им не мешает его соблюдать. Кстати, сам Патриарх заметил, что благодаря тому, что гражданский Новый год отмечается у нас раньше Рождества, мы, в отличие от Запада, встречаем его спокойно и без тех безумностей потребительской гонки, которая свойственна Merry Christmas...
антикиллер / 14.01.2012, 16:27

6. Ответ на 1., Слава Тамбовский:

Категорически согласен со словами протоиерея Д. Арзуманов. Считаю необходимым обратиться с просьбой к патриарху Кириллу решить вопрос с властью о скорейшем возвращении к Юлианскому календарю в РФ. Почему-то, то, что президент Медведев отменил зимнее время, не вызвало ни смут, ни ссор, а возвращение к традиционному для империи календарю должно вызвать почему-то и смуты, и ссоры. Может, чтобы не было ссор, будем и на храм креститься, и мавзолею Ленина кланяться? А как же на Суде ответим за двоедушие?

Разумная мысль. Добавлю, что такое решение гармонизировало бы и смысл длинных зимних праздников и школьных каникул. В добавок к тому, отмечу, что таким решением устранилась бы проблема с неравновесностью второй и третьей школьных учебных четвертей, они бы стали примерно одинаковые. Не так, как сейчас, третья четверть длинная и утомительная как для детей, так и для педагогов. Так что, это не только вопрос православия, но и научной целесообразности.
GEORGIY / 14.01.2012, 16:24
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Иеромонах Макарий (Маркиш)
В чужом пиру похмелье
О победе Трампа на президентских выборах в США
06.11.2024
«Её Покров символизирует единство и защиту верующих»
О смысле и истории одного из главных православных праздников
14.10.2024
Движение «квадроберов» чётко спланировано противником
От наших законодателей зависит решительность противодействия очередной атаке Запада
04.10.2024
«Пока сладость не стала горечью»
О смысле «медового Спаса», «медоносцах» и потребительском отношении к вере
14.08.2024
Шаг на пути возвращения святынь Церкви
В России запретили приватизацию имущества религиозного назначения
24.06.2024
Все статьи Иеромонах Макарий (Маркиш)
Протоиерей Димитрий Арзуманов
От осложнений из-за коронавируса скончался о. Димитрий Арзуманов
Коллектив редакции РНЛ скорбит о безвременной кончине своего постоянного автора
13.10.2020
Способно ли Министерство счастья осчастливить?
Создаваемое в Камчатском крае министерство социального благополучия и семейной политики попахивает замятиновщиной и оруэлловщиной
02.10.2020
«Ахиллесова пята» России
О причинах и путях преодоления демографического кризиса в нашей стране
14.09.2020
Бесправная замученная лошадь
В Госдуме разрабатывается законопроект, защищающий школьных учителей
03.02.2020
Россией управляет Господь
Отец девятерых детей протоиерей Димитрий Арзуманов верит в способность нашей страны выбраться из демографической ловушки
15.01.2020
Все статьи Протоиерей Димитрий Арзуманов
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06