По мнению Патриарха Кирилла, «эти люди ведь никуда не улетучились - они присутствовали на протяжении долгих десятилетий в нашей жизни; кроме того, современный потребительский образ жизни содействует формированию агностических настроений. Люди не задумываются о великом, о вечном, о святом, о добре, о зле - они думают о деньгах и о том, как их потратить. И эти два фактора - рудиментарная антирелигиозность советского времени плюс этот новый потребительский контекст - действительно формируют в определенной части нашего общества некое безразличие к религиозной идее. Такие люди иногда становятся питательной средой для распространения антирелигиозных убеждений, чем и воспользовались те, кто профессионально работал и работает в этой области - в области антирелигиозной пропаганды, как мы бы сказали в советское время».
Прокомментировать слова Святейшего Патриарха Кирилла и ответить на вопрос, насколько же действительно сильны антиклерикальные настроения в современном российском обществе, мы попросили доктора социологических наук, профессора, первого проректора Международной академии бизнеса и управления Екатерину Добренькову.
![Екатерина Добренькова Екатерина Добренькова](/images/2012/22649.jpg)
Кроме того, что журналисты сами для себя ищут повод поверить в антиклерикальные настроения народа, конечно же, есть ещё и давление извне, которое руководит журналистами, позволяющими себе подобные высказывания. Мне кажется, что тут чувствуется явное влияние Запада. Но в том виде как эта кампания ведется СМИ сегодня, она не может реально повлечь за собой рост антицерковных настроений в обществе. То же активное обсуждение поклонению Поясу Пресвятой Богородицы во всех СМИ вызвало только больший интерес. Конечно, кто-то попал под их влияние, но то, что они обозначили это проявление религиозности как «истерию», а не веру в Бога, наоборот, вызвало ещё больший интерес общества, а у верующих людей - прилив сил. Потому что у верующего человека любое нагнетание зла вызывает только большее воодушевление в вере, дает понимание, что он на правильном пути. Поэтому всё это обсуждение направлено только на тех, кто не верит в Бога, и для отчета перед теми, кто им платит за то, чтобы они отработали эту тему. Как только появляется повод - они сразу же пишут против Православия, критикуя русский народ, доказывая, что он не верующий, и что Церковь опять всех обманывает. Любое событие используется как информационный повод, все пишущие в таком духе люди абсолютно купленные.
Но я думаю, что в настоящее время своей цели добиться им не удастся, потому что сегодняшнюю ситуацию движут факторы более серьезные, не какие-то высказывания журналистов, а общая ситуация, и не только в России, но и в мире в целом. Сейчас настолько сложная ситуация, не только в материальном, но и в моральном и духовном плане, что люди ищут опору, как всегда в подобные периоды истории. Так как сейчас наша жизнь вообще потеряла всякую опору. Цель жизни все большее число людей ищет в вере. Это исконно традиционно русское явление, и что бы ни делали недоброжелатели, русский человек так устроен, что он все равно будет искать духовную опору. Когда происходит потеря ценностей в обществе, когда нет идеологии в государстве, то человек вынужден сам искать цель. В данной ситуации её предлагает Русская Православная Церковь. И то, что происходит, лишь убеждает людей в правильности выбора цели.
Мы знаем, что ничего случайного в мире не бывает. То, что Пояс Богородицы был явлен в России именно сейчас, показывает, что русский народ уже готов объединиться и пойти к цели, готов воспринять исконные православные ценности и пойти за ними. Понятно, что за 70 лет безверия многие русские люди настолько сильно оторвались от своих корней, от Церкви, что прошлое поколение почти полностью потеряно, отчасти и старшее тоже. Но мы не теряем надежды на молодых людей. Я считаю, что Русская Православная Церковь имеет сейчас огромные шансы именно в силу исторического момента. Отсутствие идеологии воодушевляет людей на поиск ценностей, естественно, русский человек будет находить их в традициях Православия.
Сейчас заметно, что многие партии и отдельные лица используют религиозный фактор. Стало модным подчеркивать свою принадлежность к религии, мало кто заявляет, что он атеист. Эта тенденция очевидна. Даже коммунисты теперь уже не возражают против Бога, что им часто ставят в упрек. На самом деле я не вижу в этом ничего плохого, потому что коммунисты - тоже русские люди, которые имеют право, кроме своей идеологии иметь вероисповедание. Это не запрещено никаким законом, а тем более законами веры и души. Но, тем не менее, часто религию используют как политический фактор, пытаются столкнуть людей именно в политическом аспекте.
7. На Бога надейся, но сам не плошай.
6. "Антиклерикалы" в России - всего лишь либеральная отрыжка
5. Re: Екатерина Добренькова: «Тут чувствуется явное влияние Запада»
4. Re: Екатерина Добренькова: «Тут чувствуется явное влияние Запада»
3. Re: Екатерина Добренькова: «Тут чувствуется явное влияние Запада»
2. Религиозный фактор
1. За возрождение Святой Руси !