По его словам, «в 2000 году, когда пришел Путин, вообще 30 процентов населения, жили за чертой бедности, но люди бедные голосовали за него». И, как отмечает политолог, на самом деле, «Единая Россия» соответствовала запросу провинциальной России - та хотела увидеть свои лица на политическом поле. «Никого не интересовало, какие лица, и какие способности к дискуссии у представителей партии власти. Партия олицетворяла запрос провинциальной России, олицетворяла запрос на порядок, стабильность, предсказуемость. Но чудо, как я уже сказал, кончается. Мобилизация, основанная на патриотических чувствах, всегда кратковременная. Например, первая русская мировая война. В 1914-1916 годах умирали, погибали и так далее. Уже к 1916 году начали бросать окопы, уходить, бросать фронт, что привело к победе большевиков и к развалу. И вот это тоже учитывать. Резко падает запрос на патриотизм. Когда за державу обидно - это эпоха еще постсоветская, а сейчас новая эпоха. Сейчас уже люди оценивают власть не по тому, что она сделала для страны, а по тому, что она сделала для конкретного человека. Взрыв индивидуализма неизбежен после коммунизма. Все эти серьезные проблемы - перемена матрицы поведения, сознания, которая произошла за десять лет - это очень важно Путину осознать», - отметил Ципко.
Теперь, заметил далее политолог, «вдруг обнаружилось, что рост уровня жизни вырос в два с половиной раза (даже критики говорят, что никогда в России так не жили хорошо, никогда так много не потребляли и не имели столько благ в жизни), а недовольство растет». «Сложно понять, что эта мина замедленно действия была заложена в 90-х гг. Слишком разительным стало социальное неравенство. Да, реальный уровень заработной платы с 2000 года в три раза вырос, но люди уже оценивают свою жизнь не по тому, что у них было в прошлом. Они оценивают свою жизнь по тому, что имеют наиболее богатые, те, кто получил всю собственность в ходе приватизации», - подчеркнул эксперт.
И здесь, по словам политолога, новый год Путину несет много проблем. «Потому что преодолеть эту страшную разницу между теми, кто задарма приватизировал национальные богатства, и теми, кто сейчас работает, но зарабатывает только на жизнь - невозможно. Все эти Ходорковские, Абрамовичи и Березовские - они ж ничего не создали, просто забрали в свою собственность национальное достояние. И это люди понимают. И это уже работает против Путина и против власти. И как это решить? К коммунизму уже не вернешься. И получается, что в ту эпоху запрос на стабильность, страх перед хаосом, как бы подавлял, замораживал запрос на справедливость и собственное достоинство. Но сейчас это выходит на первый план. Раньше недовольство своей жизнью не переносилось на Путина, а теперь недовольство жизнью переносится на власть. Люди говорят: он же был реально сколько лет у руля, а я все бедный», - добавил Ципко.
Есть, продолжил он, и другая проблема. «Политическая система, которая обеспечивала условие стабильности - создана на основе конституции 1993 года и наделяет президента огромной властью. И это обеспечивало стабильность спокойствие и т.д. Но все изменилось, а у парламента нет необходимых функций. И как Путину на это реагировать? Ведь даже если бы выборы были идеальные и абсолютно честные - это не играет особой роли, потому что у нас парламент не имеет никаких особых прав. Он не выбирает премьера. Премьер в принципе не подотчетен. Получается, что система, которая обеспечивала стабильность на протяжении десяти лет, становится фактором нестабильности. Но надо понимать, что несовершенство нашей демократии никак не связано с Путиным. Путин не создавал этой Конституции. Он действовал в рамках Конституции. Но запрос на справедливость, достоинство обостряется. Понимает ли это Путин, и сможет ли ответить?» - вопрошает политолог.
«У меня такое ощущение, что начал понимать, но довольно вяло. Он не хочет осознать, что система начинает работать в обратном направлении. Потому что запрос на справедливость, тем более в посткоммунистической стране, тем более с учетом русской традиции "пускай будет равная бедность, чем различие в достатке" - это все работает теперь против него. И он вынужден сохранить стабильность, сохранить условия для инвестиций, для развития страны, но реализовать этот запрос на справедливость. Путин уже начал об этом говорить. Прозвучала тема с офшорами. Но он должен серьезней говорить и обращаться к нашей элите с более жестким запросом на справедливость. Но особенность Путина, что он не любит резких решений, не любит расставаться с людьми из своей команды. Кто-то считает это недостатком, кто-то достоинством. Но в любом случае он не хочет идти на популистские меры. Например, если бы он снял Фурсенко, он сразу бы 5 процентов голосов бы получил. Потому что это противоестественная для России система ЕГЭ действительно замучила детей, родителей и так далее. Тем не менее, Путин старается не впадать в популизм. Но ему придется принимать радикальные решения. Той России, которая дала ему чудо власти, чудо авторитета, чудо всенародной любви, уже нет. Он уже понял, что необходимы изменения. Предложена разумная система выборности губернаторов. Он понял, что надо переформировать Совет Федерации, надо разрешить зарегистрироваться оппозиции. Но перед ним стоит очень серьезные проблемы. Он должен модернизировать систему. И с другой стороны Путин должен понимать, что он может выиграть эти выборы», - добавил А.Ципко.
Политолог выразил уверенность, что Путин, как «умный, талантливый русский человек», «сумеет осознать, что инерция не работает». «Думаю, любой нормальный интеллигентный человек понимал, что это в шоу, в которое превратили и первое, и второе заседание съезда с этими выкриками "Россия" и так далее - противоестественно для современной России. И самое главное, если провинциальная Россия хотела видеть во власти своих людей, не очень способных к полемике, то сейчас изменилась и провинциальная Россия. Она хочет видеть в "Единой России" людей умных, талантливых, способных думать, за которыми что-то стоит. Все изменилось. И поэтому перед Путиным - драматический выбор. И он должен позаботиться и о том, кому потом, после этого срока (выборы эти он несомненно выиграет) передать власть. Но еще один срок - уже не нужен. На сегодняшний день конкурента для Путина нет. Никто кроме него не сможет быть адекватным в сложной ситуации. Но он должен позаботиться и о будущем. Надо выдвигать, на мой взгляд, не эти говорящие головы, которые ходят на Болотную площадь, при всем уважении к ним. Должны появиться люди из провинциальной России. Какой-то очень умный и способный губернатор, который знает жизнь, знает Россию, и который может быть адекватен. Надо еще понимать, что у нас и нет единой России. Есть эта Россия мегаполисов, Россия интеллигентная, прозападная, которая живет в глобальном мире и которая не очень интересуется судьбой России. А есть эта коренная русская провинция. Она консервативная, она более простая, но на ней стоит Россия», - заключил Александр Ципко.