Николай Бурляев: «Я был покорен обаянием и личностью этого человека»

Народный артист России вспоминает о великом кинорежиссере Андрее Тарковском в день 25-летия со дня его смерти

0
1433
Время на чтение 5 минут
Сегодня, 29 декабря, исполнилось 25 лет со дня смерти выдающегося кинорежиссёра Андрея Арсеньевича Тарковского.

Как пишет сайт tarkovsky.su, сын известного русского поэта Арсения Тарковского родился 4 апреля в 1932 году в селе Завражье Ивановской области. В 1951-1952 он учился на арабском отделении ближневосточного факультета Московского института востоковедения; потом, в 1952-1953 годах, работал во ВНИИ цветных металлов и золота, работал в геологических партиях.

В 1960 году Андрей Тарковский окончил режиссерский факультет ВГИКа, стал работать на киностудии. Мировую известность принесла Андрею Тарковскому уже первая его полнометражная работа — «Иваново детство», поставленная по мотивам военного рассказа В.Богомолова «Иван». Этот фильм был удостоен многих престижных кинематографических премий, в том числе и «Золотого льва святого Марка» Венецианского фестиваля. Картина «Страсти по Андрею» с Анатолием Солоницыным в главной роли, выпущенная в прокат в 1971 году с сокращениями под названием «Андрей Рублев», была включена в число 100 лучших фильмов в истории кино.

Особое место в творчестве режиссера занимают ленты, поставленные им по книгам выдающихся современных фантастов — Станислава Лема и братьев Стругацких: «Солярис» и «Сталкер». Положив эти произведения в основу своих фильмов, Андрей Тарковский философски переосмыслил их, придав им новое звучание. А между этими фильмами он снял автобиографическую картину «Зеркало».

В 1982 году режиссер уехал в Италию, где поставил ленту «Ностальгия» с Олегом Янковским в главной роли русского поэта, умершего в Италии от тоски по Родине. Тема личной жертвы наибольшее развитие получила в «Жертвоприношении», последнем фильме Тарковского, поставленном режиссером в Швеции.

Последние несколько лет жизни Андрей Тарковский провел на Западе. В 1984 году, не получив от советских официальных органов разрешения на продление пребывания за границей, Тарковский заявил, что остается на Западе. Он слишком дорожил своим временем, словно предчувствуя, что жить ему остается совсем немного. Между тем, возможность работы в СССР представлялась тогда весьма проблематичной. Живя на Западе, режиссер еще успел снять фильм «Жертвоприношение», но это был его последний фильм.

29 декабря 1986 года Андрей Тарковский умер после тяжелой болезни рака легких. Похоронен кинорежисер на кладбище в предместье Парижа — Сент-Женевьев-де-Буа.

Мы попросили поделиться своими воспоминаниями о кинорежиссере нашего постоянного автора, народного артиста России Николая Бурляева, который снимался в двух фильмах Тарковского («Иваново детство» и «Андрей Рублев»).

Николай Бурляев
Несколько лет назад я принимал участие в Международном конгрессе, посвященном Тарковскому в Афинах. Мой доклад я озаглавил «Андрей Первозванный мирового кинематографа». Имя Андрей ему дали неслучайно: если окинуть взором все творчество Тарковского, то мы увидим, что это действительно Андрей Первозванный мирового духовного кинематографа, до которого никто не дотягивался ни в те времена, ни, тем более, сейчас, и не знаю, появятся ли люди, которые дотянутся до этих вершин в будущем.

Чтобы подкрепить эту идею, я обращусь к древности. Античный мудрец Эсхил возводил душу человека к Богу, говорил о Высшем начале. После него пришли Софокл и Еврипид, которые идеей «мы сами боги» подтолкнули процесс упадка цивилизации, культуры и духовности. И вот, Тарковский первый в мировом кинематографе начал говорить о Боге доступными ему средствами. И потому, что он делал именно такие фильмы, которые не мог сделать никто из окружающих режиссеров, он стал российским режиссером номер один для крупнейших режиссеров мира. Именно так о нем отзывались, и я могу это утверждать, так как они мне говорили это лично. Бернардо Бертолуччи, Тео Ангелопулос, Анджей Вайда, Эмир Кустурица – для всех них Андрей Тарковский – недосягаемая вершина.

Мы познакомились с Андреем Тарковским летом 1961 года на «Мосфильме». До этого я играл в фильме друга Тарковского Андрея Кончаловского в учебном фильме «Мальчик и голубь», и Тарковский увидел меня в этой работе. В 1961 году Тарковскому предложили переделывать фильм «Иваново детство». Как я узнал уже после его смерти, он взялся за этот новый фильм только потому, что у него был главный герой – Коля Бурляев.

Когда я познакомился с Тарковским, мне было 14 лет. Я был покорен обаянием и личностью этого человека. Уже при первом общении я понял, почувствовал, что это особая, из ряда вон выходящая, выдающаяся, гениальная личность, и позже жизнь это подтвердила. Конечно, Тарковский был реальный живой человек - со своим чувством юмора, со всеми грехами, присущими человеку. Он и курил, и выпить любил, и за женщинами ухаживал, и пел блатные песни Высоцкого. Но при всем при этом он одномоментно вдруг переходил в иное измерение, и это было видно окружающим. Вроде бы оболочка его здесь, а по глазам видно, что душа его подымается куда-то очень высоко.

Бурляев и Тарковский
Как режиссер Тарковский был человеком достаточно жестким. Он жестко вел меня по роли в «Ивановом детстве», а потом и в «Андрее Рублеве», потому что сами картины затрагивали весьма жесткие темы. В «Ивановом детстве» – страшная война, у моего героя убиты фашистами все родные, и он стал им мстить. Тарковский готовил меня к тому, чтобы я, благополучный мальчик, имеющий родителей, близких, мог подумать, что это такое – потерять всех своих близких.

Но когда мы работали над этим фильмом, это было прекрасное, солнечное время: лето, август, Днепр, юмор, застолья, прекрасная жена Тарковского Ирина, которая играла роль матери Ивана.

Потом это все закончилось. Тарковский на какое-то время пропал, и вдруг мне позвонили от него и сказали, что меня будут пробовать в фильме «Андрей Рублев». Я очень обрадовался, что мы будем снова работать.

Однако роль, которую Тарковский и Кончаловский написали для ученика Рублева, при прочтении мне не понравилась. Здесь нечего было играть: три-четыре появления, какая-то бледная тень. Но прочтя до конца, я был потрясен новеллой «Колокол» и образом Бориса, литейщика колоколов. Когда я пришел на пробы (где пробовался прежде на Фому), то работал без желания и актерского куража, а после подошел к Тарковскому и попросил попробовать меня на Бориса. Он тут же от меня отмахнулся, сказав, что он эту роль готовил для другого актера, а я для нее слишком мал. После очень больших трудов и уговоров (я действовал через оператора и консультанта Савву Ямщикова) хитрым образом все-таки удалось сделать мне пробу. Савва избрал путь пари. Он подошел к Тарковскому и сказал: «Давай поспорим на ящик шампанского, что ты все равно утвердишь Колю». Тарковский снова отмахнулся, ответив, что Коля еще мал, и вообще он играет по 20 ролей в год и уже «зазвездился». Но потом все-таки подумал, согласился поспорить и устроил мне пробу. Окончилось это тем, что режиссер утвердил меня, и за это я Савве искренне благодарен.

Именно на «Андрее Рублеве» жизнь Андрея Тарковского начала переламываться пополам. Он ушел от прошлой солнечной жизни, от прекрасной жены Ирины, отдалился от матери и всех близких, уехав на Запад. По моему глубокому убеждению, именно после этого излома и последовал трудный и быстрый его уход из жизни. Он начал заболевать, покинув Родину. Думаю, что Тарковский мог бы жить гораздо больше, если бы остался в России. Его начал уничтожать рак легких, и за шесть лет эта болезнь свела его в могилу.

Вечная память прекрасному человеку и гениальному кинорежиссеру Андрею Арсеньевичу Тарковскому.


Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

20. Ответ на 19., Писарь:

Ув.Петр Иванов."Мистики" в фильмах А.Тарковского,действительно более чем досточно,только мистики нехристианской, тем более Православной.Особенно в фильмах "Солярис" и особенно в фильме "Сталкер",недаром,на основе фильма была создана компьютерная игра,оккультного толка-S.T.A.L.K.E.R.

Компьютерная игра "Сталкер" имеет такое же отношение к фильму Тарковского, как мультфильм "Алеша Попович и Тугарин-змей" - к подлинной былине.

19. 14.Петру Иванову из Мюнхена.

Ув.Петр Иванов. "Мистики" в фильмах А.Тарковского,действительно более чем досточно,только мистики нехристианской, тем более Православной. Особенно в фильмах "Солярис" и особенно в фильме "Сталкер",недаром,на основе фильма была создана компьютерная игра,оккультного толка-S.T.A.L.K.E.R. Просто в Советском Союзе, большинство, и понятия не имели о "гностических" учениях,которые пышным цветом,цвели в масонских ложах-распостраняя духовный дурман,точнее-духовную отраву по белому свету. А главное-были далеки от Бога,насильственно оторваны от действительной,реальной катрины мироустройства. Потому отраву принимали за некое откровение,тем более принимали,что талантлива. Все равно,что пить керосин. Не люди виноваты,но тот кто их поил. И напоил. До смерти.
Писарь / 31.12.2011, 11:35

18. Ответ на 15., Петр Иванов из Мюнхена:

Петр, прочел Ваш коммент и стало мне стыдно, что вот так ,походя, вынес свой приговор художнику ("тоскливый эстет"). Может быть, я просто не разглядел чего-то в его фильмах, что разглядели Вы. Наверное, мне просто это (Тарковский и Звягинцев) не близко, вот и всё. Но есть тут еще и общая нынешняя УТРАТА ДОВЕРИЯ К ХУДОЖНИКУ. Чему может он тебя научить,сам будучи человеком глубоко страстным (ведь эстетство - это страсть)и глубоко несчастным? Вот не хочется 4-5 часов разгадывать, что там накрутил тот или иной режиссер (писатель, поэт и т.д.)Сейчас от искусства ждешь или просто РАЗВЛЕЧЕНИЯ, отдыха или ПРОНЗИТЕЛЬНОСТИ, "душевного согрева" - а глядеть, как камера десять минут перемещается из правого угла в левый и думать, что же хотел Тарковский этим сказать, как-то не хочется... Раньше ты думал: о как же это мудро, как же это сложно, а теперь видишь, что человека просто, прости Господи, КОЛБАСИТ. Быть может, это фарисейство, не знаю...Ну вот как-то так.
ерусалимецъ / 31.12.2011, 10:25

17. Ответ на 14., Петр Иванов из Мюнхена :

P.S.: та корова - памятная и вечная жертва Памяти о неимоверной страдальческой Судьбе всего Русского народов: недаром зритель это запомнил...

Уважаемый Петр, корова - это жертва лицедейству, не более того. Без фильмов Тарковского советский (русский) кинематограф был бы неполным. Но вот что интересно, фильм "Жертвоприношение", без Юсова, без русских актеров и без России получился неимоверно претенциозным, нудным и некрасивым. В отличие от по-настоящему красивых и глубоких "Андрея Рублева", "Соляриса" и др. И получается, что принеся корову в жертву кинематографу, он, в конце концов принес в жертву кинематограф.

16. Извинения (на 2011-12-30 в 17:32)

Извиняюсь, что Андрея Тарковского по ошибки написал именем его замечательного отца и человека - Арсением. Может и стоило так написать: Это мы убеждены, что великий мастер говорит о Боге, а на самом деле Тарковский, со стихами голосом поэта Арсения Тарковского, с нами - со зрителями пристально и напряженно всматривается в Очевидность Божию и зритель начинает духом своим говорить сам о Боге в самом себе, и не подозревая, что разговор о Боге уже начался и не прекратится. Но я писал не о "Зеркале", а о всем творчестве Мастера.

15. ерусалимецу от 2011-12-30 в 13:10 и в 01:54

Такое необыкновенное видение Человека в фильмах Тарковского не всем интеллектуалам по плечу. Помню, какое огромное количество рвалось на закрытые просмотры "Зеркало" в Домах Актера, Писателей, Журналиста, Художника и других Закрытых Домах и Клубах. Начинался фильм лекцией блистательнейшим искусствоведом женщиной (забыл имя) расшифровкой символов в фильме. Заканчивался фильм философским анализом фильма и беседой о фильме. Люди даже не подозревали, что просидели в зале 4-5 часов. Фильмы Тарковского необходимо за ЧАЕМ вспоминать и постигать потаённое. Из Мюнхена

14. из Мюнхена

Спасибо за публикацию в память о Арсении Тарковском. Дерзаю присовокупить к памяти и свои неумелые строки. Шедевры Тарковского наполнены правдивой, природной мистикой бытия природы и Человека. Та мистика, которую Мастер пробуждает в зрителях, не для экзальтации салонных дам. Мистика в фильмах Тарковского пробуждает нечто уснувшее в душе человека. Тарковский говорит о Боге другим языком: под воздействием шедевра, зритель сам начинает ощущать Божие в знаковых моментах судьбы, о благословенности природы Божией, о ещё не потерянной святости детей. Это мы убеждены, что великий мастер говорит о Боге, а на самом деле Арсений с нами - со зрителями пристально и напряженно всматривается в Очевидность Божию и зритель начинает духом своим говорить сам о Боге в самом себе, и не подозревая, что разговор о Боге уже начался и не прекратится. Самое невероятное: этот необыкновенный разговор возникает после многих лет просмотра фильма: когда вдруг неожиданно сплывут тарковские кадры. Об этом гении Русской культуры невозможно закончить беседу, искусствоведческие исследования... Петр Иванов Германия - Мюнхен 30 декабрь 2011 P.S.: та корова - памятная и вечная жертва Памяти о неимоверной страдальческой Судьбе всего Русского народов: недаром зритель это запомнил... Неплохо некоторым поехать на Запад жить и заболеть неизлечимой смертельной и порою долгой болезнью каждодневного умирания - НОСТАЛЬГИЕЙ...

13. Re: Николай Бурляев: «Я был покорен обаянием и личностью этого человека»

Еще по поводу погибшей на съемках коровы - шутками шутками, но вообще жестокость (одержимость?) творческих людей - дело совершенно обычное. Кажется, Леонардо да Винчи ходил любоваться на казни, чтобы "схватить" выражение лиц обреченных. А вот еще: "На съемках киноэпопеи "Война и мир" погибло немного-немало две сотни лошадей. Рассказывает Мухтарбек Кантемиров, художественный руководитель конного театра "Каскадер" и непосредственный исполнитель конных трюков в десятках художественных фильмов: "Действительно, на съемках фильма "Война и мир" произошел большой скандал, связанный с лошадьми. По сценарию в одной из сцен с обрыва падает конница. Для этого режиссер взял партию лошадей с мясокомбината. Посмотреть на съемки собралось много зрителей, детей и на глазах у всех лошадей подвели к обрыву, и животные всей кучей стали падать вниз. Эту кучу малу, мелькающие в воздухе головы, ноги, снимали. Сцена получалась не просто достоверной - натуральной. На справедливое возмущение режиссер хладнокровно отвечал: "Их все равно на мясо!"
ерусалимецъ / 30.12.2011, 10:10

12. Re: Николай Бурляев: «Я был покорен обаянием и личностью этого человека»

"Иваново детство", к стыду своему не смотрел, но вот "Андрей Рублев" и "Ностальгия" - два страшно тоскливых фильма! В "Ностальгии" Янковский ходит 2 часа по экрану и ностальирует, и ностальгирует... Тарковский - эстет, а во всех эстетах есть что-то ужасно тоскливое. Вот камера медленно движется справа налево, а вот - еще медленней - слева направо. А вот пять минут экранного времени идет дождь. Звягинцев, который и не скрывает того, что подражает Тарковскому, смотрится все таки поживее, но опять таки - после просмотра лишь пустота на сердце. Все христианские "отсылки" в его "Возвращении" и "Изгнании" - абсолютно ОТ УМА и сердца не затрагивают. А "Рублев" Тарковского - по духу вообще абсолютно не христианский, есть полно ПРОСТЫХ ХОРОШИХ СОВЕТСКИХ ФИЛЬМОВ, которые гораздо более... не знаю, полезных, что ли... Ну это всё мои скромные дилетантские оценки. А корову, конечно, жалко. Прости нас, милая, не уберегли мы тебя!
ерусалимецъ / 29.12.2011, 22:54

11. Удивительные кадры в «Ивановом детстве» - светящийся в дымке Русский Православный крест, склоненный страшной бомбежкой, но не поверженный, вМир праху всех Русских Православных Людей семьи Тарковских.

Удивительные кадры в «Ивановом детстве» - светящийся в дыму бомбежки Русский Православный крест, склоненный бомбежкой, но не поверженный, выстоявший. Снять такое при троцкистском иуде Хрущеве, обещавшем показать по телевидению «последнего попа» - это надо быть по рожденью и воспитанию Русским Православным Человеком – Тарковским. Мне – украинскому казаку по отцу и русскому по матери - и во младенчестве ставшем Православным человеком - этот кадр со светящимся в бомбежке Русским Крестом – глубоко символичен и необычайно духовно дорог. В этом кадре виден духовный мир Великого Русского Художника. Мир праху всех Русских Православных Людей семьи Тарковских.
Михаил Конопля / 29.12.2011, 21:55
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Николай Петрович Бурляев
«В театр должно вернуться священнодейство»
О современном русском театре в свете одного любопытного опроса ВЦИОМ
26.02.2024
Россия возрождается
По промыслу Божию России дано удивительное историческое время
25.12.2023
Указ планетарного масштаба
После внесения изменений в «Основы государственной культурной политики» власть не сможет бесконтрольно поддерживать то, что не должно быть в духовном поле России
27.01.2023
Россия восстала против мирового сатанизма
Преодолев все нестроения, боль и кровь мы должны возродиться и представить обезумевшему миру новую цивилизационную модель
30.12.2022
Все статьи Николай Петрович Бурляев
Последние комментарии
Штурм прошёл успешно – проблемы остались?
Новый комментарий от Валерий Медведь
23.06.2024 18:31
Вновь о «екатеринбургских останках» и о роли личности
Новый комментарий от Фиалковский
23.06.2024 17:59
О «патриотическом социализме»
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
23.06.2024 15:24
Александр Дворкин против о.Андрея Ткачева
Новый комментарий от Русский Иван
23.06.2024 15:18
22 июня
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.06.2024 15:13
Просвещение общества русской историей
Новый комментарий от Игорь Бондарев
23.06.2024 14:59
Трезво посмотреть на происходящее
Новый комментарий от Владимир С.М.
23.06.2024 11:00