«Кавказ с России берёт дань. Все эти коррумпированные кавказские верхушки сами же прикармливают самых яростных антирусских националистов и террористов, чтобы потом показать на них пальцем федеральным властям и сказать: "Вот видите, мы, конечно, сволочи, мы коррупционеры, но если не мы, то вот эти отморозки придут к власти, поэтому давайте нам ещё денег". Это банальный шантаж.
Почему мы сразу мыслим крайностями? Или нынешняя феодально-коррупционная непрозрачная система или гражданская война. Неужели нет промежуточных стадий, нет других вариантов?! А если мы с самого начала заявляем "да нет-нет-нет, мы готовы на любые условия, лишь бы эти бородатые деточки не плакал", то это уже за гранью политики. Не моё дело предлагать варианты развития ситуации на Кавказе, но вариантов всегда должно быть несколько.
Ни Путин, ни Медведев до сих пор не постарались внятно объяснить нам, что в целом происходит в отношении северокавказских народов в России. Где болевые, проблемные точки. Вот есть программа ликвидации безработицы в горных регионах, и кавказцев переселяют сюда. Но на каких основаниях, простите, им дают все права, дают жильё, дают деньги, ничего не требуя взамен? У них нет никаких обязательств!
При этом кавказцы чувствуют себя в русских городах совершенно безнаказанными. И это понятно, потому что это клановое общество. Собственно говоря, очень архаичное, и первобытнообщинное, в этом смысле. Где клан, там сильнейшее родство, выше любых других обязательств. И поэтому, этот вопрос должен звучать очень жёстко. Хотите жить в русских городах, примите условия жизни русских городов, забудьте про любые другие свои обязательства – религиозные, племенные, семейные. Лояльность России и в широком, и в узком смысле слова должна стать для них главной чертой. Вплоть до принятия дресс-кода, если он какой-то существует - формальный или неформальный».
Regions.Ru попросили священнослужителей прокомментировать эти слова о. Андрея Кураева.
Протоиерей Сергий Шастин, настоятель Крутицкого Патриаршего подворья, считает беспокойство о. Андрея вполне объяснимым. «Действительно выходцы с Кавказа часто ведут себя неприемлемо с точки зрения русской культуры общения и человеческих отношений. Кавказский стиль поведения в гостях вызывает законное возражение. Нужно как-то донести до людей, что традиции коренного населения нужно уважать», - сказал он.
«Тут, конечно, возникает масса вопросов к правоохранительным органам, в обязанности которых вообще-то входит поддержание общественного порядка и защита граждан, в первую очередь тех, кто проживает на своей родной земле, от оскорблений и вызывающего поведения. Русский народ, конечно, терпелив, но не до бесконечности. И чем больше он терпит, тем сильнее получается взрыв возмущения. Кому понравится наглое и вызывающее поведение новоявленных «хозяев»?» - воскликнул о. Сергий.
«Конечно, это относится не ко всем кавказцам, среди которых есть и воспитанные и культурные люди. И я уверен, что собственно к кавказцам нет неприязни. Но есть такие представители кавказских народов, которые сознательно или нет, провоцируют бурную реакцию. Эта проблема во многом связана с воспитанием, культурой, нравственностью. Причем это касается не только кавказцев, но и русских. К сожалению, такие вещи, как культура, нравственные ценности, гармония межнациональных отношений, сейчас находятся в небрежении, и общественные институты – школа, СМИ и др. – ничего не делают для их воспитания», - заключил он.
Протоиерей Александр Кузин, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине, считает, что на сегодня в Правительстве РФ хватает профессионалов, которые владеют ситуацией на Северном Кавказе и поступают вполне грамотно.
«Кавказ – это неотъемлемая часть России, и, на мой взгляд, сейчас там ситуация под надлежащим контролем. Хотя мне лично нравится не все, что там происходит, но это не тот ужас, который был в годы войны в Чечне. Так что у меня нет никаких претензий ни к кавказским, ни к московским руководителям», - говорит он.
«Зато у меня есть претензии к тем представителям Северного Кавказа, которые живут здесь, в центральной части России, и пытаются устанавливать свои законы, не всегда считаясь с коренным населением. Как гражданин я считаю, что эта проблема серьезная и касается именно внутренней политики», - заключил отец Александр.
Игумен Мелетий (Соколов), преподаватель Московской духовной семинарии, считает, что о. Андрей отчасти поддался массовым настроениям, «тиражируемым» через СМИ и интернет.
«Во многих СМИ и особенно в интернет-пространстве обсуждение этой темы напоминает уже истерию, которой заражается все больше людей. Вопрос действительно очень сложный, но тем более взвешенного и ответственного подхода он требует», - сказал он.
«Обстановка на Кавказе простой никогда не была. Для поддержания стабильности, видимо, и в самом деле нужны немалые средства. Желательно, конечно, чтобы эти средства шли на пользу делу, а не уходили в песок», - отметил отец Мелетий.
«Что же касается переселения кавказцев Центральную Россию, то ничего страшного я в этом не вижу. Русская нация перемелет внутри себя любой инородный элемент. Это у нас получается даже лучше, чем у китайцев», - уверен отец игумен.
«Безусловно, особенности национальной психологии надо учитывать. Столкновения темпераментов происходят сейчас все-таки в основном на бытовой почве. Среди самих русских, их, кстати, не меньше. Самое главное для русских – держаться Церкви и православной веры, тогда никто нам не страшен. А истерия и агрессивные контрмеры ни к чему хорошему не приведут», - заключил он.
Заведующий кафедрой теологии Рязанского государственного университета игумен Лука (Степанов) считает, что сохранение мира и удержание его от кровопролития достойно любых денег.
«Вся политика – это поиск компромиссов, в том числе и с несимпатичными для нас структурами, тайными или явными организациями. Я не думаю, что неспециалисты в кавказской проблеме в состоянии давать взвешенные и ответственные рекомендации правительству, как должно ему поступать в этой многовековой горячей проблеме, многоболезненной для России», - сказал он о выступлении о. Андрея Кураева.
«Чтобы сохранять союз народов, надо как-то договариваться между собой. И еще добавлю: нам надо молиться, чтобы для народов Северного Кавказа и других регионов России исполнялись слова молитвы о тихом и безмолвном житии во всяком благочестии и чистоте», - заключил отец Лука.
Иерей Валерий Буланников, клирик храма свт. Николая в Отрадном, напомнил, что Кавказ во все времена был болевой точкой России, и ей всегда приходилось в той или иной мере опираться на местные элиты: «Кавказ всегда разделялся на тех, кто хочет пострелять – и на тех, кто вполне лоялен к России. Верх берут то одни, то другие».
«Другое дело – вопрос ответственности. В выступлении Путина на недавнем совещании по Кавказу содержатся вполне правильные и трезвые мысли на эту тему», - сказал о. Валерий.
«Да, в русских городах бывают и вспышки кавказского национализма и соответственно русского шовинизма. Но дело здесь, собственно, не в национальном вопросе. Просто правила должны соблюдать все: и русские, и кавказцы, и выходцы из Средней Азии», - добавил он.
«Разумеется, с теми, кто хочет воевать, нужно поступать жестко. Но вообще с людьми надо работать. Находить общий язык. Проводить воспитательную работу. Это дело серьезное, и здесь нужна стабильность. И дело все-таки двигается в правильном направлении», - уверен священник.
Священник Георгий Белодуров, клирик Воскресенского (Трех исповедников) храма Твери, считает, что протодиакон Андрей Кураев во многом прав.
«Просто у нас не принято говорить об этом, дабы не попасть в список лиц, разжигающих межнациональную рознь. Но ведь очевидно, что перегибы в политике России на Северном Кавказе есть», - говорит священник.
«Тут и комментировать нечего: власть должна координировать действия так, чтобы русские не чувствовали себя притесняемыми не только в исконно русских городах, но и на территории Кавказа. Ведь раньше в Грозном 40% населения составляли русские, и при советской власти все жили в мире и согласии», - отметил отец Георгий.