Между тем, отмечает издание, в Чечне в 2008 году с размахом отметили столетний юбилей со дня рождения чеченского историка Абдурахмана Авторханова, который в 1942 году перешел линию фронта с предложением Гитлеру союза с восставшей Чечней. При этом никаких претензий чеченскому руководству по поводу этого юбилея не было предъявлено. И вычеркивать из истории того же генерала Г.Х.Засса, который при всей своей суровости к мусульманским народам Кавказа, спас колонию армян, бежавших от черкесов. И именно армянская община Армавира уже в наше время настояла на установке памятника своему спасителю.
«Между тем, - отмечает издание, - сейчас наметилась именно такая тенденция: в ряде республик активно лоббируют свои версии истории, что крайне опасно в многонациональной России и по сути представляет мину замедленного действия, заложенную под фундамент страны». Так, в Орле, где похоронен покоритель Кавказа А.П.Ермолов, уже около ста лет блокируются попытки общественности поставить памятник генералу, деньги на который собрали еще в 1911 году. А тем временем школьные учебники истории год от года все активнее переделывают разделы, посвященные татаро-монгольскому игу, в Чечне с 2009 года празднуется День чеченской женщины, учрежденный в память о чеченских девушках, утопивших в 1819 году в Тереке паром с русскими солдатами, в Астрахани предлагают установить памятник Батыю, председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин называет Золотую Орду и даже Имамат Шамиля «такими же учредителями современной России, как и Киевская Русь, и Московское княжество»… «Эти примеры можно множить и множить, все они выстраиваются в одну линию, и сложно не видеть, куда она ведет», - отмечает Regions.ru.
Выразить свое отношение к сложившейся ситуации издание попросило православных священнослужителей.
Настоятель храма святителя Митрофания Воронежского, заведующий сектором МВД Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями протоиерей Димитрий Смирнов считает, что в наступлении на русскую историю нет ничего удивительного. «Этого и следовало ожидать. Кавказ с каждым годом становится постепенно сильнее, а Россия в целом при этом становится слабее. Все это находит отражение во всех этих конфликтных ситуациях», - сказал он. «Это борьба за выживание, которая выражается в том числе и в борьбе за историю, за память. Памятники – это только внешняя сторона. Все дело в том, что русский народ вымирает. И сейчас уже русских критически мало. Им уже можно все, что угодно, навязать. Если будет русских много – никаких подобных проблем не будет», - уверен отец Димитрий.
Игумен Сергий (Рыбко), настоятель храма Сошествия Святаго Духа на апостолов на Лазаревском кладбище, отрицательно отозвался о высказываниях Максима Шевченко. «По существу идет искажение истории, которую русские писали своей кровью. А теперь у нас готовы поддержать любую антирусскую пропаганду, лишь бы замолчать объединяющую и цивилизующую роль России и русского народа», - сказал он. «Мы пока что живем в единой стране, и эта страна называется Россией. Когда националисты из республик, живущих на русские деньги, поливают Россию грязью, - этого терпеть нельзя. Я понимаю, что если Россию ненавидеть, то будешь мечтать о памятнике хоть Батыю, хоть Иуде, хоть дьяволу. Но пока ты живешь в государстве Российском, будь любезен проявлять элементарное уважение», - жестко сказал отец Сергий. «Со стороны северокавказских республик идет угроза бандитизма и постоянное бряцание оружием. Кто живет в приграничных районах, постоянно это чувствуют. Об этом и в новостях говорят. Как прикажете на это реагировать местным властям?» - добавил он.
Протоиерей Андрей Спиридонов, клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве, усомнился, что конфликтные ситуации создаются специально, поскольку единства в понимании истории нет ни на государственном, ни на национальном уровне. «Проявления экстремизма и националистические настроения сегодня встречаются все чаще. Но кого считать правым? Того, кто громче кричит? В исторических вопросах надо просто разбираться более тщательно, ведь историю изменить невозможно», - считает священник. «Экспансия России на Северный Кавказ осуществлялась по-разному: какие-то народы сами просились в состав России, как грузины, а в соседнем регионе шло сопротивление – война шла с чеченцами и черкесами. Поэтому у каждого своя правда. Что мешает орловчанам поставить памятник Ермолову, а чеченцам поставить памятник Шамилю? И обе стороны будут правы. Поэтому не думаю, что есть специальный умысел в разжигании конфликта, скорее, есть недопонимания и недомолвки, которые требуют разъяснения и открытого диалога», - заключил он.
Протоиерей Александр Добродеев, заместитель заведующего сектором МВД Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, видит проблему в том, что власть разучилась разговаривать с обществом. «Секулярность общества привела к тому, что люди забывают о духовных и исторических ценностях. Поскольку в душе народа сегодня отсутствуют духовные ориентиры, то такие действия, как установка подобных памятников, вызывают непонимание и бурные протесты. Никто людям не объясняет, с какой целью памятник был установлен, какие мотивы преследовались при этом и т.д.», - говорит священник. «С людьми надо вести добрый диалог, а никто не хочет этого делать. И отсюда проблемы: у людей нет понимания того, что происходит вокруг, в головах все перемешалось. Потому в разных регионах и появляется свое понимание истории, не всегда верное, и происходят конфликты между теми, кто хочет нормально и спокойно жить, и теми, кто пытается заработать на таких конфликтах какие-то очки, преследует свои интересы, деля единый народ на русских, татар и так далее», - заключил отец Александр.
Священник Андрей Алексеев, клирик храма св. мчц. Параскевы Пятницы в Качалове, считает, что сейчас идет систематическое искажение истории. «Кто-то это делает сознательно, кто-то вольно или невольно стал поспешником. Фактически происходит подмена нравственных идеалов. Размываются уже сами основания русской истории – основания христианские. Нас лишают наших героев – людей, которые делали историю», - сказал он. «Ведь за каждой конкретной исторической личностью – жизненный выбор человека. В первую очередь – это нравственный выбор – в служении народу и Отечеству. Сила России всегда была в вере в Бога», - напомнил священник. «А причина конфликтных ситуаций, по-моему, очевидна. Когда сильный становится слабым, когда сильный связывается, когда утрачивается внутренняя целостность, когда совершается предательство, неприятель незамедлительно этим пользуется. Об этом говорят и Священное Писание, и вся наша история», - заключил он.