Причащаются реже одного раза в год 30% от числа православных россиян, среди них больше жителей Центрального федерального округа. Причащаются один-два раза в год 15% от числа православных россиян, среди них чаще встречаются люди в возрасте старше 65 лет. Несколько раз в год (но реже раза в месяц) подходят к причастию 6% от числа православных россиян. Среди них чаще остальных встречаются россияне, чей доход составляет менее 3 тыс. рублей в месяц, а также работающие в области науки и образования. Раз в месяц и чаще причащается всего 2% от числа назвавших себя православными. Социологи отмечают, что среди этих людей чаще, чем среди выбравших другие варианты ответа, встречаются респонденты, занятые в области медицины и здравоохранения.
При этом, за последние три года доля православных россиян, которые в принципе не подходят к Причастию, несколько сократилась. Одновременно большее число православных стали подходить к причастию реже раза в год.
Прокомментировать данные соцопроса мы попросили настоятеля храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской протоиерея Александра Ильяшенко.
«Это очень серьезная проблема. Дело в том, что на протяжении уже многих лет существует очень сильная антицерковная пропаганда. Что говорить о временах коммунистических, когда Церковь была гонима и унижалась, но ведь это можно сказать и о современности, когда повсеместно стараются вести антицерковную пропаганду, используя для этого любой шанс и возможность. Всеми способами стараются донести негативное впечатление о Церкви до широких масс наших современников. В результате у людей складывается негативный образ Церкви, навязанный недоброжелательной антицерковной пропагандой.
Кроме того, надо отличать человека верующего от человека воцерковленного. Человек, который приступает к Таинствам, старается активно исполнять заповеди Божии, понимает, что невозможно быть самому себе судьей, для него важно авторитетное мнение Церкви на вопрос о том, правильно ли он живет. Воцерковленный человек очень сильно отличается от человека невоцерковленного, у него гораздо более глубоко чувство ответственности пред Богом, пред Церковью, пред окружающими людьми.
Также необходимо в рамках системы образования говорить историческую правду. Мы знаем, что всегда в трудные для нашего государства моменты Церковь приходила на помощь и оказывала сильное влияние. Приближается 200-летие победы над силами объединенной Европы под командованием Наполеона. В те годы народ встал в первую очередь на защиту веры православной перед лицом безбожия, которое несла Европа во главе с атеистическим императором. И это надо понять каждому. Необходимо, чтобы такие знания давались системой образования.
Не менее важно широко продвигать и богословскую науку. До сих пор нет такой рубрики в классификаторе Высшей аттестационной комиссии. Наука есть, а государство её не признает. Это ещё один негативный фактор.
Так что нам надо искать конструктивные пути для решения существующей проблемы. Надо понимать, что никто кроме нас их решить не в состоянии. Каждый должен принять самое деятельное участие в их решении. Любой человек может сам читать книги, приходить в храм, беседовать с верующими, со священниками и получать знания».
11. Ответ на 10., Еленка:
10. Ответ на 6., р.Б.Александр:, 8. рудовский :
9. обидно, когда с таким трудом накопленный опыт пропадёт зря
8. Re: Протоиерей Александр Ильяшенко: «Это очень серьезная проблема»
7. Ответ на 4., Александр Раков:
6. Происходит подмена понятий, и это опасно!
5. Re: Протоиерей Александр Ильяшенко: «Это очень серьезная проблема»
4. Раздвоенность
3. Re: Протоиерей Александр Ильяшенко: «Это очень серьезная проблема»
2. Господи, помилуй.