Митрополит Волоколамский Иларион на открытии выставки работ Джотто в Государственной Третьяковской галерее сказал: «Православные в России и католики в Италии имеют замечательную возможность соприкоснуться с лучшими образцами религиозного искусства, представляющими духовные традиции восточного и западного христианства… Православная и Католическая церкви как наследницы этой древнехристианской традиции призваны к совместному свидетельству о ней перед лицом современного секулярного мира. Примером такого свидетельства стали выставки икон из Третьяковской галереи во Флоренции и произведений Джотто в Москве».
Российские СМИ сообщили, что «проект организован по инициативе Президента РФ Дмитрия Медведева и президента Итальянской Республики Джорджо Наполитано и проводится под покровительством Патриарха Московского и всея Руси Кирилла»,
Пресс-служба Третьяковки на крупнейших российских телеканалах, освещающих экуменический «проект» продолжает уверять граждан России, что «с картинами Джотто - не только шедеврами мирового искусства, но и свидетелями исторических событий - в Италии расставаться не хотели. Договориться о том, чтобы на время вывезти иконы в Россию, удалось, лишь отправив во Флоренцию произведения не менее прославленного русского иконописца Андрея Рублёва. На самом же деле, 22 апреля 2011 г. архиепископ Флоренции Джузеппе Бетори написал письмо управляющей Кристине Ачидини с просьбой прислать в Россию Распятие работы Джотто из церкви Всех Святых. Данное обращение Римско-Католической Церкви вызвало в Италии буквально взрыв страстей вокруг вывоза из страны этого уникального произведения «отца итальянского искусства», что в конечном итоге привело к замене подлинного произведения Джотто на две так называемых «джоттески», как именуются у искусствоведов работы круга Джотто и его мастерской.
«На все лады расхваливается место экспонирования православных святынь – принадлежащий Флорентийской архиепископии Римско-Католической Церкви Баптистерий Сан-Джованни, о котором в пресс-релизе ГТГ отмечено, что здесь «крестили Данте Алигьери, членов семьи Медичи и еще множество выдающихся жителей Италии»: «впервые за всю историю европейской цивилизации величайшие произведения русского средневековья будут демонстрироваться в одном из памятников, наиболее значимых для мировой и христианской культуры», - пишет автор блога.
По словам издания «Ведомости» (20.12.2011), «поскольку предрассудков - религиозных, атеистических, искусствоведческих, политических, неофитских - в нашем обществе скопилось угрожающее количество, то выставка еще до открытия была подвергнута критике. Упертых православных возмущал факт вывоза за границу икон, которые не дают для богослужения на родине, а вечно встревоженную музейную общественность раздражал несветский антураж выставки». В ответ на это итальянские участники экуменического «проекта» тут же заявили, что в Италии никто и не настаивал на вывозе к ним именно Рублева, и вся эта затея целиком и полностью лежит на российской стороне. Косвенно их слова подтверждает и директрисса ГТГ Ирина Лебедева, по словам которой «Государственная Третьяковская галерея как равноправный участник уникального историко-художественного и богословского проекта подошла с максимально возможной ответственностью как к отбору произведений для экспонирования в Италии, так и к их современному полноценному научному и технико-технологическому изучению».
В настоящее время во Флоренции, где в баптистерии помещен рублевский шедевр, разворачиваются самые настоящие уличные битвы со взрывами и многотысячными акциями протеста против расовой дискриминации. Так, на центральной площади Флоренции накануне собралось больше 12 000 участников, которые заблокировали входы во все прилегающие базилики.